Модели множественного единоличного исполнительного органа корпорации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (41) апрель 2023 г.

Дата публикации: 24.02.2023

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Александрюк, П. Е. Модели множественного единоличного исполнительного органа корпорации / П. Е. Александрюк. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 2 (41). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/247/8128/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор описывает возникновение множественного единоличного органа в российском правопорядке, раскрывает сложившиеся на практике модели множественного единоличного органа, а также обозначает существующие проблемы при введении такого органа в корпорации.

Ключевые слова: корпорация, исполнительный орган, управление, ЕГРЮЛ, устав.

Как известно, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы [1, п. 1 ст. 53], при этом правовое регулирование образования, разграничения компетенций таких органов осуществляется на основании федеральных законов, иных правовых актов и учредительных документов юридического лица. Применительно к корпорациям закон [1, ст. 65.3] выделяет необходимость формирования следующих органов: высший орган управления (общее собрание участников, акционеров), единоличный или коллегиальный исполнительный орган и в зависимости от вида корпорации также к обязательным органам корпорации может быть отнесено формирование коллегиального органа управления (наблюдательный совет, совет директоров).

Единоличный исполнительный орган — это именно тот орган, который осуществляет руководство текущей деятельностью корпорации, действует от имени корпорации без доверенности и выступает в гражданском обороте от имени корпорации [2, ст. 40] [3, ст. 69]. В 2014 году в связи с масштабной реформацией гражданского законодательства [4] в структуру корпоративного управления была введена новая для российского правопорядка модель единоличного исполнительного органа — множественный единоличный исполнительный орган (далее — множественный ЕИО). Теперь учредительным документом юридического лица можно было предусмотреть что полномочия выступать от имени юридического лица могут быть представлены не одному, а сразу нескольким лицам (физическим или юридическим).

Правовое регулирование множественного ЕИО осуществляется только Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), норма не была продублирована в специальные законы, регулирующие отдельные виды юридических лиц, поэтому положения ГК РФ в части множественного ЕИО являются унифицированными для всех юридических лиц. При этом ГК РФ предлагает юридическим лицам лишь две модели формирования множественного ЕИО: совместное действие множественного ЕИО при реализации компетенции или раздельное и независимое действие каждого лица из множественного ЕИО. Верховный суд РФ [5, п. 24] указал на возможность иного распределения полномочий множественного ЕИО, а также установил презумпцию раздельного осуществления полномочий каждого из лиц, составляющих множественный ЕИО, по всем вопросам компетенции исполнительного органа, в случае, если в ЕГРЮЛ не указано, что лица действуют совместно или имеют другое распределение полномочий.

В литературе и на практике моделей множественного ЕИО оказалось намного больше, чем предлагает ГК РФ. Так, например, Шиткина И. С. [6, с. 123] выделяет пять моделей множественного ЕИО, существующих в российской бизнес-среде:

1) Лица, составляющие множественный ЕИО, действуют совместно по всем вопросам, отнесенным к компетенции единоличного исполнительного органа.

Такую модель также называют моделью «двух ключей» или «четырех глаз», она чаще всего реализуется в корпорациях с несколькими участниками, имеющими разные точки зрения на управление и желающими защитить свои интересы и не допустить корпоративного конфликта. При вышеназванной модели множественного ЕИО каждый из участников или группы участников выдвигает «своего» директора, который будет представлять их интересы при управлении корпорацией и не допустит принятие каких-либо решений в нарушение интересов выдвинувших его участников. Также такая модель призвана избежать совершения управленческих ошибок и создания системы сдержек и противовесов при принятии решений.

2) Лица, составляющие множественный ЕИО, действуют независимо друг от друга, при этом их компетенция едина. То есть любой из лиц, составляющих множественный ЕИО, может выступать в гражданском обороте от имени корпорации по любому вопросу из вопросов компетенции единоличного исполнительного органа.

3) Лица, составляющие множественный ЕИО, действуют независимо друг от друга, при этом у каждого из этих лиц своя компетенция, не дублирующая компетенцию другого директора;

Вышеназванная модель представляется очень удобной, когда для реализации лицами, составляющими множественный ЕИО, требуются специальные знания или опыт, либо, например, в холдингах или группах компаний, где стратегическое управление осуществляется управляющей компанией, а операционная деятельность предоставлена физическому лицу.

4) Лица, составляющие множественный ЕИО, действуют независимо друг от друга: для каждого или для одного из них предусмотрена исключительная (персональная) компетенция, но часть вопросов компетенции у лиц, составляющих множественный ЕИО, общая, при этом каждый из них вправе выступать от имени корпорации по этим общим вопросам независимо от других лиц, составляющих множественный ЕИО.

5) Лица, составляющие множественный ЕИО, действуют независимо друг от друга, каждый реализуя весь объем полномочий ЕИО либо свою исключительную компетенцию, но при этом часть вопросов, наиболее важных для управления корпорацией, должна приниматься по принципу «двух ключей», то есть при совместном осуществление полномочий.

Интересным моментом при формировании в корпорации множественного ЕИО является порядок внесения сведений о таком органе в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В 2020 году Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее — ФНС России) ввела в формы представляемых в регистрирующий орган документов пункт, которым можно было публично отразить — как распределяются полномочия между множественными ЕИО: совместно или раздельно, но при этом не учтена гибридная модель, сложившаяся на практике [8].

Также этим же приказом была введена форма № Р13014, которой вносятся изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Чтобы внести в ЕГРЮЛ сведения о множественном ЕИО и корректно отражать сведения о том, как действуют эти лица — совместно или независимо друг от друга, соответственно, обязательно странице 1 формы Р13014 в пункте 2 требуется проставить значение 1 (внесение сведений в учредительный документ юридического лица и (при необходимости) изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, так как чтобы заполнить пункт 3 на этой же странице, где и содержатся сведения о том как действуют лица, составляющие множественный ЕИО, нужно подавать в регистрирующий орган новую редакцию устава.

То есть если корпорация сначала зарегистрировала новый устав, а затем подала сведения о лицах, составляющих множественный ЕИО, то регистрирующий орган откажет в регистрации сведения о лицах, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, так как не заполнены сведения о том, как действуют эти лица на странице 1 формы № Р13014.

Таким образом, с одной стороны, в случае если решение о принятии новой редакции устава и образовании единоличного исполнительного органа принимают разные органы корпорации, например, новую редакцию устава принимает общее собрание участников или акционеров, а решение об образовании множественного ЕИО принимает совет директоров, то совет директоров принимает решение руководствуясь еще не зарегистрированной редакцией устава, чем может нарушить сроки на сообщение регистрирующему органу о принятии новой редакции устава.

С другой стороны, логично, что сведения о том, что множественный ЕИО действует совместно или раздельно должны вноситься одновременно с регистрацией новой редакции устава, но при этом ведь в корпорации еще может быть не принято решение о том, кто именно является лицами, составляющими множественный ЕИО. Поэтому корпорация, добросовестно соблюдающая требования законодательства об уведомлении регистрирующего органа об изменении в учредительных документах, рискует столкнуться в тем, что ей зарегистрируют устав, а вот внести сведения о лицах, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также о том, как действуют такие лица, у организации уже не может не получиться.

Для обеспечения должной осведомленности третьих лиц, полагающихся на публичную достоверность сведений ЕГРЮЛ находим целесообразным внести изменения в существующие формы представляемых в регистрирующий орган документов, чтобы, во-первых, у добросовестных участников гражданского оборота была возможность внести изменения в ЕГРЮЛ не нарушая сроки, предусмотренные законодательством о государственной регистрации юридических лиц, во-вторых, чтобы в заявлении № Р13014 возможно было указать реально существующюю в уставе корпорации модель множественного ЕИО, а не только формальное деление на «черное и белое» — совместное или раздельное осуществление полномочий. Не стоит забывать, что пусть положения ГК РФ в части множественного ЕИО и немногословны, но метод правого регулирования гражданского законодательства диспозитивный, поэтому в отсутствие запрета на другое распределение компетенции, были созданы и отличные от «базовых» модели множественного ЕИО.

Внесение таких изменений позволило бы как участникам/акционерам, так и третьим лицам, чувствовать себя комфортно, зная, что сведения в ЕГРЮЛ действительно актуальны и достоверны.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Электрон. дан.– Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

4. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. — 2015. — N 140

6. Шиткина И. С. Множественный единоличный исполнительный орган: проблемы законодательства и практики // Закон. — 2021. — N 9. — С. 117–130.

7. Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ — 2020. — N 5.

8. Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7–14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020 N 59872) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Задать вопрос