Правовые основы для равных возможностей (на примере формирования и реализации финского закона о равенстве мужчин и женщин) | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Международное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (40) февраль 2023 г.

Дата публикации: 31.01.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Т. В. Правовые основы для равных возможностей (на примере формирования и реализации финского закона о равенстве мужчин и женщин) / Т. В. Киселева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 1 (40). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/242/8041/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор уделяет особое внимание правовым основам обеспечения гендерного равенства граждан Финляндии во всех сферах общественной жизни. Отмечены основные вехи на пути формирования и реализации финского Закона о равенстве мужчин и женщин (1986).

Ключевые слова: право, равенство, дискриминация, равные возможности, «Сто лет прогресса», гендерное равноправие, история финского женского права.

В 2017 г. Финляндия отметила столетие провозглашения Независимости (Itsenäisyyspäivä), которое является важнейшим историческим событием для всех финнов. «Сто лет Прогресса» были неразрывно связаны с становлением правового гражданского общества и прогрессом в сфере образования. Учитывая, что страна занимает первое место по качеству жизни и второе место по гендерному равенству, социальной справедливости, комфортности проживания, инновациям [4, s. 39–44], можно утверждать, что подход к гендерным вопросам и равное участие мужчин и женщин в общественной жизни являются важным аспектом правовой сферы финского государства.

19 марта в Финляндии отмечается День равноправия (Tasa-arvon päivä), который приурочен ко дню рождения финской писательницы, журналиста, общественного деятеля и борца за женское равноправие Минны Кант (Minna Canth, 1844–1897) [5]. Право на начальное образование было первым, чего добились финские женщины: первая школа для девочек была открыта в Выборге в 1768 г., вскоре школы появились по всей стране. Процесс на этом не закончился, началось планомерное создание правовой базы: с 1864 г. женщины получили право наследовать и распоряжаться приобретенным ими имуществом. Так же был принят закон, который освобождал незамужних женщин в возрасте 25 лет от опеки отца; с 1871 г. они могли поступать в университеты, закрепив право на высшее образование официально в 1901 г.; с 1889 г. — долгожданное право на личный доход («независимый кошелек»); в 1906 г., первые в Европе и третьи в мире финские женщины получили право голосовать на выборах. В результате парламентских выборов 1907 г. депутатами стали 19 женщин (10 % всего количества депутатов).

Далее история финского женского права развилась стремительно: 1917 г. — право на муниципальные выборы; 1926 г. — право занимать государственные должности; 1930 г. — равные права в браке, замужние женщины получили право распоряжаться своей жизнью и имуществом.

Фундаментальную роль в процессе создания механизмов гендерного равенства в Финляндии сыграли принятие и ратификация международных договоров о правах человека, в которых достаточно подробно и досконально прописаны основные принципы равноправия и механизм их реализации.

Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) [11] и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) [12] вступили в силу в 1976 году и являются основными юридически обязательными документами.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г., вступила в силу в Финляндии 10 апреля 1986 г.) содержит положения о праве женщин на национальность, образование, равноправие на рынке труда, здравоохранение и равноправие в экономических правах [14].

Декларация о ликвидации всех форм насилия в отношении женщин (DEVAW) принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. в ней приводится классификация форм насилия и дискриминации [6].

В особый ряд выделяются конвенции равенства Международной Организации Труда (МОТ). Согласно конвенции № 100, принятой 29 июня 1951 года на 34-й сессии Генеральной конференции МОТ [9], за равный труд мужчины и женщины получают равную оплату труда. Конвенция № 111, принятая 25 июня 1958 года на 42-й сессии Генеральной Конференции МОТ, посвящена проблеме дискриминации в области труда и занятости [8]. В Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ) основополагающей является статья 14 об осуществлении прав и свобод без какой-либо дискриминации по признаку пола [2]. Стамбульское соглашение или Стамбульская конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилию в семье, принятая в 2011 г. [10], является первым в мире юридически обязывающим соглашением, касающимся данной сферы вопросов (в Финляндии вступила в силу 8 января 2015 г.).

Формально законы о равенстве полов имеют гендерно нейтральный характер и могут быть использованы для защиты, как женщин, так и мужчин [1, P. 296]. Тем не менее, в них включены положения, допускающие позитивные действия (направленные на активное преодоление проявлений дискриминации) в отношении женщин как дискриминируемого пола [13].

В 1 января 1987 г. Финляндия официально приняла закон о равенстве полов. Данный закон был направлен на достижение следующих целей: во-первых, предотвратить прямую и косвенную дискриминацию по признаку пола (прежде всего, в области занятости); во-вторых, способствовать распространению равных возможностей путем принятия специальных мер, улучшающих положение женщин на рынке труда. Закон предусматривал, что в случае доказанной дискриминации при приеме на работу потерпевшая сторона в частном секторе экономики может добиться выплаты компенсации, в государственном секторе — даже восстановления справедливости и предоставления ей искомого места. Законом гарантировались равные возможности мужчин и женщин в сфере образования и профессиональной подготовки. Закон ставил задачу обществу распространять равенство целенаправленно и систематически, в особенности путем изменения обстоятельств, препятствующих его достижению. Предусматривалось, что выполнение этого закона является официальной обязанностью государственных служащих.

В Финляндии закон о гендерном равенстве с самого начала включал положения, фактически запрещающие косвенную дискриминацию. Однако в прямой форме запрет на косвенную дискриминацию был введен в финское законодательство в 1992 г., а в марте 1995 г. был принят дополненный закон о равенстве, вводивший более твердые установки по проведению в жизнь политики равных возможностей. Одновременно в том же году положение о равенстве полов было включено в пересмотренную Конституцию Финляндии как одно из основных декларируемых ею прав.

Одним из нововведений закона было принятие квоты, в соответствии с которой представительство каждого пола среди членов государственных и муниципальных комитетов, комиссий, рабочих групп и других органов, занятых разработкой и принятием решений, не должно быть менее 40 %. Квота, распространявшаяся только на назначаемые органы, но не на выборные, значительно повлияла на гендерный состав государственной и муниципальной администрации. Согласно обследованию, проведенному на государственном уровне, уже через год после вступления закона в силу женщины составляли 43 % членов комитетов, 40 % членов исполнительных органов государственных департаментов.

Введение квоты изменило также гендерный облик исполнительных органов, сформированных местными властями после муниципальных выборов 1996 г. Доля женщин в них достигла рекордного уровня в 44,9 % [3, P. 5–6]. В 2015 г. закон о равенстве был дополнен законом «О защите от дискриминации» [12].

Рассмотрев правовую базу обеспечения равных возможностей для женщин в Финляндии в исторической ретроспективе, можно сделать вывод, что в настоящее время гендерное равенство является одной из основных фундаментальных ценностей финского общества.

Литература:

  1. Equal Democracies? Gender and Politics in the Nordic Countries/ Ed. by Christina Bergquisttn al. Oslo: Scandinavian University Press, 1999. Table 1 Milestones in the history of Nordic women.
  2. European Convention on Human Rights [Электронный ресурс] // European Court of Human Rights. URL: https://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=basictexts&c (дата обращения: 29.01.2023).
  3. Gender Equality in Finland. Helsinki: Office of the Ombudsman for Equality, 1998.
  4. Hellsten S. Toimintamahdollisuudet sosiaalipolitiikan oikeudenmukaisuuden kriteerinä // Niin & näin 2 (2).
  5. Mäkinen K., Uusi-Hallila T. Minna Canthin. Taiteilija ja taistelija. WSOY, 2002.
  6. Tasa-arvolaki 2015. Sosiaali-ja terveysministeriö. Helsinki, 2015.
  7. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. [Электронный ресурс] // Добро пожаловать в ООН! URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/violence.shtml (дата обращения: 29.01. 2023).
  8. Конвенция N 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной
  9. конференции МОТ) [Электронный ресурс] //
  10. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120760/ (дата обращения: 29.01. 2023).
  11. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности // Конвенции и рекомендации, принятые МКТ 1919–66 гг. Женева, 1983.
  12. Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Стамбул, 11.V.2011. [Электронный ресурс] // Консорциум «Кодекс». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420206767 (дата обращения: 29.01. 2023).
  13. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс надежная правовая поддержка. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (дата обращения: 29.01. 2023).
  14. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс надежная правовая поддержка. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/ (дата обращения: 29.01. 2023).
  15. Пионер движения за равноправие: цели, результаты, фотографии, 1972–1997. Хельсинки: Совет по вопросам равноправия, 1997.
  16. Статьи Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) [Электронный ресурс] // GOV.UK
  17. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.78aefeeb-63d6ad45–98571955–74722d776562/https/www.gov.uk/government/publications/convention-on-the-elimination-of-all-forms-of-discrimination-against-women-cedaw-articles (дата обращения: 29.01. 2023).

Ключевые слова

право, дискриминация, равенство, равные возможности, «Сто лет прогресса», гендерное равноправие, история финского женского права
Задать вопрос