Факторы, влияющие на выделение и развитие новых отраслей права в условиях информационного общества | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Теория государства и права

Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (39) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 04.12.2022

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Седип, А. А. Факторы, влияющие на выделение и развитие новых отраслей права в условиях информационного общества / А. А. Седип. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 6 (39). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/238/7860/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена вопросам о формирования новых отраслей права в условиях информационного общества. Также рассмотрены основные направления развития законодательства Российской Федерации, особенности появления новых отраслей права как информационное право, «право информационных технологий», административное законодательство, прежде всего, законодательство о чрезвычайных ситуациях, законодательство об охране здоровья граждан, трудовое законодательство и т. д.

Ключевые слова : отрасли права, информационное общество, российское законодательство, нормотворческая, законотворческая деятельность, социальное государство, правовое регулирование.

Динамичное развитие российского законодательства, возникающих в нем общественных отношений приводят к формированию новых отраслей права.

«В настоящее время одной из важнейших тенденций развития российского законодательства является высокая интенсивность нормотворческой, в том числе законотворческой, деятельности.

Зарождение и развитие этой тенденции обусловлено, в частности, тем, что поиск правовых инструментов, обеспечивающих эффективное развитие российской экономики, поддержание макроэкономической стабильности, а также развитие человеческого потенциала, в контексте соблюдения и обеспечения баланса конституционных принципов социального государства и свободы предпринимательской деятельности, продолжается. Кроме того, под воздействием процессов развития информационно-телекоммуникационных технологий, нано- и биотехнологий, в условиях глубоких структурных изменений в мировой экономике, обусловленных сменой технологических и мирохозяйственных укладов в сферу правового регулирования все чаще вовлекаются общественные отношения, ранее правом не регулировавшиеся, а также отношения, которые должны, но по объективным причинам в настоящее время не могут быть урегулированы правом в необходимом объеме. Вследствие этого на протяжении последних как минимум пяти лет основными направлениями развития законодательства Российской Федерации в настоящее время являются:

— повышение качества государственного управления;

— создание условий для экономического роста, включая формирование и реализацию единой регуляторной политики, а также совершенствование правовых инструментов развития отдельных отраслей экономики;

— формирование правовых основ цифровой экономики и научно-технологического развития;

— развитие институтов социальной сферы и повышения качества жизни;

— сбалансированное региональное развитие» [2].

Растущие потребности в правовом регулировании в информационном обществе приводят к появлению новой отрасли права как информационное право. Роль и значение, основные направления информационного права определяют особенности составляющих его элементов. Переход к информационному обществу определяет важность изучения информационного содержания социальных процессов, входящих в сферу интересов права. Необходимо учитывать формы перемещения, представления и использования соответствующей информации в целом по предметам правового исследования.

«Трансформационные процессы в России обусловили качественно другое видение структуры правовой науки. Исследование юридической жизни выступает как самостоятельное направление правовой мысли и образует один из компонентов правовой теории. Однако, как нам представляется, при этом правовое научное мышление в процессе постоянного расширения своих границ при поступательном движении всегда опирается на сложившуюся систему знаний, фиксирующую результаты предшествующего изучения реальности.

Трансформация правосознания обнажила все существующие сложности правового развития общества и поэтому нуждается в особом внимании со стороны правовых научных деятелей и специалистов в этой области. Назревающая волна проблем данного процесса требует новых сил, средств и методов со стороны, как институциональных структур, так и рядовых граждан. Данная категория правовой науки позволяет проследить переход от теории анализа эмпирического материала — объяснения и понимания существующей реальности, обусловленной историческими изменениями, к практической стороне вопроса, проследить за генезисом правосознания.

Прошедшее столетие стало эпохой значительных преобразований в демократическом плане, которые подразумевают развитие и становление фундамента правового государства. В таких условиях общественное мировоззрение стали рассматривать в качестве значимого начала перехода или трансформации общественного сознания на общие цивилизационные основы. Тем самым необходимость понимания общественных основ, посредством которых реализуются нормы права, становится важнейшей составной частью правосознания» [2, с. 31].

«В последнее время влияние технологий на право не ограничивается исключительно интернетом — значимыми для права могут оказаться разнообразные информационные технологии. В этих условиях получило развитие «право информационных технологий» (Information Technology Law, сокр. — IP Law, Technology Law, Tech Law). Но опять-таки речь шла не о новой самостоятельной отрасли права, а о совокупности разноотраслевых правовых норм и институтов, регулирующих отношения, так или иначе связанные с применением различных информационных технологий, включая, разумеется, интернет. Например, в книге «Information Technology Law» во главу угла поставлен именно интернет и связанные с ним вопросы электронной торговли, защиты данных, национальной безопасности, диффамации, распространения вирусов, виртуальные игры, но много внимания уделяется положениям законодательства, регулирующего область информационных технологий, а также уголовного права, права интеллектуальной собственности, договорного права.

На фоне такого изобилия терминов, фактически обозначающих одну и ту же сущность, — интернет-право, киберправо, право киберпространства, компьютерное право, право информационных технологий — введение в правовой обиход еще и понятия «цифровое право» (Digital Law) может показаться излишним. Но его появлению можно найти объяснение» [1, с. 4].

«В России позитивное и традиционное отношение к праву, выступающему в качестве регулятора общественных отношений, сформировалось достаточно давно. Более того, оно продолжает утверждаться и развиваться и приводит к тому, что в правосознании граждан наблюдается минимальное пересечение области индивидуального и социального бытия личности и права граждан. Разумеется, это обусловливает противоречие объективной тенденции расширения значения права в жизни россиян. Полагаем, несоответствие подобного рода связано с наличием не соответствующих демократическим идеалам, неэффективных норм и массовой тенденцией отказа от правил правового регулирования. Всё это приводит к тому, что у граждан отсутствует интерес к знанию норм настоящего права» [2, с. 36].

Пандемия предопределила приоритетность развития в Российской Федерации в 2020–2021 гг. таких отраслей законодательства, как административное законодательство, прежде всего, законодательство о чрезвычайных ситуациях, законодательство об охране здоровья граждан, трудовое законодательство и т. д. При этом по мере развития кризисной ситуации «центр тяжести» в развитии законодательства смещается с корректировки законодательства о чрезвычайных ситуациях на социальное законодательство.

Исследования показывают, что правовое регулирование должно быть разработано таким образом, чтобы оно было одинаково функциональным и эффективным как в обычных, так и в чрезвычайных условиях.

Необходимо разработать нормативные «шаблоны» и алгоритмы в соответствии со стратегическими сценариями оперативного приведения правового регулирования в соответствие с «аварийными рельсами», по аналогии с ранее предусмотренными возможностями, например, перепрофилировать макаронный завод по производству патронов и учебные заведения-в больницу с зенитным бомбоубежищем (как это было в СССР после Великой Отечественной войны) или культурно-развлекательный центр в медицинский госпиталь (примеры, которые мы наблюдали в последние месяцы).

При этом упомянутые изменчивые модели и закономерности могут стать неотъемлемой частью современной правовой реальности российского законодательства.

Литература:

  1. Рожкова М. А. Является ли цифровое право отраслью права и нужно ли ожидать появления Цифрового кодекса? // Хозяйство и право. 2020. № 4. С. 3–13.
  2. Фролов, А. Н. Факторы, влияющие на трансформацию правосознания в современной России / А. Н. Фролов // Вестник ВГУ. — 2019. — № 2. — С.26–37.
  3. Хабриева Т. Направления развития законодательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная палата адвокатов Российской Федерации. 2021. 8 декабря. URL: https://fparf.ru/polemic/opinions/napravleniya-razvitiya-zakonodatelstva-v-rossiyskoy-federatsii/
Задать вопрос