Понятие принципа независимости судебной власти | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Уголовный процесс и криминалистика

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (42) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.06.2023

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Ширепов, С. В. Понятие принципа независимости судебной власти / С. В. Ширепов, К. Ю. Булуктаева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 3 (42). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8424/ (дата обращения: 02.05.2024).



В настоящей статье рассмотрено понятие принципа независимости судебной власти в Российской Федерации. В результате исследования установлено, что целесообразно поместить в Конституцию РФ новую главу, описав в ней полномочия судебной ветви власти. Независимость и самостоятельность судебной ветви власти является насущной потребностью для построения в России правового социального государства.

Ключевые слова: судебная власть, самостоятельность, независимость, принцип

Независимость судебной системы — один из важнейших принципов отечественного судоустройства на современном этапе развития российского государства. Этим базовым принципом, по мнению многих исследователей, определяется характер, сущность и особенности судоустройства, признанного демократическим и основывающегося на соблюдении других принципов (таких как принцип коллегиальности, состязательности, законности, равенства сторон и учёта баланса их интересов для вынесения справедливого решения) [1, с. 210].

В России суд признаётся автономным органом. Автономность проявляется во всех сферах — организационной, правовой, государственной.

Независимость судопроизводства — важнейшее исходное положение судоустройства не только в России, но и во всём мире. Вынесение судами справедливых решений возможно только в условиях полной и абсолютной независимости судебной системы. Любое влияние на суд со стороны кого бы то ни было недопустимо.

Правовая сущность рассматриваемого принципа определяется помимо прочего положениями Конституции РФ, в ст. 10 которой устанавливается, что в России государственная власть разделена на три ветви. Первая ветвь — законодательная (выполняет законодательные полномочия, в т. ч. по разработке законов), вторая — исполнительная (вырабатывает государственную политику, регулирует сферу оказания государственных услуг, обеспечивает качественное нормативное правовое регулирование и правоприменение), третья — судебная (ориентирована на отправление правосудия, решение правовых конфликтов, разрешение разного рода правовых споров). Органы, представляющие каждую из трёх ветвей власти, действуют независимо и в полной автономности от двух других.

Представляется, что предпосылки полной и абсолютной автономности судебной власти реализуются во многом благодаря установленному качественному конституционно-правовому регулированию. В отечественной доктрине обращается внимание, что принцип независимости суда изначально был закреплён именно в ст. 10 Конституции РФ. Остальные конституционные нормы и положения других законов и нормативно-правовых актов только дополняют, расширяют и детализируют исходную норму [2, с. 114].

В рамках анализа принципов судоустройства в России целесообразно рассмотреть отношение к ним отечественных учёных. Особенно интересны мнения по поводу принципа независимости судопроизводства.

Так, Лебедев В. М. связывает принцип независимости судопроизводства с другим принципом — разделения властей. По мнению учёного, рассматриваемому принципу присуща особая сфера реализации, а взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной отличается определённой спецификой [3, с. 34–35].

Кашепов В. П. при рассмотрении правовых основ регулирования судебной деятельности и статуса судебной системы в России обращает внимание на две особенности — самостоятельность и независимость. Исследователь подчёркивает, что принцип независимости судебной власти всегда был и всегда будет рассматриваться в качестве наиболее значимого конституционно-правового принципа. Такое его значение объясняется первостепенным влиянием на эффективность деятельности по отправлению правосудия [4, с. 26].

В трудах Петрухина И. Л. рассматриваемый принцип рассматривается как отправной. Именно он в наибольшей степени чем остальные, определяет статус судебной системы в государстве, так как именно судебная власть в современных условиях вынуждена постоянно доказывать своё равенство с законодательной и исполнительной ветвями власти [5, с. 719].

Лазаревой В. А. обращено внимание на то, что в современных условиях как никогда важно обеспечить реальную независимость и самостоятельность судебной системы, поскольку указанные принципы служат ключевыми критериями ценности её для общества [6, с. 11].

Ершов Е. Е. неоднократно подчёркивал, что независимость судебной системы требует обязательного обеспечения и соблюдения автономии (внутренней и внешней). Кроме того, судебная ветвь власти должна быть самодостаточной.

Как и судебная система в целом, независимыми должны быть и отдельные судьи. Этим обеспечивается вынесение беспристрастного, справедливого и обоснованного приговора. На судью при принятии решения не должны влиять ни иные органы власти, ни кто-либо из субъектов правовых отношений [7, с. 12].

Принцип независимости суда получил закрепление в статье 120 Конституции РФ, где говорится о независимости судей и их подчинении только федеральному законодательству и Конституции. Соответственно, независимость судебной системы и отдельных судей — взаимосвязанные понятия.

Суд, будучи независимым и свободным от любого внешнего влияния, может реализовать свои полномочия максимально качественно и беспристрастно. Поскольку в стране официально выделено три ветви власти, то можно говорить о том, что у судебной власти существует не только независимая, автономная и отдельная компетенция, но также индивидуальное правовое и ресурсное обеспечение, призванное обеспечивать адекватные стандарты взаимодействия с иными государственными структурами и институтами.

Современное гражданское общество в настоящее время подошло к такому этапу развития, при котором самостоятельность и независимость суда — объективная необходимость, а не чья-то прихоть. На этот момент обращают внимание многие отечественные учёные. Принципом независимости судебной власти предполагается наличие специального правового инструментария, позволяющего при помощи правовых средств оказывать воздействие той или иной силы на социальные и государственные институты. При этом не исключены также меры государственного принуждения.

Из сказанного можно заключить, что рассматриваемый принцип независимости тесно связан с обособленностью судебной системы, которой предполагается наличие единообразного механизма реализации функции власти от имени и в интересах государства. На практике реализацией рассматриваемого принципа предполагается формирование такой системы органов отправления правосудия, которые обеспечивали бы профессиональность, объективность, справедливость и эффективность при рассмотрении дел. Именно государство обязано следить за тем, чтобы в стране функционировала и адекватно работала система судебных органов и чтобы на неё не оказывали воздействия другие ветви власти.

Учреждение подобной системы предполагает охват судебной системой всего территории страны. Сама судебная система при этом должна отвечать актуальным правовым, социальным и иным потребностям регионов (например, быть доступной для населения), а также включать в себя органы, которые смогут рассматривать социальные конфликты и правовые споры любых видов.

Ключевой компонентой рассматриваемого принципа выступает перечень базовых функций судебной власти в системе государственной власти, посредством которых проявляется её обособленность (в том числе функциональная). С точки зрения функционала независимость судов в России определяется не только тем, что на законодательном уровне выделены отдельные специфичные направления деятельности судебной системы в государственном управлении, но также тем, что эти направления связаны с правом.

В контексте рассматриваемой темы нельзя не обратить внимание на компетенционную составляющую принципа независимости судебной системы. Полномочия суда, получившие закрепление в Основном законе страны, в своём комплексе представляют отдельный блок инструментов в системе правовых механизмов управления процессами социального характера.

Особо стоит сказать также и о ресурсной стороне рассматриваемого принципа. Данным аспектом предполагается использование судебной системой технических, материальных, человеческих и иных ресурсов, что является необходимым условием обеспечения независимости судов. Также этим аспектом предполагается свободный подбор работников и самостоятельность в решении вопросов отстранения судей от занимаемой должности. В данном аспекте нормы Конституции РФ развиваются в федеральном законодательстве (например, в Законе РФ № 3132–1 [8], Законе № 30-ФЗ [9] и др.). В настоящее время техническое и материальное обеспечение судов нельзя назвать идеальным. Однако реальная автономность при отсутствии достаточных ресурсов не является возможной в принципе. Согласно ст. 124 Конституции РФ, финансирование судебной системы осуществляется из федерального государственного бюджета. Финансирование должно быть в таком объёме, чтобы обеспечивались возможности полностью автономного отправления правосудия согласно действующему федеральному законодательству.

Полное отправление правосудия — это правосудие, которое полноценно обеспечивает определённые общественные потребности. Рассмотренные конституционные положения детализированы в Законе № 30-ФЗ от 10.02.1999 года «О финансировании судов РФ» [10].

В завершение следует сказать, что содержательной стороной рассматриваемого принципа охватывается несколько основных компонентов: ресурсное, компетенционное, функциональное, структурное и институциональное обеспечение. В этой связи целесообразно поместить в Конституцию РФ новую главу, описав в ней полномочия судебной ветви власти [11]. Независимость и самостоятельность судебной ветви власти является насущной потребностью для построения в России правового социального государства.

Литература:

  1. Абова Т. Е. Судебная власть / Под ред. И. Л. Петрухина. — М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 720 c.
  2. Правосудие в современном мире / В. И. Анишина, В. Ю. Артемов, А. К. Большова и др.; под ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой. — М.: Норма, Инфра-М, 2012. — 783 c.
  3. Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. — М.: Норма, 2000. — 368 c.
  4. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / Отв. ред. В. П. Кашепов. — М.: Юристъ, 2010. — 291 c.
  5. Судебная власть / Под ред. И. Л. Петрухина. — М.: Проспект, 2003. — 719 c.
  6. Лазарева В. А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение. — Самара: Изд-во Самарской гуманитарной акад., 2000. — 63 c.
  7. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В. В. Ершова. — М.: Юристъ, 2006. — 493 c.
  8. Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 30. — Ст. 1792.
  9. Федеральный закон от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  10. Федеральный закон от 10.02.1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  11. Судебная реформа: проблемы и перспективы / Отв. ред. Б. Н. Топорнин, И. Л. Петрухин. — М., 2001. — 207 c.
Задать вопрос