Особенности гражданско-правовой ответственности по договору поставки для государственных и муниципальных нужд в условиях обстоятельств непреодолимой силы | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (40) февраль 2023 г.

Дата публикации: 29.01.2023

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Тимеркаева, Н. И. Особенности гражданско-правовой ответственности по договору поставки для государственных и муниципальных нужд в условиях обстоятельств непреодолимой силы / Н. И. Тимеркаева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 1 (40). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/242/7995/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена возможности рассмотрения санкций как обстоятельств непреодолимой силы. В материале отмечено влияние санкций на договоры поставок для государственных и муниципальных нужд. Автором отмечено, что санкции являются обстоятельствами непреодолимой силы и оказывают влияние, в случаи их введения, на договоры поставки.

Ключевые слова: непреодолимая сила, санкции, договор поставки, гражданско-правовая ответственность, ограничительные меры.

The article is devoted to the possibility of considering sanctions as force majeure circumstances. The material noted the impact of sanctions on supply contracts for state and municipal needs. The author noted that sanctions are force majeure circumstances and have an impact, in cases of their introduction, on contracts.

Keywords: force majeure, sanctions, supply contract, civil liability, restrictive measures.

Непреодолимая сила — это чрезвычайные и непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства, делающие невозможным надлежащее исполнение обязательства [1]. Чтобы отнести то ли иное событие к обстоятельствам непреодолимой силы, оно должно соответствовать признакам данного определения. К их числу принято относить: чрезвычайность, непредотвратимость, непреодолимость обстоятельств, а также наличие непреодолимость силы, возникшей у третьего лица, на которое должник возложил исполнение обязательства. Традиционно к числу таких обстоятельств относятся войны, наводнения, пожары, землетрясения и прочие стихийные бедствия, забастовки, изменения действующего законодательства или любые другие обстоятельства, на которые затронутая ими сторона не может реально воздействовать, которые не зависят от ее воли или ее действий, и которые она не могла предвидеть.

Дискуссионным является вопрос, можно ли относить ограничительные меры, принимаемые одним государством в отношение частных лиц другого государства (так называемые «санкции») к обстоятельствам непреодолимой силы. 24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации была объявлена специальная военная операция, в результате чего отдельные иностранные государства приняли в отношение граждан и юридических лиц Российской Федерации санкции, ограничивающие имущественные и личные неимущественные права, что, бесспорно повлияло на возможность своевременного исполнения российскими частными лицами принятых на себя обязательств. В связи с этим данная тема является актуальной. В данной работе посредством применения методов анализа (в том числе, сравнительно-правового) и синтеза рассматривается вопрос о возможности квалификации ограничительных мер, вводимых зарубежными государствами, как обстоятельство непреодолимой силы.

По вопросу о возможности отнесения санкций к числу обстоятельств непреодолимой силы нет однозначно сложившейся судебной практики. Согласно одной позиции, к обстоятельствам непреодолимой силы может относиться введение иностранным государством ограничений и запретов в области предпринимательской деятельности, а также иных ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении Российской Федерации или российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обязательств. Следовательно, санкции можно оценивать, как непреодолимую силу, поскольку их введение невозможно было предотвратить и предвидеть, они носят чрезвычайный характер и не зависят от воли и действий участников гражданского процесса.

Верховный Суд РФ также посчитал, что к непредотвратимым обстоятельствам может относиться введение иностранным государством запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, а также иных ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении Российской Федерации или российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обязательств [2].

Получается, если санкции являются обстоятельствами непреодолимой силы, то договоры поставки для государственных и муниципальных нужд, при воздействии на них санкций, будут регулироваться статьями, которые регулируют изменения отношений, после возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Так лицо, нарушившее обязательство вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не несет ответственности за его неисполнение (ненадлежащее исполнение). В частности, в силу ст. 401 ГК РФ сторона освобождается от возмещения убытков или уплаты другой стороне неустойки и иных санкций, вызванных просрочкой исполнения обязательства ввиду непреодолимой силы.

Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда эти обстоятельства препятствуют исполнению обязательств [3].

По общему правилу, дальнейшее действие обязательства зависит от того, останется ли возможность исполнить его, когда обстоятельства непреодолимой силы отпадут.

Если исполнение обязательства возможно, то наступление обстоятельства непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство контрагент. При этом государственный или муниципальный орган вправе отказаться от договора, если вследствие просрочки он утратил интерес в исполнении. Если исполнение невозможно, то обязательство прекращается невозможностью исполнения.

Договором может предусматриваться специальные правила о прекращении обязательств на случай возникновения обстоятельств непреодолимой силы, например, об автоматическом прекращении договорных отношений при наличии указанных обстоятельств либо о прекращении договорных отношений по истечении определенного срока с момента возникновения указанных обстоятельств [4].

Важным моментом также является удостоверение санкций, как обстоятельства непреодолимой силы. Поскольку санкции относятся к таким обстоятельствам, то их удостоверение проходит в порядке, в каком заверяют и иные обстоятельства непреодолимой силы. Так, на основании Закона РФ от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» ТПП России свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации [5]. В соответствии с данным законом, решение о выдаче сертификата об обстоятельствах форс-мажора принимается ТПП России в каждом конкретном случае, исходя из условий контракта и документов компетентных органов Российской Федерации, подтверждающих наличие события, на которое организация ссылается в своем заявлении.

На основании выдаваемого ТПП России сертификата об обстоятельствах форс-мажора сторона внешнеторгового контракта освобождается от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих контрактных обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Оформление сертификата о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) относится к исключительной компетенции ТПП России. Торгово-промышленные палаты вправе осуществлять консультирование заинтересованных лиц по вопросам оформления и выдачи ТПП России сертификатов о форс-мажоре (п. 4.10 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Важно отметить, что вопреки широко распространенному мнению подтверждающие документы, выданные уполномоченными на то органами или организациями (например, сертификат Торгово-промышленной палаты о форс-мажоре), не гарантируют в случае спора освобождение от ответственности вследствие непреодолимой силы. Это обусловлено тем, что, во-первых, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 5 ст. 71 АПК РФ, ч. 2 ст. 671 ГПК РФ), а во-вторых, подтверждение компетентного органа или организации является лишь доказательством наличия события, на которое ссылается должник как на обстоятельство непреодолимой силы, а отнесение этого события к такому обстоятельству, оценка его влияния на возможность исполнения обязательства находится в компетенции суда, который решает данный вопрос исходя из конкретных обстоятельств дела [6].

Таким образом мы можем сделать вывод, что введение санкций повлияло на исполнение договоров поставки для государственных и муниципальных нужд, а поскольку санкции являются непреодолимой силой, то регулирование отношений будет осуществляться на основе статей, посвященных обстоятельствам непреодолимой силы.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): от 30.11.1994 № 51-ФЗ [ред. от 16.12.2019] // Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994.
  2. Определение Верховного Суда РФ от 20.08.2018 № 307-ЭС18–11373 по делу № А56–89542/2016).
  3. Обзор по отдельным вопросам судебной практики № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020
  4. «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 — N 6
  5. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»: Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-I [ред. от 01.05.2022] // Российская газета — 12.08.2022 — N 33 — ст. 1309.
  6. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 № 05АП-9774/2018 по делу № А51–17486/2018.
Задать вопрос