Правовой механизм валютного контроля: теоретические и практические проблемы | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (41) апрель 2023 г.

Дата публикации: 20.03.2023

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Шурухина, А. О. Правовой механизм валютного контроля: теоретические и практические проблемы / А. О. Шурухина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 2 (41). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/247/8190/ (дата обращения: 03.05.2024).



В настоящее время валютные правоотношения, подпадающие под государственный контроль, имеют крайне динамичный характер своего развития, что, в свою очередь, приводит к появлению существенных недостатков в административно-правовом регулировании валютного контроля. В данной статье исследована роль валютного контроля, осуществлен анализ его административно-правового регулирования, а также затронуты отдельные проблемы в рамках очерченного вопроса. Сделан вывод о том, какие меры необходимо предпринять для разрешения указанных проблем и повышения эффективности реализации контроля в сфере валютных правоотношений.

Ключевые слова: валютный контроль, административно-правовое регулирование, экономика, валютное регулирование.

Валютное регулирование и валютный контроль выступают в качестве средства реализации валютной политики государства. Указанные явления как инструменты валютной политики направлены на сферу обращения валютных ценностей, связанных с внешней торговлей и перемещением капитала, операциями с наличной иностранной валютой и обеспечение стабильности и конвертируемости российского рубля.

На сегодняшний день в условиях действия экономических санкций в отношении нашего государства, особое внимание нацелено на вопросы стабильности валютного курса и эффективного управления валютным рынком в рамках обеспечения экономической безопасности страны. Исходя из этого, на современном этапе валютный контроль приобретает все более значимую роль, поскольку он представляет собой составляющую общего механизма финансовой стабилизации, расширения масштабов внешней торговли и усиления постоянства национальной валюты. Наряду с этим, стоит отметить, что именно валютный контроль способен эффективно препятствовать утечке капитала из страны, контрабанде наличных денежных средств и иных негативных явлений, что, бесспорно, подтверждает его значимость в аспекте экономической безопасности страны [3, с. 116].

По общему правилу, контроль в сфере валютных правоотношений представляется как составной элемент единой и согласованной системы финансового контроля государства, являясь при этом особым видом государственного контроля, имеющего свои отличительные свойства и осуществляемого с целью обеспечения соблюдения норм валютного законодательства. При этом, от эффективности его функционирования зависит стабильность валютного курса и денежного обращения в государстве, общее состояние золотовалютных запасов, а также инвестиционный и внешнеэкономический потенциал государственной экономики.

В связи с реализацией экономических санкций, введенных в отношении нашей страны США и другими недружественными странами, Россией были приняты меры по стабилизации валютного рынка [2, с. 53]. Данные меры касались, в том числе, вопросов валютного регулирования и валютного контроля. Стоит заметить, что изменения, утвержденные в законодательстве в сфере валютных правоотношений, имели динамичный характер принятия и предотвратили множество негативных аспектов, которые имели место быть в сложившейся ситуации. Однако, наряду с тем, что большинство принятых в недавнее время нововведений в отношении административно-правового регулирования валютного контроля позитивно отразилось на формировании и развитии рассматриваемого института, на данный момент все еще присутствуют неразрешенные не менее важные проблемы регламентации валютного контроля и практики его применения.

Так, первая обнаруженная нами в процессе исследования проблема административно-правового регулирования валютного контроля, по нашему мнению, заключается в пробеле законодательства, выражающемся в отсутствии законодательно закрепленного понятия «валютный контроль». В связи с тем, что основным законом, регулирующим валютные правоотношения, является Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1], полагаем, что необходимо придать особое значение проблеме отсутствия именно в обозначенном законодательном акте определения такого основополагающего понятия, как «валютный контроль».

Переходя к непосредственному рассмотрению данного пробела, прежде всего, следует отметить, что при исследовании вопросов правового регулирования валютных правоотношений можно предположить, что понятие «валютный контроль», как и другие отдельные дефиниции и термины, не содержится в законодательстве по причине отнесения его к группе оценочных понятий. При анализе термина «оценочное понятие» наблюдается, что разные авторы придерживаются близких по смыслу мнений на этот счет. Так, например, А. В. Петров полагает, что оценочное понятие стоит расценивать как выраженное в правовых нормах положение, содержащее в себе лишь наиболее значимые признаки явлений, которые, в свою очередь, не подлежат разъяснению со стороны законодателя с целью того, чтобы их конкретизация в ходе правоприменения происходила посредством оценки и способствовала более целесообразному использованию [4, с. 32].

С одной стороны, стоит согласиться с тем, что рассматриваемые оценочные понятия имеют место быть в различных правовых сферах и придают формам некоторую гибкость. Однако, если подойти к данному вопросу с другой стороны, то можно прийти к выводу, что существование оценочных понятий как таковых несет и ряд негативных последствий. Так, оперирование оценочными понятиями в деятельности правоприменителей представляет собой определенную сложность для последних, и, вместе с этим, может порождать неоднозначные мнения по поводу определения рассматриваемого понятия в юридической плоскости, что, впоследствии, приводит к расхождению в направлениях правоприменительной практики.

На наш взгляд, понятие «валютный контроль» недопустимо приравнивать к категории оценочных понятий, поскольку отсутствие конкретно определенного предмета правоотношений приводит к неоднозначному толкованию обозначенного понятия среди научных деятелей и правоприменителей и, соответственно, порождает неспособность органов правосудия сформировать единую и согласованную политику в части применения норм данного Закона. В свою очередь, это указывает на необходимость заполнения рассматриваемого пробела в указанном федеральном законе соответствующим понятием.

На основании вышесказанного в целях устранения обозначенной проблемы, в частности, конкретизации терминологии считаем целесообразным предложить следующее изменение в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ [1]:

— п.1 ст.22 дополнить следующим положением: «Валютный контроль — деятельность уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений».

Еще одной немаловажной проблемой в сфере административно-правового регулирования валютного контроля в настоящее время является проблема, обусловленная противоречием норм Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и предписаний, утвержденных в рамках реализации контрсанкционных мер.

В последний год в сложившихся общеизвестных условиях политического и экономического характера, осложненных введением санкционных мер в отношении российских организаций и граждан, происходит постоянный процесс разработки и внедрения мер реагирования на новые внешние и внутренние вызовы. Наряду с этим, непрерывная корректировка вводимых ограничений осложняют внешнеэкономическую деятельность российских компаний и граждан, связанную с сотрудничеством с иностранными контрагентами. Стоит отметить, что в данный момент меры поддержки в сфере валютного регулирования и валютного контроля принимаются чуть ли не еженедельно, однако, с ними сложно разобраться и сложно сопоставить их с теми, что уже имеются.

Как было выяснено ранее, основополагающим нормативным правовым актом федерального уровня, который устанавливает порядок проведения валютных операций и регламентирует механизм осуществления валютного контроля представляется Федеральный закон № 173-ФЗ. Однако, стоит заметить, что в указанный закон в предшествующем и текущем годах было внесено не так много изменений. Большая же часть нововведений, направленных на выход из сложившейся ситуации, закреплена в иных актах, а именно, Указах Президента Российской Федерации, официальных разъяснениях Банка России, его письмах, информации, представленной Минфином России, а также выписках из протокола заседания Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Можно заключить, что на данный момент происходит фактическое формирование параллельного пласта соответствующих правовых положений, регламентирующих определенные аспекты проведения деятельности в рамках валютной сферы. Исходя из вышесказанного, на практике все чаще и чаще возникает справедливый вопрос, какие нормы превалируют — положения Федерального закона № 173-ФЗ или антисанкционные предписания? Обоснованность указанного вопроса заключается в том, что в отдельных случаях данные положения или противоречат друг другу, или в некоторой степени пересекаются, где одно перекрывает другое.

В подтверждение существования на практике данной проблемы, а также для определения конкретного проблемного аспекта, который нуждается в разрешении, стоит обратить внимание на следующее положение, требующее нового прочтения в связи с действием контрсанкционных мер. Так, ст. 6 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ [1] гласит, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. На текущий момент указанный закон предусматривает исключения лишь в рамках валютных операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте — напомним, такие операции в России производятся в только через уполномоченные банки и государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» и ограничения в их отношении обусловлены целью — предупредить существенное сокращение золотовалютных резервов, резкие колебания курса рубля, а также поддержать устойчивость платежного баланса страны. Однако, по факту, на данный момент положения указанного закона реализуются в отрыве от специальных мер, закрепленных в Указах Президента Российской Федерации в сфере валютного контроля, что, прежде всего, говорит о рассогласованности общей правовой системы.

Исходя из приведенных положений, прослеживается, что на практике обозначенная проблема, обусловленная противоречием норм Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и предписаний, утвержденных в рамках реализации контрсанкционных мер, действительно существует и требует незамедлительного решения. В связи с этим, в качестве возможного разрешения обозначенной проблемы видим целесообразным следующее:

1) внести изменения в ст. 6 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и дополнить действующую редакцию следующим положением:

— «за исключением валютных операций, в отношении которых введены дополнительные ограничения в связи с контрсанкционными мерами»;

2) привести в полное соответствие иные, имеющие противоречие введенными контрсанкционным мерам положения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и контрсанкционные предписания.

Данные изменения, на наш взгляд, позволят достичь упрощения понимания участников валютных правоотношений действующих в настоящее время положений, регламентирующих осуществление указанными лицами своей деятельности, и в то же время, поспособствуют идеям целостности и структурированности законодательных норм.

В заключение хочется отметить, что на данный момент, в условиях неустойчивой и напряженной общей экономической ситуации, обнаружение и разрешение существующих правовых проблем административно-правового регулирования валютного контроля выступает задачей первостепенной важности на текущем этапе развития Российской Федерации. От этого, прежде всего, зависят вопросы общей экономической стабильности государства, справедливого и комплексного регламентирования правоотношений в валютной сфере и, вместе с этим, обеспечение гарантий защиты прав участников валютных правоотношений.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 15.12.2002. № 50. ст. 4859.
  2. Астахов А. А. Перспективы развития валютного и экспертного контроля в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5–1 (87). С. 53–57.
  3. Ильина Е. А. Актуальность вопроса осуществления валютного контроля на современном этапе // Академическая публицистика. 2022. № 6–2. С. 116–124.
  4. Петров А. В., Фабрика И. В. Некоторые вопросы логико-методологических оснований исследования оценочных понятий. // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2015. № 2. С. 30–34.
Задать вопрос