Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Уголовный процесс и криминалистика

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (41) апрель 2023 г.

Дата публикации: 22.03.2023

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Саттаров, Р. В. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве / Р. В. Саттаров. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 2 (41). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/247/8194/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор раскрывает особенности полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, права и свободы гражданина.

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место среди всех органов государственной власти, так как ее деятельность направлена непосредственно на защиту и охрану прав и свобод граждан, интересов, как общества, так и государства. Данная защита реализуется работниками прокуратуры от имени государства при помощи надзора за исполнением законов Российской Федерации. Также, при реализации своей деятельности, прокуратура стремится поддерживать законность и правопорядок для того, чтобы Россия окончательно стала демократическим правовым государством. При реализации уголовного преследования от имени государства в уголовном процессе прокурор выступает как полномочный представитель [2, с.32].

Необходимо отметить, что при исполнении порученных прокурору полномочий, он обязан помимо защиты интересов общества и государства, также обеспечивать законность в деятельности иных лиц, компетенцию которых составляет реализация уголовного преследования для того, чтобы исключить нарушения прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе.

В соблюдении законности и правопорядка в области осуществления государственной исполнительной власти выделяют особый вид правоохранительной деятельности — это государственный надзор, заключающийся в непрерывном, систематическом наблюдении за деятельностью органов или лиц, которые не находятся в их подчинении, с целью предупреждения и выявления нарушений законности. Надзор осуществляется специальными государственными органами. И самая значимая форма государственного надзора — это прокурорский надзор, который является одним из направлений органов прокуратуры РФ.

Анализ социальных условий развития института прокуратуры, всей системы факторов, которые определяют направление и темпы его реформирования, свидетельствует о переходном характере современного развития государства и общества, для которого на нынешнем этапе являются характерными: [3, с. 175].

— нестабильность,

— постоянный поиск изменений в социально-экономических отношениях государства и общества,

— продолжающееся перераспределение собственности и сложно происходящие здесь процессы,

— рост среди населения социального расслоения,

— криминализация экономики и усиливающаяся коррумпированность различных звеньев государственного аппарата,

— противоречивость и нестабильность законодательства, рост правового нигилизма и кризиса законности.

Правозащитная деятельность прокуратуры повышает ответственность перед обществом, требует постоянного совершенствования тактики и методики прокурорского надзора, заставляет искать иные способы действий для решения поставленных задач, предопределяет необходимость оперативного реагирования на нарушения в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим, с целью ликвидации, либо, в лучшем случае, уменьшения этих негативных процессов прокурорский надзор органов прокуратуры должен быть нацелен на утверждение законности и действовать там, где образуются правовые недостатки, которые не могут быть ликвидированы другими институтами правоохранительной системы или где они вообще отсутствуют.

Реализация полномочий прокурора в рамках надзора в уголовном судопроизводстве носит проблемный характер. И связано это с тем, что законодатель в регулировании прокурорского надзора очень непоследователен, нет системного подхода к формированию прав и обязанностей прокурора. Прокурор ограничен в реализации возможности влиять на меру пресечения в виде заключения под стражу, не может возбуждать уголовные дела, что ведет к потере доказательств. У прокурора нет полномочий по привлечению к ответственности следователей, которые допускают ошибки и т. д. Все это отрицательно сказывается как на реализации назначения уголовного судопроизводства, так и на эффективности прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве.

Обязанностью работников прокуратуры является добросовестное отношение к жалобам, заявлениям об ущемлении прав и свобод лиц, своевременное и грамотное рассмотрение и разрешение обращений, избрание необходимых мер по восстановлению нарушенного законодательства.

Если другие органы и должностные лица, получившие обращение по факту нарушений прав и свобод граждан РФ и лиц без гражданства проявляют бездействие или халатность, то прокурор уделяет особое внимание таким фактам, особенно при отсутствии принятых необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод.

Прокурор, представляя интересы граждан, защищая их права в сфере трудового законодательства, изначально грамотно сформулировал правовую позицию, прошел все инстанции и добился удовлетворения исковых требований, тем самым не допустил нарушения трудовых прав нескольких физических лиц. Нарушение трудовых прав работодателями — достаточно актуальная тема, и в этом вопросе значимость участия прокурора в аналогичных делах нельзя переоценить [3, с. 176].

Кроме того, Генеральным прокурором в докладе особо подчеркнуты вопросы безопасности несовершеннолетних, а именно защита подростков от насилия, негативной информации, вовлечения в употребление наркотиков и иную противоправную деятельность, распространение в молодежной среде идеологии криминальных субкультур, а также охрана жизни и здоровья жителей России, государственная социальная поддержка пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других категорий граждан, качество и стоимость получаемых коммунальных услуг, комфорт и безопасность проживания, долевое строительство и многое другое.

Вся надзорная деятельность прокуратуры основывается на превентивной функции. Работа прокурора по предупреждению нарушений заключается в том, чтобы разъяснять права и способы из защиты в случае нарушения гражданам. Так прокуроры выступают в СМИ, консультируют граждан, проводят чтение лекций или беседы на правовые темы. Выявление прокурором нарушений законов, и заблаговременное принятие мер по их устранению пресекают противоправные действия, препятствуют их распространению. Поскольку зачастую граждане не обладают знаниями законов, не в полной мере знают свои права и обязанности, которые должны исполнять согласно требованиям закона, такие предупредительно-профилактические мероприятия повышают правовую грамотность населения страны, тем самым обучают граждан отстаивать свои права, и соблюдать требования действующего законодательства.

Если прокурор имеет сведения о готовящемся нарушении закона, он объявляет должностным лицам предостережения о недопустимости такого нарушения закона что играет огромную роль в предупреждении нарушений.

Несомненно, прокуроры наделены широкими полномочиями для осуществления надзора за соблюдением и защитой прав и свобод граждан. Организовывая работу в этой области, прокурор должен ясно представлять и учитывать реальные возможности прокуратуры в сфере защиты прав и свобод граждан, а также реальные возможности соответствующих государственных и муниципальных органов, которые исходя из своих функций и предназначения, обязаны защищать права и свободы физических лиц. На руководителя прокуратуры возложена немалая ответственность, и порой стоят неразрешимые задачи. Руководитель прокуратуры должен достоверно знать о состоянии исполнения и исполнимости действующего законодательства, о тех правах и свободах, нарушение которых в каждом конкретном регионе является наиболее распространенным, требующим незамедлительного вмешательства органов прокуратуры и других правоохранительных органов.

В результате своей работы прокурор, выявляет нарушения прав и свобод определенных лиц, и тут он обязан отреагировать на данные нарушения безотлагательно. В случае выявленного нарушения прав и свобод человека и гражданина, компетентным прокурором в зависимости от характера нарушения, принимаются акты прокурорского реагирования.

В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением и защитой прав и свобод граждан «на местах», немаловажное значение имеют Соглашения о сотрудничестве прокуратур в субъектах РФ и региональных уполномоченных. Если такое сотрудничество будет иметь место не только в «центре», но и в регионах России, это будет вносить гораздо больший вклад в развитие прокурорского надзора в сфере соблюдения и защиты прав и свобод. Территория нашего государства велика, и региональное взаимодействие будет результативнее для решения поставленных перед органами прокуратуры и уполномоченными по правам человека задач.

Известны случаи, когда Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации приходится обращаться непосредственно в генеральную прокуратуру, когда прокуроры на региональном уровне не в силах восстановить нарушенное право.

Взаимодействие прокуратуры и уполномоченных по правам человека нуждается в постоянном совершенствовании и развитии, чтобы цели по защите прав и свобод человека и гражданина были реально достижимыми, и предоставленные законом функции Уполномоченного по правам человека и прокуратуры Российской Федерации реализовывались в полном объеме для их достижения. Кроме того, необходим более ответственный подход к такому взаимодействию: оперативное реагирование на предложение уполномоченных по правам человека со стороны органов прокуратуры, а также активная совместная предупредительно-профилактическая работа уполномоченных и органов прокуратуры [2, с. 33].

Анализ ведомственной статистики показывает, что на этапе принятия решений по поступившим сообщениям о преступлениях органами прокуратуры выявляются многочисленные факты нарушений положений Уголовно- процессуального кодекса, как сотрудникам и органов дознания, так и предварительного следствия. Приведенные данные свидетельствуют о значительной роли прокуратуры, заключающейся в том числе, в контроле и надзоре за соблюдением законности при осуществлении уголовного судопроизводства его участниками.

Однако для повышения результативности надзорной функции прокурора на данной стадии уголовного судопроизводства действующее уголовно-процессуальное законодательство требуется внесение изменений и дополнений.

В результате принятия федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ процессуальный статус прокурора претерпел серьезные изменения — в частности, произошел значительный сдвиг в пользу надзора, а часть полномочий, связанных с руководством расследованием, перешла руководителю следственного органа [1]. К сожалению, при этом законодатель продемонстрировал некоторую непоследовательность, сохранив для прокурора отдельные полномочия, которыми по всей логике должно наделяться лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью следователя. В частности, поддерживать в суде ходатайства следователя об избрании запрета определенных действий, залога, домашнего ареста или заключения под стражу, а также о производстве следственных действий, предполагающих ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, должен руководитель следственного органа, как должностное лицо, дающее согласие на их возбуждение».

Несмотря на все изменения, произошедшие с момента принятия УПК и по сегодняшний день, можно констатировать их недостаточный характер, т. к. в ряде случае положение прокурора сводится до обычного заявителя, а объем полномочий за деятельностью следователя и дознавателя отличается.

Прокурор в уголовном судопроизводстве обладает генеральным государственным полномочием как на досудебной, так и в судебной стадии по осуществлению уголовного преследования лиц, виновных в совершении преступления, обеспечивая тем самым конституционное право потерпевшего лица к правосудию и компенсации причиненного ущерба.

Литература:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 05.06.2007 N 87-ФЗ (последняя редакция)
  2. Азизова В. Т. Сущность и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина // Наука сегодня. — 2017. — № 5. С.32–38.
  3. Сиваева, А. А. Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина / А. А. Сиваева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 175–177. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62072/ (дата обращения: 09.03.2023).
Задать вопрос