К вопросу о правовом статусе самозанятых | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (42) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.06.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Кушевская, А. А. К вопросу о правовом статусе самозанятых / А. А. Кушевская. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 3 (42). — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8429/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с формированием правового статуса самозанятого населения в Российской Федерации, разграничением понятий «самозанятый гражданин» и «индивидуальный предприниматель», а также вопросы относительно создания условий для легализации деятельности самозанятых.

Ключевые слова: занятость населения, самозанятые граждане, правовой статус самозанятых граждан, индивидуальный предприниматель.

На сегодняшний день все еще актуальным является вопрос правового статуса самозанятых, а также вопрос регулирования отношений с потребителями их работ и услуг, в связи с тем, что большое количество граждан выполняет работы или оказывает услуги, при этом не имея официального статуса и не неся юридической ответственности за результаты своей деятельности.

Для разрешения данного вопроса необходимо обратиться к понятию правого статуса самозанятых граждан, а также разграничить понятия «самозанятый гражданин» и «индивидуальный предприниматель».

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность самозанятых является Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [1] (далее — Закон «О самозанятых»).

Важно отметить, что понятие «самозанятость» не упоминается в данном правовом акте. При этом термин «самозанятый гражданин» употребляется исключительно для целей налогообложения данных лиц. Иного практического применения данного понятия — нет.

В качестве признаков самозанятого гражданина можно отметить следующие:

  1. физическое лицо;
  2. не является индивидуальным предпринимателем;
  3. осуществляющее деятельность без привлечения наемных работников;
  4. цель использования результатов деятельности — личные, домашние и иные подобные нужды физических лиц.

Право на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью входит в содержание правоспособности гражданина.

В. В. Долинская в качестве способов реализации гражданами прав на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности выделяет [3, С. 114]:

  1. наемный труд, осуществляемый по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем;
  2. самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая в свободно избранной сфере индивидуально или совместно с другими лицами путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства.

Самозанятые представляют собой индивидуальную форму экономической деятельности.

В юридической литературе есть несколько точек зрения, относительно разграничения понятий: индивидуальный предприниматель и самозанятый:

  1. Ряд авторов отмечают, что данные понятия имеют существенное различие. Такого мнения придерживается Ю. О. Шибаршина, считая, что «основным отличием понятия индивидуального предпринимателя от самозанятого гражданина является невозможность нанимать сотрудников. Это связано с тем, что деятельность этой категории осуществляется благодаря их личным усилиям» [5, С. 558].
  2. Некоторые ученые в качестве различий указывают на иные отличия данных понятий. В частности, А. Ю. Шеина отмечает, что «самозанятые не предоставляют налоговую отчетность в соответствующие органы» [4, С. 75]. Следует отметить, что данное мнение имеет место быть, поскольку, как уже было отмечено ранее, самозанятость является исключительно налоговой категорией.

Интересным представляется определение, предложенное И. В. Ворониным, который под самозанятыми гражданами понимает «тех, кто по различным причинам не желает регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя» [2, С. 458]. Автором также отмечается, что главная задача законодателя в данном случае сводится к предложению условий, по которым легализация деятельности самозанятых граждан может оказаться привлекательной для них.

Закон «О самозанятых» устанавливает следующие условия осуществления приносящей доход деятельности:

  1. уплата налога в размере 4 % на доход, полученный от реализации товаров и услуг для физических лиц;
  2. уплата налога в размере 6 % на доход при продаже товаров и предоставления услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  3. отчисление 37 % в качестве взносов на медицинское страхование (входят указанные выше размеры налога);
  4. уплата пенсионных взносов осуществляется по желанию самозанятого. Размер таких взносов закон не устанавливает — самозанятый самостоятельно может определить их размер;
  5. для самозанятых не предусматривается уплата взносов на социальное страхование, а также предоставление налоговой декларации по данному налогу.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что на законодательном уровне не сформулировано четких критериев разграничения понятий «самозанятый гражданин» и «индивидуальный предприниматель». Предложения, высказанные в доктрине, основаны на соотношении признаков данных понятий.

Отсутствует перечень, а также критерии отнесения к субъектам, попадающих под указанную категорию. Тенденция граждан к выполнению работ и оказанию услуг из личных целей растет, тем самым формируя и развивая мелкое предпринимательство, поэтому необходимо установить единообразие понимания «самозанятый гражданин», определить его субъектный состав.

В настоящее время самозанятые имеют налоговые льготы и освобождения. Для того, чтобы большее количество граждан было заинтересовано в постановке на учет, необходимо стимулировать граждан путем увеличения государством перечня льгот.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 49 (часть I). ст. 7494. http://pravo.gov.ru
  2. Воронин, И. В. К вопросу об особенностях правового регулирования статуса самозанятых граждан в России // Вопросы российской юстиции. 2019. № 1. С. 456–460
  3. Долинская, В. В. Проблемы правового статуса самозанятых // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2018. № 1. С. 113–129
  4. Шеина, А. Ю. Проблема легализации самозанятых в российской федерации // Инновационное развитие. 2018. № 9 (26). С. 75–77
  5. Шибаршина, О. Ю. К вопросу о статусе самозанятых граждан в России / О. Ю. Шибаршина // Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии: Материалы V международной научно-практической конференции / Под редакцией А. В. Семенова, М. Я. Парфеновой, Л. Г. Руденко. — Москва: Московский университет им. С. Ю. Витте, 2018. С. 557–562

Ключевые слова

занятость населения, индивидуальный предприниматель, самозанятые граждане, правовой статус самозанятых граждан
Задать вопрос