Дотационное финансирование субъектов РФ (на примере Республики Дагестан) | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Финансовое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (41) апрель 2023 г.

Дата публикации: 20.02.2023

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Арсланбекова, А. З. Дотационное финансирование субъектов РФ (на примере Республики Дагестан) / А. З. Арсланбекова, З. Э. Менафова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 2 (41). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/247/8104/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье авторы пытаются определить механизм предоставления дотаций, проблемы формирования доходной базы республиканского бюджета.

Ключевые слова: федеральный бюджет, республиканский бюджет, дотация, бюджетная обеспеченность.

В настоящее время экономика большинства регионов России находится в зависимости от федеральной поддержки. Выделение денежных средств из федерального бюджета в региональный осуществляется для достижения общегосударственных целей. Региональным бюджетам оказывают финансовую поддержку из федерального бюджета в основном в форме дотаций. Согласно ст. 6 БК РФ, дотация — это межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений его использования. Анализ федеральных законов [1, 2, 3] свидетельствует, что суммы дотаций, выделяемые из федерального бюджета, каждый год увеличиваются, что свидетельствует о гибкой дотационной политике. Так, лидерами по сумме дотаций в 2022 году являются Дагестан — 80,2 млрд руб., Якутия — 56,8 млрд руб., Камчатка — 44 млрд руб., Чечня — 36,8 млрд руб. и Алтайский край — 32,5 млрд руб. В 2022 году из списка получателей дотаций исключили 10 регионов: Белгородскую, Вологодскую, Иркутскую, Липецкую, Мурманскую, Нижегородскую, Тульскую и Ярославскую области, а также Красноярский и Пермский края [4].

Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.

Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:

— дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;

— дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Республика Дагестан относится к числу регионов, у которых доходная часть бюджета формируется за счет трансфертов из федерального бюджета. Глава Республики Дагестан заявил: “Наш субъект является дотационным, более того, он нуждается и в дальнейших дотациях” [5]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовое развитие РД носит крайне зависимый и неустойчивый характер. Следовательно, в бюджетном финансировании РД имеется ряд проблем, например:

1) низкий уровень показателя доходов консолидированного бюджета на душу населения РД

2) неразвитость налоговой базы как источника пополнения регионального бюджета РД

3) недостаточность источников финансирования дефицита республиканского бюджета РД

4) низкий уровень бюджетной обеспеченности РД

Депутаты Народного Собрания Дагестана 15 ноября 2022 года приняли в первом чтении проект закона о республиканском бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Общий объем доходов бюджета Дагестана на 2023 год прогнозируется в объеме 163 млрд рублей, из которых более 121 млрд рублей — это федеральные дотации [6].

Доходы бюджета Дагестана на 2023 год:

— дотации из федерального бюджета — 121 млрд рублей;

— НДФЛ — 14,7 млрд;

— акцизы на алкоголь — 1,07 млрд;

— акцизы на ГСМ — 8,1 млрд;

— налог на имущество организаций — 4,4 млрд;

— транспортный налог — 3 млрд;

— неналоговый доходы — 0,29 млрд.

Данные показатели существенно больше дотационных средств, полученных РД в 2022 году [7].

Главная цель выделения средств — защита равенства граждан, организаций, субъектов. По сути это способ исполнения одного из основных принципов Конституции Российской Федерации [8], указанного в статье 19 : принципа равенства прав граждан. Финансово помогая уязвимым слоям населения, фирмам, которые производят продукты первой необходимости, а также экономически ослабленным регионам, государство как бы выравнивает их возможности.

Поддержка от властей предусмотрена на уровне закона, описана в статье 131 Бюджетного кодекса РФ [9]. Существует методика, по которой правительство РФ распределяет деньги между нуждающимися регионами. Сумма зависит от размера субъекта, его экономической самостоятельности, налогового потенциала и количества ежегодных расходов. Сумма выплат для каждого региона ежегодно рассчитывается заново. Распределение достаточно сложное.

Механизм предоставления дотаций сталкивается с несколькими проблемами. Основная проблема связана с экономическими расчетами нормы бюджетной обеспеченности субъектов РФ [10, 11, 12, 13, 14, 15]. При расчете необходимого объема дотаций по установленной методике увеличение уровня расчетной бюджетной обеспеченности влечет уменьшение объема выделяемых дотаций. В результате у субъектов Федерации снижаются стимулы к развитию отраслей экономики, падает активность частных инвесторов, снижается развитие инфраструктуры и др. Но субъект Федерации должен повышать свою заинтересованность в росте уровня бюджетной обеспеченности и своего налогового потенциала. Поэтому для разрешения этой проблемы необходимо поднять заинтересованность органов государственной власти субъектов Федерации к увеличению налоговых доходов в региональный бюджет, например, сохранить предоставляемый объем дотаций в течение следующего финансового года после достижения уровня, установленного в качестве критерия выравнивания, или же постепенно снижать объем дотаций, исходя из показателей развития региона. Также необходимо разработать инструменты повышения эффективности и результативности использования дотаций субъектами Федерации и не обеспечивающими развитие региональной экономики [16, 17].

Очевидно, что проблема формирования доходной базы республиканского бюджета продолжает оставаться весьма актуальной для Дагестана. В этих условиях руководству региона следует уделять больше внимания развитию собственной доходной базы и грамотному финансовому планированию.

Литература:

  1. Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ (с изм. и доп. от 18.03.2020, № 52-ФЗ) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // Рос. газета. 2019. 6 дек.; СЗ РФ. 2020. № 12, ст. 1644;
  2. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Рос. газета. 2020. 11 дек.;
  3. Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // СЗ РФ. 2021. № 50 (ч. I, II, III), ст. 8397.
  4. Атаева Н. М. Субъекты Российской Федерации как участники финансовых правоотношений: диссертация. Саратов: СГЮА, 2022. С.27
  5. Еженедельная газета “Новое Дело” (выпуск от 09.12.2022) // https://ndelo.ru/
  6. Новостной портал “Mkala.ru” (выпуск от 15.11.2022) // https://mkala.mk.ru/
  7. Новостной портал “Regnum” (выпуск от 25.10.2021) // https://regnum.ru/news/
  8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022)// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Печенская М. А. Межбюджетные отношения: состояние, регулирование, оценка результативности: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. С. 127;
  11. Барбашова Н. Е. Использование единой методики при выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований // Финансовый журнал. 2019. № 1. С. 44;
  12. Тимушев Е. Н. Нецелевые выравнивающие трансферты: полное выравнивание или пропорциональное сокращение разрыва? Теория и применение на материалах бюджетной системы Республики Коми // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. № 8. С. 1510;
  13. Анохина А. А., Климентьева Н. М., Павлова А. С. Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, необходимых для формирования собственных доходов бюджетов // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. № 4. С.40;
  14. Климентьева Н. М., Ульянкин В. Е. Роль межбюджетных трансфертов в формировании финансового потенциала территорий // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. № 1. С. 42;
  15. Дерюгин А. Н., Арлашкин И. Ю., Прока К. А., Ганган А. С. Рекомендации по совершенствованию системы распределения выравнивающих трансфертов в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2016. № 17(1). С. 37.
  16. Строев П. В., Власюк Л. И. Долговая нагрузка регионов и региональная политика // Финансы: теория и практика. 2017. № 21(5). С. 90–99;
  17. Коваленко О. Г., Кирюшкина А. Н. К вопросу о дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ // Карельский научный журнал. 2016. № 5(4). С. 128–131.

Ключевые слова

федеральный бюджет, республиканский бюджет, дотация, бюджетная обеспеченность
Задать вопрос