Субъекты исключительных прав на товарный знак: новеллы гражданского законодательства | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (41) апрель 2023 г.

Дата публикации: 04.04.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Масасина, Е. В. Субъекты исключительных прав на товарный знак: новеллы гражданского законодательства / Е. В. Масасина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 2 (41). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/247/8259/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье раскрываются и анализируются новеллы гражданского законодательства по вопросу круга лиц, который может быть правообладателем товарного знака. Действующее законодательство называет в качестве таковых лишь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако с 28.06.2023 в силу вступят поправки, внесенные Федеральным законом от 28.06.2022 № 193–ФЗ. Согласно новелле, физические лица смогут зарегистрировать товарный знак на свое имя. Означает ли это устранение каких-либо ограничений по кругу субъектов, либо распространяется только на физических лиц, упомянутых в абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК — вопрос открытый, наряду с другими, порождаемыми данным законом.

Ключевые слова: товарный знак, обладатель исключительного права на товарный знак, самозанятые.

В рамках действующего законодательства субъектами, обладающими исключительным правом на товарный знак, могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели (ст. 1478 ГК).

Очевидно, что, ограничиваясь указанным кругом лиц, законодатель предполагал, что товарный знак, являющийся средством индивидуализации товаров, необходим именно в рамках предпринимательской (экономической) деятельности. Действительно, товарные знаки чаще всего используются коммерсантами для различимости одних товаров от других в глазах потребителей. Это оказывает существенное влияние на достижение основной цели — получение прибыли, особенно, если речь идет о товарных знаках, давно знакомых потребителю.

Однако необходимость и целесообразность ограничения круга субъектов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами давно вызывает дискуссии среди теоретиков и практиков.

Общее направление мысли такого, что лишение физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, стать владельцем товарного знака — неоправданно, поскольку многие граждане время от времени продают собственную продукцию.

Предполагается, что логика законодателя такова: ст. 23 ГК РФ в п. 1 устанавливает возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так как товарный знак предполагает использование только в предпринимательской деятельности, то и распространять возможность его обладания физическим лицом ни к чему.

С другой стороны, закон также не запрещает быть субъектом исключительного права на товарный знак некоммерческим организациям, в том числе и тем, которые не могут заниматься деятельностью, приносящей доход, соответственно вопрос о необходимости обладания товарным знаком такими лицами остается открытым, а логика законодателя непоследовательной [5].

Более того, законодатель признает принадлежность исключительного права на товарный знак физическому лицу, которое зарегистрировано на территории другой страны в качестве правообладателя. Такая регистрация возможна на основании Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. [1].

Так, статья 5 Протокола к Мадридскому соглашению от 27 июня 1989 г. [2] указывает на невозможность отказа в охране товарного знака только на том основании, что применимое национальное законодательство допускает регистрацию знаков только для ограниченного числа классов или ограниченного числа товаров или услуг.

Эти и иные объективные причины сигнализировали о целесообразности пересмотра имеющегося ограничения.

Очередным толчком к изменению законодательства послужило введение категории самозанятых, которое позволило вести физическим лицам предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. По статистике Федеральной налоговой службы на июнь 2022 года число самозанятых в России превысило 5 миллионов человек [6], что свидетельствует о нарастающей доли самозанятых на рынке товаров и услуг. Данный сектор экономики также нуждается в доступе к эффективным методам защиты обозначений, используемых в качестве средств индивидуализации. Это возможно благодаря включению физических лиц в число, обладающих возможностью зарегистрировать товарный знак на свое имя.

Реформирование законодательства произошло 28.06.2022 года в связи с принятием Федерального закона № 193–ФЗ, вносящего изменения в часть четвертую ГК. Указанный закон с 29.06.2023 позволяет зарегистрировать товарный знак и знак обслуживания физическим лицом.

Данные изменения, по мнению ряда юристов, а также исходя из пояснительной записки, вызваны необходимостью уровнять индивидуальных предпринимателей и граждан, не зарегистрированных в качестве таковых, в праве на использование товарного знака. Это послужит очередным стимулом развития малого предпринимательства, организованного, в первую очередь, самозанятыми гражданами — присвоение товарного знака позволит более эффективно распространять товары и услуги, разработанные личными брендами.

Несмотря на бесспорную необходимость подобных изменений, федеральный закон все же порождает определенные вопросы практической направленности.

В частности, исходя из текста закона неясно, распространяется ли право на регистрацию товарного знака только на граждан указанных в абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК (самозанятые), либо такое право получат все без исключения физические лица, могут ли субъекты профессиональной деятельности (адвокаты и нотариусы) зарегистрировать товарный знак.

Законодатель, вводя соответствующие изменения, идет по пути исключения терминов «юридические лица» и «индивидуальные предприниматели» из определения товарного знака. Статья 1478 ГК, устанавливающая круг обладателей прав на товарный знак, вовсе утратит силу. Указанные новеллы создают ситуация правовой неопределённости.

Вероятно, если бы законодатель преследовал цель расширить круг субъектов только за счёт включения категории самозанятых граждан, то определение товарного знака было бы дополнено и имело следующий вид «на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак».

Если новеллы толковать расширительно, что приравнивается к устранению всех ограничений круга возможных правообладателей, то логично предположить о последующем фундаментальном изменении понимания правовой природы института товарного знака. Более того, подобное расширение круга лиц может привести к росту недобросовестных граждан, злоупотребляющих своими правами — в частности, в виде регистрации товарного знака без намерения использовать его по назначению.

Бесконтрольная регистрация товарного знака физическими лицами будет приводить к увеличению числа неиспользуемых обозначений, которые до истечения срока защиты, могут служить помехой для регистрации сходных товарных знаков. Все указанные риски будут неминуемо приводить к дополнительной нагрузке на судебную систему.

Другой вопрос, возникает в связи с соответствующими изменениями пп. 4 п. 1 ст. 1514 ГК, которая устанавливает случаи прекращения охраны товарного знака в связи с окончанием деятельности лица в качестве индивидуального предпринимателя. Принятые поправки изменяют данное положение и связывают прекращение охраны с фактом смерти гражданина-правообладателя, если отсутствуют основания для универсального правопреемства.

В действующей судебной практике устоялась позиция, что наследование прав на товарный знак за индивидуальным предпринимателем возможно только лицом, обладающим тождественным статусом. В ином случае исключительное право должно быть отчуждено в течении года [4].

Из буквального толкования поправок следует, что законодатель официально закрепил возможность наследования исключительных прав на товарный знак физического лица другим физическим лицом.

Негативным последствием такого дозволения может явится неиспользование товарного знака наследником либо использование, но в отношении товаров худшего качества, что приведет к отторжению потребителя.

Таким образом, несмотря на продолжительное вызревание идеи предоставления права регистрации товарного знака физическим лицам, её воплощение в Федеральном законе № 193–ФЗ нельзя назвать бесспорным. Неоднозначные законоположения влекут риски негативных последний принятия такого нормального акта на практике.

Литература:

  1. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года, вступило в силу для СССР 1 июля 1976 г. // Публикация ВОИС, № 260(R), 1992.
  2. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 27 июня 1989 г., вступил в силу для Российской Федерации 10 июня 1997 г. // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности http://wipo.int.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // «Парламентская газета», № 214–215, 21.12.2006.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020) «О судебной практике по делам о наследовании»// «Российская газета», № 127, 06.06.2012.
  5. Корнеев В. А. Исключительное право на товарный знак — право только предпринимателей? // Журнал Суда по интеллектуальным правам, № 26, декабрь 2019 г., с. 100–105.
  6. В России зарегистрировались 5 млн самозанятых. — Текст: электронный // Сайт Федеральной налоговой службы: [сайт]. — URL: https://www.nalog.gov.ru /rn54/news/activities_fts/12258990/ (дата обращения: 11.11.2022).

Ключевые слова

товарный знак, самозанятые, обладатель исключительного права на товарный знак
Задать вопрос