Общественный контроль и ответственность органов местного самоуправления | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Муниципальное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (40) февраль 2023 г.

Дата публикации: 30.12.2022

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Галяутдинов, М. Р. Общественный контроль и ответственность органов местного самоуправления / М. Р. Галяутдинов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 1 (40). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/242/7903/ (дата обращения: 06.05.2024).



Органы местного самоуправления и должностные лица несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Общественный контроль играет важную роль в соблюдении выполнения органами местного самоуправления своих обязанностей.Ответственность перед государством базируется на конституционных основах отношений между органами разного уровня.

Ключевые слова: местное самоуправление, общественный контроль, ответственность.

В научной литературе отсутствует единое определение понятия общественного контроля. Встречаются такие формулировки:

1) вид контроля, который осуществляется гражданским обществом и направлен на оценивание деятельности органов публичной власти всех уровней [1, с. 34];

2) один из видов социального контроля, который осуществляется объединениями граждан и самими гражданами и является важной формой реализации демократии и способом привлечения населения к управлению обществом и государством [2, с. 13–14];

3) самостоятельный и установленный законом вид социального контроля компетентных субъектов, направленный на обеспечение режима законности в деятельности органов власти [3, с. 12].

Под общественным контролем согласно статье 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений [4]. Общественный контроль играет огромную роль в укреплении законности и правопорядка, так как является элементом открытого государственного управления в нашей стране.

Главной целью муниципального управления является обеспечение уровня жизнедеятельности населения муниципалитета.

Д. К. Темучина отмечает: «Органы местного самоуправления и должностные лица несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Например, органы местного самоуправления и должностные лица несут ответственность при утрате доверия. Порядок наступления данной ответственности наступает в соответствии с уставом муниципального образования [5, с. 204].

В органах местного самоуправления существуют такие виды ответственности: уголовная (применяется к должностным лицам при совершении преступления); административная (при совершении административного проступка); гражданско-правовая (когда нужно восстановить незаконно нарушенные права или принудить исполнить договорную обязанность); дисциплинарная (если совершен дисциплинарный проступок); конституционно-правовая или муниципально-правовая (применяется к депутатам и должностным лицам и носит организационно-правовой муниципально-властный характер) [5, с. 204].

Органы местного самоуправления ответственны между органами разного уровня, и основа этих отношений — это их конституционность. Ее необходимость заключается в защите прав граждан от злоупотребления со стороны должностных лиц, органов муниципалитета и для защиты органов местного самоуправления от незаконного вмешательства в свою деятельность. Для этого государством предусмотрены определенные меры ответственности органов и должностях лиц в виде различных санкций. Например, досрочное прекращение полномочий в случае неправомерных действий. Так как местное самоуправление является вопросом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и регулируется федеральными законами и принимаемыми на их основе нормативными актами, то государство может прекратить полномочия выборных органов и должностных лиц местного самоуправления [5, с. 204].

Нарушение каких-либо прав физических и\или юридических лиц, причиненный им вред предусматривает привлечение к ответственности, установленной судом. Суд может вынести решение, по которому органы местного самоуправления будут обязаны возместить причиненный вред [5, с. 205].

Д. К. Темучина пишет: «Роспуск представительного органа муниципального образования для всех способов формирования главы муниципалитета выглядит по-разному (прямые, косвенные выборы и назначение из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией), если речь не идет, конечно, о роспуске вышестоящими органами государственной власти по юрисдикционным основаниям (вследствие фактов правонарушений. Глава муниципального образования, всенародно избранный, по общему правилу не должен обладать правом роспуска представительного органа муниципалитета. При избрании его из депутатов для гарантий его автономности и ответственности возникает необходимость роспуска представительного органа муниципального образования. В случае же «технического» назначения главы представительным органом без использования процедуры всеобщих и равных выборов степень его легитимности настолько низка, что ни о каких полномочиях роспуска народного представительства не может идти речи. Представительный орган муниципального образования при таких обстоятельствах может прибегнуть лишь к самороспуску» [5, с. 204].

Также стоит отметить, что в статье 13 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» отмечено, что общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления, это зависит от позиции органов местного самоуправления. Законодатель фактически создал ситуацию, при которой сегодня на муниципальном уровне не существует механизмов для организации общественного контроля [6, с. 20].

По мнению Д. С. Михеева, «муниципальные органы, сформированные населением, решающие вопросы жизнеобеспечения муниципальных образований в интересах жителей, обязаны информировать граждан о своей деятельности» [7, с. 71]. Однако общественные палаты (советы) муниципальных образований только предполагается образовать, а создание общественных советов для органов местного самоуправления не носит обязательного характера. Это означает, что целый уровень органов власти фактически остается без общественного контроля [8, с. 180].

Итак, Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [4] установил систему общественного контроля в России, однако фактически создалась такая ситуация, при которой сегодня во многих муниципальных образованиях не существует механизмов для организации общественного контроля. Общественный контроль играет важную роль при выполнении органами местного самоуправления своих обязанностей, что предполагает ответственность органов местного самоуправления при несоблюдении ими законности и правопорядка.

Литература:

  1. Гриб В. В. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. — 2010. — № 3. — С. 32–39.
  2. Забралова О. С. Развитие общественного контроля в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации: автореферат дис. канд. юрид. наук. М., 2012. — С. 26.
  3. Зубарев С. М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. — 2011. — № 5. — С. 7–13.
  4. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс (дата обновления: 22.12.2022).
  5. Темучина Д. К. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2019. — № 12–2 (40). — С. 203–207.
  6. Михеева Т. Н., Яичникова Ю. С. О некоторых формах участия населения муниципального образования в контроле за органами местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. — 2010. — № 4. — С. 18–21.
  7. Михеев Д. С. О некоторых формах участия населения муниципального образования в контроле за органами местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. — 2014. — № 9.- С. 69–72.
  8. Михеева Т. Н., Белоусов Е. И. Общественный контроль на муниципальном уровне: анализ новелл законодательства // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 2. — С. 177–181.
Задать вопрос