Процессуальные гарантии прав личности при применении мер пресечения в уголовном процессе
Автор: Морева Екатерина Юрьевна
Рубрика: Уголовное право и процесс
Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (2) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 08.09.2017
Статья просмотрена: 10972 раза
Библиографическое описание:
Морева, Е. Ю. Процессуальные гарантии прав личности при применении мер пресечения в уголовном процессе / Е. Ю. Морева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 2 (2). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/70/2703/ (дата обращения: 22.11.2024).
В настоящее время существует необходимость в совершенствовании теоретических положений принципа защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве, а также в разработке действующего механизма реализации данного принципа.
Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и возводит их защиту в одну из основных задач уголовного судопроизводства и важнейшею его функцию, реализация которых осуществляется органами предварительного расследования, и взаимодействующими с ними иными правоохранительными органами [1, c.90].
Процессуально-правовые гарантии — это содержащиеся в нормах права правовые средства, обеспечивающие всем субъектам уголовно-процессуальной деятельности возможность выполнять обязанности и использовать предоставленные права.
Государственным органам (должностным лицам) правовые гарантии обеспечивают возможность выполнять свои обязанности и использовать свои права для достижения задач уголовного судопроизводства, а гражданам — реально использовать предоставленные им процессуальные средства для защиты и охраны прав и законных интересов. Права, предоставленные органу государства (должностному лицу) в уголовном процессе, гарантированы обязанностью соответствующих лиц выполнять обращенные к ним требования и установленными законом санкциями за невыполнение этих обязанностей.
Поскольку одной из сторон процессуально-правового отношения всегда является государственный орган или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, особое значение в уголовном процессе приобретают процессуальные гарантии личности, охрана ее законных прав и интересов, обеспечение права на судебную защиту. Реальное обеспечение права личности, в первую очередь обвиняемого, является критерием оценки демократизма, гуманизма уголовного процесса.
Основу гарантий прав личности в сфере уголовного процесса составляют закрепленные и обеспечиваемые Конституцией права и свободы человека и гражданина.
Эти основополагающие нормы конкретизируются в уголовно-процессуальном законе применительно к стадиям процесса и правам, предоставленным участникам и иным субъектам уголовного процесса.
Подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный) могут защищать свои права как лично, так и с помощью защитника, представителей. Законом гарантированы права потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и иных участников процесса (свидетелей, экспертов, специалистов, понятых, переводчиков и др.). [3, c.112].
Системой гарантий охватывается весь комплекс средств обеспечения прав человека в ходе уголовного судопроизводства. Гарантией права является соблюдение иным лицом обязанности, обеспечивающей условия реализации данного ему права. Гарантии прав и законных интересов человека в уголовном процессе служат средством обеспечения возможности фактического использования предоставленных ему прав. В механизме обеспечения прав человека необходимо содержательно различать права и гарантии их надлежащего обеспечения, в том числе реализацию со стороны участников уголовного судопроизводства (например, вручения текста с процессуальными правами подозреваемого при задержании заподозренного лица) и защиты в случаях правонарушений.
В уголовном процессе все субъекты наделены процессуальными правами, основы которых предусмотрены в международных актах, Конституции РФ, уголовно-процессуальном законе. Гарантии прав и свобод человека рассматриваются как совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права. К гарантиям реализации прав и свобод человека относят и закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации. В соответствии с естественно-правовой теорией государство не создает, а признает уже существующие права, имеющие источником природу самого человека [2, c.88].
Среди уголовно-процессуальных гарантий особое место принадлежит конституционным положениям, выступающим в уголовном процессе в качестве его принципов, основных начал уголовного судопроизводства (главы 2, 7 Конституции РФ). Они являются базовыми в механизме обеспечения прав человека. Ссылки на неотъемлемые (неотчуждаемые) права человека содержатся в конституционных текстах Италии, Испании, Франции, ФРГ и ряде других стран. Однако, даже признавая надпозитивную природу некоторых прав человека, следует заметить, что позитивное закрепление Конституцией РФ основных прав является необходимой предпосылкой их защиты государством. Конечно, список прав, закрепленных конституцией, может носить открытый характер [6, c.128].
В рамках уголовного процесса все процессуальные гарантии в совокупности обеспечивают достижение задач, указанных в ст. 6 УПК РФ. Процессуальные гарантии при всем своеобразии объединены общим назначением, механизмы их действий также взаимосвязаны, нарушение одной нормы прав неизбежно порождает последующую цепь нарушений. Механизм действий правовых гарантий прав лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, является системой процессуальных норм и участников уголовного судопроизводства, реализующих эти нормы в определенном порядке. Назначение системы гарантий прав и законных интересов человека выражается в том, что в уголовном судопроизводстве они, во-первых, выступают средством, позволяющим свести до минимума судебные ошибки в отношении указанных участников уголовного судопроизводства, тем самым реализовать требования ст. 6 УПК РФ. Во-вторых, это средство обеспечения возможности фактического использования предоставленных им прав и придания им реального характера. Эффективность всей системы обеспечения прав определяется следующими критериями: наличием у каждого процессуального права соответствующей процессуальной гарантии; соответствием между общими и специальными гарантиями; наличием у каждого права, которое может быть ограничено не одной, а несколькими специальными процессуальными гарантиями. К общим гарантиям относятся обладающие универсальным содержанием и способностью обеспечивать необходимую защиту различным по характеру правам подозреваемого и обвиняемого; общие условия и специальные средства, обеспечивающие экономические, социальные, политические и духовные основы существования общества. Специальными гарантиями выступают процессуальные средства обеспечения, которые предназначены для защиты отдельных прав подозреваемого, обвиняемого, юридические средства непосредственного обеспечения реализации и охраны прав [5, c.122].
Важную роль в обеспечении законности и обоснованности уголовного судопроизводства играют процессуальные гарантии, т. е. установленные процессуальным законом средства, создающие условия для выполнения задач уголовного судопроизводства, справедливого правосудия. Процессуальные гарантии — это собственно субъективные права; это процессуальные средства, которые охраняют, обеспечивают права и законные интересы участников уголовного процесса; «установленные нормами уголовно-процессуального закона различные по своему конкретному содержанию средства, в совокупности своей обеспечивающие участвующим в деле лицам возможность реализовывать предоставленные им права». Э. Ф. Куцова понимает под гарантиями прав личности в уголовном процессе конкретные права и обязанности участников уголовно- процессуальных отношений. По мнению А. Л. Цыпкина, к процессуальным гарантиям следует относить также и правовые нормы. Другие авторы рассматривают гарантии как установленные нормами уголовно-процессуального закона различные по своему содержанию средства, в совокупности своей призванные обеспечить участникам процесса возможность реализовать предоставленные им права. К указанному возможно добавить, что под правовыми гарантиями следует понимать и определенные способы реализации прав и свобод участниками тех или иных правоотношений [4, c.133].
Процессуально-правовые гарантии — это содержащиеся в нормах права правовые средства, обеспечивающие всем субъектам уголовно-процессуальной деятельности возможность выполнять обязанности и использовать предоставленные права. Обоснованным представляется мнение о том, процессуальные гарантии имеют комплексное содержание, это и «процессуальная форма (основания, порядок, условия) их реализации и выполнение», и самостоятельное средство обеспечения прав и законных интересов субъектов уголовного судопроизводства (граждан и юридических и лиц), и «возможность наступления для нарушителей уголовно- процессуального закона (должностных лиц) определенных видов ответственности и применения санкций соответствующей отрасли права». Необходимо различать процессуальные гарантии правосудия и гарантии прав и свобод личности. Процессуальными гарантиями прав человека выступают те процессуальные нормы, которые закрепляют субъективные права участников уголовного судопроизводства, корреспондирующие им процессуальные права — обязанности должностных лиц, органов, ведущих судопроизводство, их процессуальную деятельность и процессуальную деятельность защитника, в ходе осуществления которой они получают свою реализацию. В системе процессуальных гарантий выделяются гарантии субъективных прав личности и гарантии публичного интереса, направленные на обеспечение правопорядка. Эти гарантии тесно взаимодействуют, однако их отождествление не допустимо, ибо ведет к размыванию целей уголовного судопроизводства. Она одновременно ограждает его личность от произвола органов расследования, так как именно гарантии устанавливают границы и правовые условия возможных действий должностных лиц. К личностным процессуальным гарантиям, например, подозреваемого и обвиняемого относятся предусмотренные законом специальные правила, сформулированные в виде отдельных самостоятельных положений, элементов принципов или порядка (формы), либо в виде прав и обязанностей самого подозреваемого и обвиняемого, их представителей, защитника, прав и обязанностей должностных лиц и органов, своим существом направленные, в первую очередь, на обеспечение осуществления и охраны прав, их законных интересов и обязанностей [6, c.98].
Таковыми, например, являются: правило о недопустимости задержания лица, подозреваемого в совершении преступления без оснований и условий, указанных в ст. 91 УПК РФ; применение меры пресечения — заключение под стражу без оснований, указанных в ст. 97 УПК РФ, обстоятельств, учитываемых при избрании меры пресечения (ст. 99 УПК РФ). Эти процессуальные правила служат непосредственной гарантией права неприкосновенности лица, являясь особенностью процессуальной формы, предусматривающей производство специальной отметки в протоколе задержания о разъяснении принадлежащих ему процессуальных прав, объявлении существа подозрения и оснований задержания, а также указании в постановлении о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу оснований ее избрания. Гарантии прав подозреваемого (обвиняемого) должны рассматриваться в их соотношении с правами и законными интересами других субъектов уголовного процесса (потерпевшего, свидетелей и др.), находящихся в конфликтных отношениях с подозреваемым (обвиняемым). Таким образом, процессуальные гарантии в сфере уголовного судопроизводства — это установленные законом средства и способы, обеспечивающие достижение задач уголовного судопроизводства и возможность реализации всеми субъектами уголовного процесса своих прав и выполнения обязанностей [5, c.122].
Изучение проблемы правового регулирования защиты прав и свобод участников уголовного процесса еще в советский период наглядно свидетельствует, что правосудие по уголовным делам осуществлялось с учетом «юридического приоритета общественных отношений» через механизм ограничения прав и свобод личности.
Процессуальными гарантиями прав личности являются те средства, которые обеспечивают фактическую реализацию этих прав. Например, право обвиняемого иметь защитника гарантируется разъяснением ему этого права, предоставлением права избрать защитника, предоставлением ему, в указанных законом случаях, бесплатно помощи защитника и др. Гарантии прав граждан в уголовном судопроизводстве существенно усилены тем, что решение о задержании подозреваемого свыше 48 часов, избрание меры пресечения содержания под стражей возможны только по решению суда. Суд дает разрешение на производство 11 следственных действий, в суд могут быть обжалованы действия и решения следователя, дознавателя, прокурора.
Обязанность по обеспечению прав граждан — участников процесса возложена на лиц, ведущих судопроизводство (следователь, прокурор, суд и др.). Они обязаны разъяснить участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав, принимать меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и не перелагать обязанность доказывания на обвиняемого; выносить законные, обоснованные и мотивированные решения; отменять решения, нарушающие права граждан, и восстанавливать нарушенную законность, обеспечить реализацию прав потерпевших от преступления.
Право на защиту человека можно охарактеризовать следующим образом: во-первых, по своему содержанию — это право общего характера, состоящее из совокупности процессуальных прав, предоставленных законом участнику уголовного судопроизводства; во-вторых, по своему предмету (цели) рассматриваемое право направлено не только на опровержение подозрения, обвинения, но также и на защиту других законных интересов, в том числе на защиту от незаконного и необоснованного применения мер процессуального принуждения; в- третьих, по способам осуществления данное право реализуется как самим подозреваемым, обвиняемым, так и их защитниками и законными представителями; в-четвертых, по его обеспечению (гарантиям) оно предполагает обязанность органов, осуществляющих уголовное преследование, реализовать возможность защиты [3, c.145].
Литература:
- Уголовный процесс России: Учебник / А. С. Александров, Н. Н. Ковтун, М. П. Поляков, С. П. Сереброва; Науч. ред. В. Т. Томин. — М.: Юрайт-Издат, 2014.-348 с.
- Уголовный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. А. В. Гриненко. — М.: Норма, 2015. -248 с.
- Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. Издание 6-е, перераб. и доп. — М.: Зерцало, 2013.-238 с.
- Уголовный процесс: Учебник для юридических высших учебных заведений / Под общ. ред. В. И. Радченко. — М.: Юстицинформ, 2014.-210 с.
- Уголовный процесс. Учебник / Под ред. Якупова Р. Х. — М., 2015.- 278 с.
- Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П. А. Лупинская. — М.: Юристъ, 2014.-256 с.