Почему учителя делают замечания ученикам (анализ причин) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Ильин М. А., Власовец Н. А. Почему учителя делают замечания ученикам (анализ причин) // Юный ученый. — 2017. — №2.2. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/young/archive/11/821/ (дата обращения: 21.01.2020).



Актуальность исследуемого вопроса состоит в личной практической его значимости для автора работы. В результате наблюдений за реакцией учителей на уроках и переменах у первоклассника возник вопрос, почему учителям приходится часто «ругаться», делать замечания ученикам. Работа посвящена анализу этих причин.

Ключевые слова: рейтинг, виды замечаний, анализ причин.

В этом году я пошёл в первый класс. Проучившись в школе чуть больше месяца, я заметил, что учителя не только хвалят моих одноклассников и меня, но и нередко делают нам замечания или даже ругают. Во время наблюдений за настроением и реакцией учителей на уроках и переменах у меня возник вопрос: что нужно сделать, чтобы настроение у учителя было всегда хорошим, а время на уроке не тратилось на замечания и нравоучения?

Целью нашего исследования стал поиск ответа на вопрос: почему учитель делает замечания ученикам?

Для изучения данного вопроса была составлена анкета. Анкетирование проводилось в 1 «А» классе, а также в 5-6 и 10 классах.

В таблице 1 представлены результаты анкетирования 1 «А» класса. Из результатов видно, что мальчики от девочек по поведению в целом не отличаются.

Таблица 1

Результаты анкетирования 1 «А» класса

1 «А»

Девочки

Мальчики

Не ругали

3

2

Разговаривал(а) на уроке

3

3

Бегал(а) на перемене

1

2

Подрался(ась)

0

1

Не выполнил(а) домашнее задание

4

1

Получил(а) двойку

0

0

Забыл(а) тетрадь или учебник, или дневник

4

5

Опоздал(а) на урок

2

0

Не слушал(а) учителя

1

2

Пришёл(шла) в школу без сменной обуви

0

0

Пропустил(а) урок без уважительной причины

1

0

Списывал(а)

0

3

Играл(а) в телефон на уроке

0

0

На рисунке 1 представлены результаты анкетирования параллелей 1-х, 5-6-х и 10-х классов. Анализируя график, заметим, что ломаная линия 10 класса лежит выше ломаных линий 5-6 класса и 1 класса. В свою очередь, ломаная линия 5-6 класса лежит выше ломаной линии 1 класса. Из этого следует, что количество замечаний, сделанных обучающимся, увеличивается от 1 класса к 10 классу.

Рис. 1. Результаты анкетирования обучающихся разных классов

Увеличение, на наш взгляд, связано с несколькими причинами:

1) чем старше обучающие, тем дольше они учатся в школе и вероятность получить замечание возрастает;

2) чем младше дети, тем их жальче, и поэтому им реже делают замечания (жалеют);

3) с возрастом увеличивается доля ответственности ученика, поэтому чем старше обучающийся, тем больше с него спрос.

Данная зависимость нарушается в нескольких местах:

1) пункт «Подрался(ась)» можно объяснить различным темпераментом детей («драчун»);

2) уменьшение количества замечаний в 5-6 классе в пункте «Списывал(а)» по сравнению с 1 классом можно объяснить привыканием детей к самостоятельномувыполнению различных видов работ.

Изучая анкеты детей, было замечено, что некоторые отвечающие отмечали несколько вариантов при выборе замечания. Чтобы это учесть проанализировали анкеты согласно количеству замечаний, сделанных ученику (таблица 2).

Таблица 2

Зависимость количества сделанных замечаний от возраста обучающихся

Количество замечаний

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 класс

12

7

7

7

2

1

3

0

0

0

0

0

0

5-6 класс

1

8

5

6

5

6

3

3

2

0

0

0

0

10 класс

0

1

2

6

8

4

4

3

2

1

3

3

2

Анализируя таблицу 2, видно, что с увеличением возраста количество замечаний, сделанное одному ребёнку, увеличивается. Так в 1 классе нет детей, которым делали бы 7-8 замечаний, а 5-6 классе такие имеются. Так же в 5-6 классе нет детей, которым делали бы 9-12 замечаний, а в 10 классе они есть. Это объясняется количеством времени проведенным в школе, чем старше обучающий, тем дольше он находился в учебном процессе, тем больше вероятность получить замечание.

Рассмотрев зависимость количества сделанных замечаний обучающемуся от его пола, заметили, что значимых отличий нет, и мальчики и девочки одинаково получают замечания. Исключением является пункт «Отсутствие замечаний», здесь девочки лидируют с ощутимым преимуществом, 10 против 3. Отмечая данный факт, приходим к выводу, что девочки являются более прилежными учениками.

Таблица 3

Зависимость количества сделанных замечаний от пола обучающихся

Количество замечаний

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Девочки

10

11

8

8

9

4

5

2

2

1

2

1

0

Мальчики

3

5

6

11

6

7

5

4

2

0

1

2

2

Вернёмся к содержанию анкеты. Все предлагаемые ответы можно разделить на две группы: вопросы, связанные с поведением; вопросы, связанные с обучением. Лидером внутри каждой параллели стал пункт «Разговаривал(а) на уроке» (рис. 3), относящийся к группе вопросов, связанных с поведением обучающихся. А так же большое количество ответов имеет пункты «Бегал(а) на перемене» в первом классе. Данный пункт можно отнести к группе вопросов, связанных с поведением.

В 5-6-х и 10-х классах на втором месте по числу ответов пункт «Не выполнил(а) домашнее задание», что скорее всего связано с тем, что с переходом детей в старшие классы, контроль выполнения домашнего задания со стороны родителей ослабевает, что, в свою очередь, приводит к отсутствию положительного результата.

На третьем месте данного рейтинга во всех параллелях пункт «Забыл(а) тетрадь или учебник, или дневник», что объясняется слабым контролем со стороны родителей и, как следствие, в старших классов отсутствия выработанной привычки.

Рис. 2. Рейтинг

Чтобы результаты были более достоверными, было проведено анонимное анкетирование в социальной сети, где встречаются люди разных социальных слоёв, школ, возрастов и т.п. Результаты анкетирования представлены на рисунке 4 [1].

Из рисунка 4 видно, что лидирует пункт «Разговоры на уроке», что соответствует полученному результату при анкетировании обучающихся 1-х, 5-6-х, 10-х классов.

Считаем, что полученные результаты можно считать достоверными.

Подводя итог, можно сказать, что большинство замечаний, сделанных ученикам, связанны с нарушением правил поведения в школе.

соцсеть анкета конец.png

Рис. 3. Результаты анкетирования в социальной сети

Узнав, какие замечания ученики получают в школе, и,проанализировав причины, по которым дети в школе получают замечания, я пришёл к выводу, что большинство замечаний ученики получают, нарушая правила поведения.

Школа — общественное место. Здесь и взрослым, и детям необходимо соблюдать обязательные правила поведения и внутреннего распорядка. И тогда количество замечаний, сделанных ученикам учителем, резко сократится!

Литература:

  1. https://vk.com/id130330431 (страница социальной сети)
Основные термины (генерируются автоматически): класс, замечание, результат анкетирования, домашнее задание, ломаная линия, урок, пункт, школа, социальная сеть, большинство замечаний.


Похожие статьи

Схема анализа урока русского языка в начальной школе...

Ключевые слова: схема анализа урока в начальной школе, основные этапы современного урока, УУД, формируемые на уроках русского языка и литературного чтения. Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному образованию.

К вопросу о взаимном посещении уроков иностранного языка...

По объему домашнее задание может быть перегруженным, недостаточным, только на ближайшее занятие, на несколько занятий вперед, на всю тему, блок или раздел. По содержанию домашнее задание может быть только репродуктивным, только продуктивным, одновременно...

Психотравмирующие факторы в детских образовательных...

На первом этапе исследования учащимся предлагалось пройти анкетирование, основной целью которого было проанализировать отношения между учениками и педагогами. В анкетировании респондентам нужно было продолжить предложенные фразы: Меня обижает, когда учитель…

Анализ практики использования средств мультимедиа...

Это подтверждают данные анкетирования учителей гимназии № 177 г. Санкт-Петербурга, полученные в ходе констатирующего этапа педагогического исследования в рамках работы над магистерской диссертацией «Использование средств мультимедиа на уроках ОБЖ в 8 классе».

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков...

При анализе полученных результатов анкетирования, выяснилось

Анкетирование имеет большую ценность, так как это один из способов получения

Я также столкнулась с трудностями при разработке групповых заданий, уходило много времени на планирование урока.

Проблема школьной дисциплины | Статья в сборнике...

Заявление, что в этой школе или классе нет дисциплины, звучит как приговор: это плохая школа, это плохой класс, туда ребенка отдавать не следует. Недисциплинированный ученик — беда всей школы, недисциплинированный работник не нужен работодателю.

К вопросу об учебно-практических задачах обучения младших...

В статье рассматриваются учебно-практические задачи обучения младших школьников писать сочинение-описание, выделенные на основе действий редактирования текста. Использование учебно-практических задач обучения на уроках развития речи осуществляется на...

Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников

Остановимся подробнее на результатах анкетирования детей и их родителей. Анкета для школьников.

Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что во втором классе для учащихся (42%) отметка выступает важным мотивом учебной деятельности.

Похожие статьи

Схема анализа урока русского языка в начальной школе...

Ключевые слова: схема анализа урока в начальной школе, основные этапы современного урока, УУД, формируемые на уроках русского языка и литературного чтения. Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному образованию.

К вопросу о взаимном посещении уроков иностранного языка...

По объему домашнее задание может быть перегруженным, недостаточным, только на ближайшее занятие, на несколько занятий вперед, на всю тему, блок или раздел. По содержанию домашнее задание может быть только репродуктивным, только продуктивным, одновременно...

Психотравмирующие факторы в детских образовательных...

На первом этапе исследования учащимся предлагалось пройти анкетирование, основной целью которого было проанализировать отношения между учениками и педагогами. В анкетировании респондентам нужно было продолжить предложенные фразы: Меня обижает, когда учитель…

Анализ практики использования средств мультимедиа...

Это подтверждают данные анкетирования учителей гимназии № 177 г. Санкт-Петербурга, полученные в ходе констатирующего этапа педагогического исследования в рамках работы над магистерской диссертацией «Использование средств мультимедиа на уроках ОБЖ в 8 классе».

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков...

При анализе полученных результатов анкетирования, выяснилось

Анкетирование имеет большую ценность, так как это один из способов получения

Я также столкнулась с трудностями при разработке групповых заданий, уходило много времени на планирование урока.

Проблема школьной дисциплины | Статья в сборнике...

Заявление, что в этой школе или классе нет дисциплины, звучит как приговор: это плохая школа, это плохой класс, туда ребенка отдавать не следует. Недисциплинированный ученик — беда всей школы, недисциплинированный работник не нужен работодателю.

К вопросу об учебно-практических задачах обучения младших...

В статье рассматриваются учебно-практические задачи обучения младших школьников писать сочинение-описание, выделенные на основе действий редактирования текста. Использование учебно-практических задач обучения на уроках развития речи осуществляется на...

Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников

Остановимся подробнее на результатах анкетирования детей и их родителей. Анкета для школьников.

Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что во втором классе для учащихся (42%) отметка выступает важным мотивом учебной деятельности.

Задать вопрос