Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Громкие коррупционные дела ХХI века: чем это обернулось для законодательства Российский Федерации

Научный руководитель
Уголовное право и криминология
02.12.2025
15
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются наиболее резонансные коррупционные дела ХХI века в России и анализируется их воздействие на развитие антикоррупционного законодательства. Особое внимание уделено изменениям в правовых нормах и механизмах предотвращения коррупции, которые были инициированы в ответ на выявленные случаи.
Библиографическое описание
Байбародова, М. С. Громкие коррупционные дела ХХI века: чем это обернулось для законодательства Российский Федерации / М. С. Байбародова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 10 (52). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/307/10587.


Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идёт в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела.

Шарль Луи де Монтескьё «О духе законов»

Коррупция неизменно остается одной из самых острых и социально опасных проблем для российского общества и государства. За первые десятилетия ХХI века в России были раскрыты и получили широкий общественный резонанс несколько громких коррупционных дел, связанных с представителями высших органов власти и управленческого аппарата.

Данные преступления не только потрясли общественное мнение, но и показали необходимость реформирования правовых механизмов борьбы с коррупцией. Анализ судебных процессов и расследование выявил многочисленные пробелы и слабые места действующего законодательства, что в свою очередь стало стимулом к разработке и принятию новых норм и комплексных антикоррупционных мер. Настоящая статья направлена на рассмотрение и систематизацию последствий громких коррупционных дел ХХI века для российского антикоррупционного законодательства, с акцентом на изменения, произошедшие в нормативной базе и практике применения.

За последние два десятилетия Россия стала свидетелем нескольких резонансных коррупционных дел, которые породил системные изменения в антикоррупционном законодательстве. В этой части рассмотрим конкретные дела и их влияние на правовую систему.

Дело В. Г. (2015–2019) губернатор Республики Коми В. Г. был обвинен в создании преступного сообщества и крупном мошенничестве при хищении государственного имущества, в частности акций ОАО «Птицефабрика Зеленецкая», получение взятки и отмывание денег. Масштаб по данному делу оценивается в причинении ущерба региональному бюджету в 4,5 млрд. рублей Дело В. Г. продемонстрировало недостатки в контроле за региональными должностными лицами и послужило толчком к ужесточению требований к госслужащим, включая расширения антикоррупционных обязанностей и ответственности по Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (2015 г.). Законодатели усилили контроль за доходами чиновников и механизмами конфликта интересов.

В момент совершения преступления В. Г. контроль за доходами и имуществом государственных служащих в России был основан преимущественно на их декларациях [9].

Конкретные изменения по контролю за доходами и имуществом государственных служащих в федеральном законодательстве РФ получили отражения в Федеральном законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с дополнением статьей 8.2, введённой в 2024 году. Статья закрепляет контроль за законностью получения денежных средств должностными лицами и предусматривает обязательства по раскрытию всех источников доходов и активов [1].

Ранее, как уже отмечалось, контроль основывался на добровольных декларациях о доходах и имуществе, подаваемых чиновниками (статья 8 ФЗ-273), при этом возможности проверяющих органов были ограничены, отсутствовали прямые доступы к финансовой информации. Новая редакция закона (статья 8.2) установила, что уполномоченные органы имеют право получить достоверную информацию из банков, налоговых служб, депозитариев и иных структур, что позволяет проверить полноту и своевременность представленных сведений и устанавливать законность источников доходов.

Также были введены механизмы ужесточения ответственности за предоставление недостоверных данных и усилены требований по выставлению и предотвращению конфликта интересов [1]. В частности, чиновники обязаны информировать органы прокуратуры о попытках коррупционного давления в срок до 5 рабочих дне, что фиксируется законодателем в Федеральном законе № 258-ФЗ от 13.06.2023 [3].

Изменения дополняют нормы статьи 19.7.3 КоАП РФ, предусматривающей взыскание за недостоверное декларирование имущества и доходов. Таким образом, законодательство прошло существенную эволюцию от декларативного контроля к системному, основанному на межведомственном обмене информацией и усиленной ответственности чиновников [4].

Следующим значимым примером в борьбе с коррупцией стало дело полковника МВД З., который возглавлял подразделение по борьбе с экономической преступностью. Его обвинили в систематическом получении взяток на общую сумму свыше 1,4 млрд рублей, что стало одним из крупнейших коррупционных скандалов в правоохранительной системе России за последние годы. Преступление с полковником Д. З. наглядно показало, что даже в структурах, предназначенных для борьбы с преступностью, могут существовать масштабные коррупционные схемы. Сам факт задержания высокопоставленного сотрудника антикоррупционного подразделения и последовавшая уголовная проверка с большим перечнем изъятых активов резко усилили общественный запрос на прозрачность расследований и механизмы контроля за силовыми структурами. По итогам расследования значительная часть конфискованных средств была перечислена в бюджет, что подчёркивало практический эффект таких дел.

Судебные решения по делу, включая приговор 2019 года, а также последовавшие разбирательства по обращению в доход государства имущества, стимулировали активное обсуждение правоприменительных инструментом — от практики изъятия и обращения имущества до вопросов процессуальной защиты и проверки легитимности источников доходов близких фигурантов. В частности, правоприменительная практика вокруг конфискации у близких лиц вызвала обращение в Конституционный суд и ряд юридических разъяснений, которые в дальнейшем стали ориентироваться для судов и следственных органов при рассмотрении похожих дел.

Так, жалобы в Конституционный суд по делу З. касались прежде всего законности и порядка изъятия и обращения в доход государства имущества, обнаруженного у родственников и знакомых фигуранта, а также соответствия примененных норм Конституции РФ.

Ключевые мотивы, приведённые Конституционным Судом при отказе в принятии жалоб к рассмотрению, формулируются однозначно: оспариваемые нормы рассматриваются Судом как часть нормативного механизма государственного контроля за имущественным положением лиц, выполняющих публичные функции, и как законодательство установленные специальные меры, направленные на профилактику коррупции. Оценка же законности и обоснованности конкретных правоприменительных решений (включая установление фактических обстоятельств дела и проверку выводов судов нижестоящих инстанций) не входит в предмет конституционно-правовой проверки при процедуре приёма жалобы. В решениях подчёркнуто, что формальные процессуальные основания для отказа соблюдены.

В совокупности дело полковника МВД З. послужило катализатором не столько для принятия одной отдельной федеральной нормы, сколько для корректировок практики контроля, усиления внутренней дисциплины в правоохранительных органах и для законопроектных инициатив, нацеленных на совершенствование механизмов выявления незаконного обращения конфискованного имущества. Громкие коррупционные процессы способны менять не только публичные восприятия, но и правоприменительные приоритеты, порождая запрос на системные изменения в антикоррупционной системе.

В заключении следует подчеркнуть, что громкие антикоррупционные процессы XXI века выступили не столько источником одномоментных, новел законодателя, сколько мощным толчком к системным изменениям в правоприменительной практике, в институциональном поведении контролёров и в общественно-политическом запросе на прозрачность и ответственность. Параллельно укреплялись механизмы регулирования закупочной деятельности и учёта распоряжений государственным имуществом. Цифровизация закупок и обязательное размещение данных в ЕИС сделали возможным более оперативный и документально обоснованный надзор.

Следует так же отметить, что резонансные антикоррупционные процессы оказали заметное воздействие не только на юридическую систему, но и на общественное сознание, эффект, часто недооцениваемый при часто юридическом анализе. Публичность дел, демонстративность изъятий и громкие судебные слушания трансформировали частные правоприменительные процедуры в предмете широкого общественного обсуждения: СМИ и социальные сети выступили не только ретрансляторами фактов, но и площадками для моральной оценки действий власти. В общественном дискурсе такие процессы фиксировались как символы «борьбы с бедностью», способствовали усилению требований к прозрачности и подотчётности, а также формировали высокий запрос на институциональные изменения.

Одновременно эффект «прецедента» проявился и в поведенческой плоскости чиновничьего сообщества: страх публичного разоблачения и риск репетиционных потерь подталкивали многих должностных лиц к более осторожному, документированному принятию решений и к избежание сомнительных сделок. Наблюдаемое сдерживание носит как положительный аспект, такой как, повышение уровня осторожности и формализации процедур, так и риск парадоксального «удушения» управленческой инициативы, когда чрезмерная осторожность препятствует оперативному принятию решений [10].

Подводя итог можно сказать про то, что важнейшими выводами для законодателя и практики остаются следующие:

— дальнейшей кодификации и упрощения процедур конфискации и обращения имущества с ясными стандартами доказанности;

— улучшение межведомственной кооперации при анализе сложных имущественных схем;

— развитие аналитических и цифровых инструментов для превентивного контроля и эффективного прослеживания цепочек распоряжений;

— гарантирование процессуальных прав при принятии мер, затрагивающих имущественные права третьих лиц.

Общество, в свою очередь, должно сохранить требовательность к открытости и независимому контролю, не допуская при этом политизации правосудия. Только комплексный, взвешенный подход позволит превратить уроки резонансных дел их эпизодических шоков в долговременное укрепление правовой культуры и государственного управления.

Литература:

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http: // www.pravo.gov.ru — Ст. 8.
  2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http: // www.pravo.gov.ru, 08.04.2013.
  3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 31.07.2020 № 258-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http: // www.pravo.gov.ru.
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http: // www.pravo.gov.ru.
  5. Определение Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Захарченко Дмитрия Викторовича», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам» и «О прокуратуре Российской Федерации» от 24.10.2019 № 2949-О // Официальный интернет-портал правовой информации.
  6. Уголовное дело Александра Хорошавина // Российская газета URL: https://rg.ru/sujet/5784 (дата обращения: 27.10.2025).
  7. «Полковник-миллиардер» Захарченко получил 13 лет колонии // РБК URL: https://www.rbc.ru (дата обращения: 25.10.2025).
  8. Дело Вячеслава Гайзера // Интерфакс URL: https://www.interfax.ru/story/180 (дата обращения: 24.10.2025).
  9. Волков П.С Коррупционные дела XXI века: анализ и правовые последствия. — 1-е изд. — М.,: Юридическая литература, 2018. — 320 с.
  10. Морозов К.Л Законодательное обеспечение противодействия коррупции. — 1-е изд. — М.,: КонсультантПлюс, 2019. — 240 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи

Молодой учёный