Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных сказаниях (на примере древнего башкирского эпоса «Урал-батыр») | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Родной (нерусский) язык и литература

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 19.01.2018

Статья просмотрена: 1221 раз

Библиографическое описание:

Имматуллина, С. Ф. Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных сказаниях (на примере древнего башкирского эпоса «Урал-батыр») / С. Ф. Имматуллина, А. А. Миниахметов, З. Т. Маснавиева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1 (15). — С. 6-12. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1090/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

В наше время человек достиг гениальных открытий в области космонавтики, техники, атомной энергетики. Ежедневные сложнейшие медицинские операции не являются необычным событием для врачей, а легкое управление компьютером уже не сенсация для обычного первоклассника.

У человека много возможностей, желаний изменить мир. Познавая законы природы, мы пытаемся сделать ее лучше. Многочисленные машины и разные приборы дают возможность познать мир, узнать правила и закономерности, влиять на процессы, происходящие в природе.

«Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной», писал великий художник И. И. Левитан [1].

Природа — это то, что не создано человеком. Природа — это безграничный мир, наполненный таинственностью, волшебством и чудом.

Конечно, с древности мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще предстояло открыть, и еще с тех времен человека интересовало, как устроена природа. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что люди до сих пор с удивлением и радостью обращаются к мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы, показателем взаимоотношения этноса и природы.

Конечно же, мы задались резонным вопросом, каким образом познавая законы природы, мы пытаемся изменить свое отношение к ней?

  1.                Цель исследования. В связи с этим, целью данной работы является установление связи между нынешней природой башкирского края и башкирскими народными сказаниями, а также показать, что башкирские сказания имеют огромное воспитательное значение для молодежи и подрастающего поколения.

Проблема исследования. Каким образом понятие природы отображается в известном башкирском народном эпосе «Урал-батыр», и как связаны этнос и природа в старинных башкирских сказаниях?

Объект и предмет исследования. Башкирский народный эпос «Урал-батыр».

Задача исследования. Провести исследование башкирских сказаний для определения взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, влияния этнических традиций на отношение к природе и природопользованию.

Гипотеза исследования. Сделано предположение, что в образе Урал-батыра и других башкирских батыров проявились типизированные черты ментальности башкирского народа.

Методы исследования. Анализ текстов башкирских сказаний, систематизация, обобщение.

Научная и практическая значимость. Данная работа является исследованием, посвященным изучению истории взаимоотношений башкирского народа и природы, отражению природы в культуре башкирского народа, влиянию башкирских традиций на отношение к природе и природопользованию.

  1.                Сказания как неиссякаемый источник познания мировоззрения этноса. В борьбе с природой современный человек вооружил себя наукой и техникой. Всевозможные машины и приборы позволяют ему понять происходящие в мире явления, иногда даже влиять на них. Но каким прибором можно измерить глубину и силу чувств? Какой счетчик предупредит о нарастающей человеческой трагедии и экологической катастрофе? На сегодняшний день никакой!

Поэтому по отношению к себе у человека есть одно из великих средств познания — искусство и литература. Они не открывают абсолютных, непогрешимых истин, но именно они объясняют человеку, каков он есть и каким должен стать. Наполняя наше сердце светом, красотой, они помогают находить решение в трудные минуты жизни, озаряют людей идеями, помогая разобраться в нас самих и окружающем нас мире.

В те далекие годы, когда люди еще не имели представление о причинах, вызывающих различные явления природы (бури, ураганы, грозы, наводнения), у разных народов начали складываться свои легенды [2]. А также, через мифы [3] и сказания [4] народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Мы подробнее остановимся на некоторых башкирских сказаниях, которые дадут представление о «камил кеше», и постараемся показать не только ценность для мировой культуры, но и огромное историческое и экологическое значение эпоса «Урал-батыр» [5].

  1.                Взаимосвязь человека и природы в башкирских сказаниях. Башкирский народ богат своими сказками, легендами и сказаниями, в которых читателю представлен широкий спектр воззрений башкирского народа как древнего этноса, уходящего своими корнями в недра первобытнообщинного строя [6].

Дошедшие до нас из глубин веков, они воплощают в себе социально-нравственные, эстетические мировоззрения наших далеких предков, отражают природу в культуре башкирского народа.

Башкирский народный эпос «Урал-батыр» является наиболее ярким и монументальным памятником духовной культуры башкирского народа. Популярность и огромная ценность его в том, что в нём с высоким поэтическим мастерством отражены вечные темы взаимосвязи человека и природы.

Красочна палитра художественных средств самого произведения, богата и самобытна его образная система, отражающая особенности языческого сознания древнего человека. Он был частью природы, дитем природы, не знающим огня, живя лишь охотой на диких зверей. Например, это наглядно показано в следующем фрагменте эпоса «Урал-батыр».

Старик по имени Янбирде

С Янбикою, старухой своей

Приспособили для себя

Льва-арслана, чтоб их возил,

Сокола, чтоб пернатых бил,

Пиявку, чтоб кровь сосала,

Щуку, чтоб рыбешек хватала.

Если же рассмотреть сказку «Хылубика и Яркей» [7], то мы убедимся, что она пронизана тонкими чувствами любви к природе, соединявшей людей и первозданную природу. Например, животные служили Яркею, были преданы ему, всегда были готовы прийти на помощь: «Выйдя в поле, он сжег волос из гривы своего боевого коня, и тот вместе с собакой и зверями не замедлил предстать перед хозяином».

  1.                Отношение к животным в устном народном творчестве. Доброе отношение к животным и ко всему живому — еще одно из отличительных качеств менталитета башкир, что нашло отражение во многих произведениях устного народного творчества.

Ярким примером проявления доброты является Умыс [8] в одноименной сказке. Мы можем наблюдать еще в самом начале произведения, когда он еще ребенком, отдает последние деньги ради того, чтобы купить маленького ослика:

"…Повстречался ему на дороге старик, который вел жеребенка-двухлетку. Очень понравился Умысу жеребенок. И он спросил:

— Продашь жеребенка, бабай?

— Продам, — ответил тот, — цена столько-то рублей.

Умыс обрадовался:

— И денег у меня как раз столько. На, получай …"

В другой сказке «Алпамша-батыр» [9], главный герой всем сердцем любил животных. В самом начале произведения повествуется о его главной находке, которой он был несказанно рад: «Однажды ранней весной нашёл Алпамша на берегу озера больного гусёнка и очень обрадовался своей находке. Выходил он гусёнка, выкормил его, и к концу лета маленький гусёнок превратился в большого гуся».

Алпамша-батыр не один совершает подвиги, ему помогает его любимый и главный помощник — Акбузат (крылатый конь), вместе с ним они противостоят злу, одерживают победу. На свист батыра Акбузат готов в любой момент прилететь к нему, поддержать и помочь ему, как ни была тяжела его просьба. Преданность и верность батыру отражается в строках: «Слез Алпамша с коня и, перед тем как с ним расстаться, уговорился, что, если конь ему понадобится, он свистнет, Акбузат услышит свист и прибежит на зов».

Образ верного друга, Акбузата, занимает особое место и в эпосе «Урал-батыр», с помощью которого главный герой совершает подвиги, воюя с драконами, дивами, змеями. Источником силы, мужества батыров была богатейшая, девственная, никем не тронутая природа родного края.

Если рассмотреть сюжет данных произведений, мы увидим много общего, много схожего в характерах, поступках и поведениях главных героев. И, самое главное, можно убедиться, что секрет их силы был дарован природой. Именно она обогащала внутренний мир, озаряла светом новых идей, заставляла идти на подвиги, бороться за справедливость.

Мысль о бессмертии подвига героев, борющихся против сил зла, прославление вечно живой и обновляющейся природы — такова гуманистическая сущность эпоса.

  1.                Урал-батыр как яркий представитель башкирского этноса. Эпос «Урал-батыр» повествует о неразделимом единстве башкирского народа со своей Родиной, со своим родным краем, со своей Землей.

Главный герой эпоса — Урал-батыр, который является ярким представителем башкирского этноса, вобравший в себя лучшие черты своего народа, веру, обычаи, стремление к справедливости, их любовь к природе, к деревьям, ко всему, что окружает.

Отец, одумайся, посмотри

На палку, которую держишь в руках,

По ней глазами пробеги:

Молодо пела она в ветвях.

Нынче остругана вся она,

Вся побита, повреждена,

В дубинку голую превращена

В образе Урал-батыра нашли отражение нравственно-этнические и эстетические ценности, нормы поведения, предпочтения и приоритеты, сложившиеся в народном сознании башкир.

В эпосе наиболее ярко характеризуется национальный менталитет концепт «якшылык» — «добро», который сочетается с такими чертами национального характера, как «батырлык, ирлек» — «мужественность», что означает жертвование своей жизнью ради жизни на земле, совершение блага во имя народа, честность, гуманность, сыновняя почтительность, то есть все, что делает героя, по представлению башкир, целостной личностью — «камил кеше». Это и патриотизм, и ответственность, и выносливость, и доброжелательность, и благородство.

Младшего сына Янбирде отличала доброта. Его любовь к окружающему миру проявляется во всем: к девушкам-птицам, к змее, то есть ко всему хорошему и плохому. Урал-батыр выделяется среди других богатыров тем, что его путь — это поиски абсолютного добра, сохранения всего живого на земле.

Коль сильнее на тех, кто слабей,

Не охотились бы никогда.

Коль рожденные от матерей,

Не умирая, жили всегда;

Коль стебли трав и древесная крона

Не подчинялись такому закону,

Реки вовсе течь перестали,

Берега вконец обветшали;

Если б журчать ручьи перестали

Что за польза была бы тогда?

Он очень любил свою землю и все живое вокруг. Хотел сделать ее еще прекрасней, это мы понимаем с самого начала текста, потому что начинается эпос со спора: нельзя ли уничтожить Смерть? Нельзя ли убрать из вечного круговорота в природе одну закономерность? Урал предлагает зверям перестать охотиться друг на друга, что привело бы к концу Смерти. Но Уралу дает обстоятельный ответ Ворон. Он против предложения Урала, связывая борьбу со Смертью с изменением круговорота жизни. Ворон объясняет, что в прекращении истребления более слабого, выгоды никакой нет. Звери и птицы молча соглашаются с ним. Это означает, что никто не вправе изменить Законы Природы.

  1.                Вода как источник жизни, энергии и силы батыров. Вода как источник жизни и энергии играет важную роль в природе. Сказки башкирского народа содержат множество описаний явлений природы, а также такое свойство воды как убивать, так и оживлять.

Например, в [8] описывается следующее: «Затем она мертвой водой из первого пузырька обрызгала изрезанное тело Умыса. Изрезанные части тела соединились вместе, и тело приняло первоначальный вид. Живую воду из другого пузырька она вылила Умысу в рот. Тогда Умыс ожил, поднялся».

Вот еще пример из [7]: «Вышел на улицу и выстрелил в разные стороны. Как и предсказывал старик во сне, одна из стрел угодила в колодец. Умылся Яркей водой из того колодца, и тут же вернулись на место его глаза, и стал он видеть лучше прежнего».

И Урал-батыр отправился за живой водой, которая дает бессмертие человеку и природе, а смерть уничтожит.

Смерть — такая злодейка! Она

Глазу людскому не видна.

Есть тут способ только один:

Существует живой родник.

Выпьет кто из него — и вмиг

Обессмертит себя, говорят.

Смерть отступится говорят.

Урал-батыр — победитель Смерти, он становится культурным героем, приносящим людям понимание добра и красоты. Главный подвиг Урала состоит в том, что он преодолел бесчисленные препятствия, открыв тайну бессмертия жизни на земле, спасает все живое от Смерти.

Не желайте вечными быть,

Из родника Живого испить!

То, что на земле остается,

Чем все лучшее создается,

Сада краса и благоухание –

Это добро и благодеяние.

На пути к Живому роднику, Урал встречает древнего старика, от которого узнает, что законом вечности является добро. Старец, испивший живой воды и страдающий бессмертием, связывает понятие «бессмертие людей» только с их добрыми делами. По его мнению, если человек оставит после себя благородные поступки, он будет бессмертен, вечно будет жить в сердцах людей.

  1.                Завет Урал-батыра потомкам о сохранении природы. Урал-батыр достигает своей цели — находит Живой родник, но, не воспользовавшись им, которую сам отвоевал у драконов для людей, он окропил все вокруг, чтобы природа стала бессмертной, и она, увядающая, стала еще зеленее и прекраснее. Это значит, что бессмертие человеку не нужно, только он не должен нарушать законов природы.

И вот перед ним родник Живой –

Рот он наполнил его водой,

На горы, что воздвиг к небесам,

Прыснул тою водой, говорят:

«Пусть зеленеют голые чащи,

Пусть цвет бессмертия обретут,

Пусть птицы щебечут звонче и слаще,

Пусть люди веселые песни поют!

Пусть эту землю любит народ,

Пусть садом прекрасным она цветет!"

Еще один подвиг совершил герой для людей — он очистил Шульгеново озеро от нечисти. Выпив воду из озера, где кишмя кишели драконы и змеи, Урал умер.

«Выпью озеро сполна,

Иссушу до самого дна,

От дивов, оставшихся в живых,

Кто людям покоя не дает,

От Шульгена и гадов других

Навсегда избавлю народ!"

После этого Урал обращается к своему народу:

«Не пейте воду из тех озер –

Ждут болезни вас там и мор,

Злодеям поблажек не давайте,

Возле озера не застревайте».

Считаем, что слова Урал-батыра, обращенные тогда к народу, актуальны и сегодня. Он призывал очистить реки и озера от всякой грязи, иначе они представляют опасность для жизни и здоровья.

Урал-батыр является олицетворением духовности, нравственности, желания жить и умереть ради других. Последними словами — заветом людям были такие слова батыра:

«Дети, словам моим внемлите:

На земле, очищенным мною,

Людям добудьте счастье земное …

Пусть матерью будет доброта

Высокая честность и чистота;

Не подпускайте скверну к порогу,

А доброте — откройте дорогу!"

Герой эпоса Урал-батыр с самого начала вступал в борьбу за вечную жизнь всех людей, жертвовал собой ради освобождения от злых сил всего человечества.

Несмотря на то, что эпос пронизан идеей общечеловеческой судьбы, он возник в конкретном месте, в конкретной этнической среде, поэтому неразрывно связан с историей, культурой, мировоззрением башкирского народа.

Идель, сын Урал-батыра продолжил дело отца, добыл чистую воду для своего народа. Вот что говорится об этом в эпосе.

«Могу ль без воды оставить народ?

Если имя ношу — батыр,

Если не выбью источники вод –

Кто мужчиной меня назовет?" –

Так промолвил Идель … И вот

Гору своим мечом сечет;

Воды, белые, как серебро,

Заструились, звеня с горы

Прозрачные понесли дары.

Мы, потомки Урал-батыра, тоже должны следовать его заветам: очистить наши реки и водоемы от загрязнений, сберечь первозданную чистоту нашей башкирской природы, оставить Землю такой же прекрасной и зеленой для новых поколений!

Мы должны воспитать в себе чувство ответственности за всё, что происходит вокруг, стать таким же, как наш герой. Он является для нас примером отношения к природе, жизни, людям, будущему своего народа.

Природа рождает живое и прекрасное на свет, преподнося яркий урок всем нам. А главным компонентом силы природы является вода — чудо, волшебство, способное сотворить невероятные вещи!

  1.                Этиологические анимистические мотивы в эпосе «Урал-батыр». И по сей день, многое, что описано в эпосе, существует на территории современной Республики Башкортостан. Одно из ведущих мест в «Урал-батыре» занимает этиологические анимистические мотивы, которые существовали в сознании древних башкир.

Как описано в эпосе, Уральские горы [10] — это дорога Урал-батыра, которую он прошел на своем крылатом коне Акбузате, воюя с дивами, а самый высокий пик Уральских гор это могила батыра. Народная фантазия утверждает, что останки любимого батыра превратились в самоцветы и драгоценный металл, а кровь его — это нефть, черное золото Республики Башкортостан.

По содержанию эпоса видно, как все, что связано с Урал-батыром, служит народу. Например, жена его Хумай осталась птицей и выводит на радость людям красивых птенцов, она же привела на Урал разных животных и птиц.

От быка, которого победил на поединке Урал-батыр, произошли парнокопытные животные, Акбузат же пригнал свой табун и подружил коней с человеком. А живописные реки башкирского народа возникли благодаря сыновьям Урал-батыра и названы в его честь: Яик [11], Идель [12], Нугуш [13] и сына Шульгена — Сакмар [14].

Гора Ямантау [15] на юге Республики Башкортостан возникла из мертвого тела Азраки (злой див), поверженного Уралом, и означает Плохая гора или Злая гора. Среди местного населения она всегда пользовалась дурной славой и наводила страх. До сих пор считается, что если человек поднимется на ее вершину, может накликать на себя беду.

Известная Капова пещера [16] до сих пор хранит имя старшего брата Урала — Шульгена. Рисунки на стенах пещеры рассказывают о жизни древнейших людей на территории современного Башкортостана.

  1.                Экологические проблемы мест, наполненных легендами. Капова пещера или Шульган-Таш, названный именем родного брата Урал-батыра, очень известна исторической ценностью, с ней связано множество преданий и легенд. В свое время эта пещера была настоящим мифологическим центром, считалось, что здесь обитает дух Урал-батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому, кто его увидит — будет сопутствовать удача.

Как и любая пещера, Шульган-Таш имеет свою макро- и микро- природу, свои особенности. Раньше пещера была известна натечными образованиями [17], такими как сталактиты, сталагмиты, флаги, кальцитовые цвета, ванночки, пещерный жемчуг и другие пещерные образования.

Несмотря на предъявленные ограничения, урегулировать поток туристов в пещеру не удается, так же, как и заставить уважать памятники культуры и не сорить в пещере. Работникам заповедника приходится регулярно проводить в пещере «профилактические дни», выгребая из древнего святилища то, что оставили после себя «благодарные» туристы. Нас беспокоит, что, не задумываясь о том, что пещера является домом для редчайших животных, посетители портят атмосферу их дома. Они не ценят подарок природы, разбрасывают мусор, что губительно влияет на внутреннюю среду пещеры.

Мало кто задумывается над тем, что если кинуть веточку, тряпочку, бумажку и прочий мусор, то в пещере появится органика, а значит и микробы, и пещера перестанет быть такой, какой её создала природа.

Шульган-Таш по-прежнему остается центром внимания туристов со всего мира, что самым негативным образом сказывается на состоянии наскальных рисунков. Ученые считают, что для сохранения рисунков необходимо поддержание постоянного микроклимата пещеры, который несовместим с посещениями пещеры людьми.

В идеально чистой пещере в воздухе нет ни единого микроба, а сама обстановка пещеры, полумрак, древние каменные своды и неумолкающий мелодичный плеск капели, снимает все стрессы с перегруженной нервной системы усталого жителя техногенного мира, точно так же и здесь люди ищут спасения от аллергии и других болезней. С недавнего времени, рисунки начали тускнеть, учёные опасаются, что они могут исчезнуть совсем и навсегда.

Полагаем, что и наша пещера подверглась пагубному влиянию людей, не ценящих красоты и редкости природы, которые образовывались в течение многих миллионов лет.

Под негативное влияние человека попали и реки, которые Урал-батыр завещал сохранять и оберегать: Сакмар, Нугуш, и особенно Идель, именно на ее берегах построено большое количество предприятий.

А ведь Идель — это жемчужина Республики Башкортостан. Нет больше нигде такого места, где можно было бы проникнуться величием прекрасных гор Южного Урала, ощутить дух времени и почувствовать на себе власть прекрасных легенд и сказаний.

  1.            Выводы и заключение. Таким образом, мы считаем, что в эпосе «Урал-батыр» нашли отражение культура, история и мировоззрение башкирского народа. Мы рекомендуем изучение эпоса включить в программу общеобразовательных школ нашей страны. Сказание является живым родником для нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения.

Мы полагаем, что в любой школе мира дети должны узнать об Уральских горах не только вскользь на уроках географии, но и на уроках литературы, культуры и истории, изучая эпос башкирского народа «Урал-батыр», чтобы имя древнего героя стало известным миллионам жителей нашей планеты.

Эти могучие вершины гор — вечный памятник подвигам Урал-батыра, навсегда подарившим башкирской земле и всем людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.

Мы уверены, что, изучив башкирские сказания, узнав отношения этноса к окружающей среде, можно воспитать в себе ответственность за состояние природы в целом.

В связи с тем, что нами представлены лишь фрагменты огромной исследовательской работы, уверены, многие школьники всерьез заинтересуются историей башкирского народа, народным творчеством и экологическими проблемами своего родного края.

На сегодняшний день нравственность детей резко снижается, в сказаниях же всегда поднимаются вопросы нравственности, ответственности человека за состояние окружающей среды. Поэтому, читая народные сказания, каждый человек способен переосмыслить свое отношение к природе.

Мы настоятельно рекомендуем современным школьникам изучать не только историю, но и народное творчество своего коренного народа, участвовать в конкурсах, в которых требуется знание культуры и традиций своих древних предков, не останавливаться на достигнутых целях, всегда стараться идти дальше и получать новые знания.

 

Литература:

 

1.                  Левитан Исаак Ильич. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Левитан,_Исаак_Ильич (дата обращения 01.01.2018).

2.                  Зуева Т. В. Легенда. // Лас-Тунас — Ломонос. — М.: Издательство «Большая российская энциклопедия», 2011. — С.138.

3.                  Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М.: Издательство «Правда», 1990. — 655 с.

4.                  Сказание. Словарь литературоведческих терминов. // Словари и энциклопедии на Академике. // URL: https://literary_criticism.academic.ru/351/сказание (дата обращения 02.01.2018).

5.                  Шафиков Г. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Перевод с башкирского языка. — Уфа: Издательство «Башкирское книжное издательство», 1981. — 149 с.

6.                  Первобытнообщинный строй. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Первобытно-общинный_строй (дата обращения 02.01.2018).

7.                  Хылубика и Яркей. Мир природы — энциклопедия для детей. // URL: http://www.worldofnature.ru/literatura?view=book&id=522 (дата обращения 02.01.2018).

8.                  Умыс. Мир природы — энциклопедия для детей. // URL: http://www.worldofnature.ru/literatura?view=book&id=524 (дата обращения 02.01.2018).

9.                  Алпамша и смелая Сандугач. Ларец сказок. Татарские сказки. // URL: https://tatarskie-skazki.larec-skazok.ru/alpamsha-i-smelaya-sandugach (дата обращения 02.01.2018).

10.              Уральские горы. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральские_горы (дата обращения 03.01.2018).

11.              Урал (река). Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Урал_(река) (дата обращения 03.01.2018).

12.              Белая (приток Камы). Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_(приток_Камы) (дата обращения 03.01.2018).

13.              Нугуш (приток Белой). Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нугуш_(приток_Белой) (дата обращения 03.01.2018).

14.              Сакмара. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сакмара (дата обращения 03.01.2018).

15.              Ямантау. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ямантау (дата обращения 03.01.2018).

16.              Капова пещера. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Капова_пещера (дата обращения 03.01.2018).

17.              Натёчные образования. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Натёчные_образования (дата обращения 04.01.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): башкирский народ, природа, Урал, сказание, живой родник, Башкортостан, народ, пещера, эпос, крылатый конь.


Похожие статьи

Мифо-фольклорные образы в художественной литературе (на материале казахстанской прозы 60–80-х гг. ХХ века)

Бытование баллады С. Т. Аксакова «Уральский казак» в русском фольклоре Башкирии

Черты национального характера во фразеологической картине мира (на материале французского и русского языков)

Зоонимия калмыцкого языка (на материале эпоса «Джангар»)

Особенности пространственно-временной организации текста русской волшебной сказки

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Взаимосвязь в традиции и обычаях народов Средней Азии

Генеалогический анализ антонимов в исторических произведениях Алишера Навои

Влияние античной философской мысли на тюркский средневековый утопизм об устройстве общества

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство)

Похожие статьи

Мифо-фольклорные образы в художественной литературе (на материале казахстанской прозы 60–80-х гг. ХХ века)

Бытование баллады С. Т. Аксакова «Уральский казак» в русском фольклоре Башкирии

Черты национального характера во фразеологической картине мира (на материале французского и русского языков)

Зоонимия калмыцкого языка (на материале эпоса «Джангар»)

Особенности пространственно-временной организации текста русской волшебной сказки

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Взаимосвязь в традиции и обычаях народов Средней Азии

Генеалогический анализ антонимов в исторических произведениях Алишера Навои

Влияние античной философской мысли на тюркский средневековый утопизм об устройстве общества

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство)

Задать вопрос