Повышение избирательной активности граждан и развитие демократического общества | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (39) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 25.11.2022

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Константинова, К. С. Повышение избирательной активности граждан и развитие демократического общества / К. С. Константинова, А. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 6 (39). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/238/7818/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье определена сущность избирательной активности, выделены факторы, обуславливающие ее снижение в современный период. Обоснованы направления повышения избирательной активности как условие дальнейшего развития демократического общества в России.

Ключевые слова: избирательный процесс, выборы, избирательная активность, политическая социализация.

Важнейшим критерием эффективности функционирования любого демократического общества является избирательная активность населения. Высокий уровень участия граждан в выборах демонстрирует их доверие к власти и уверенность в легитимности избирательных процедур. Поэтому в зарубежной и отечественной науке вопросам измерения и повышения избирательной активности населения уделяется повышенное внимание.

Избирательная активность граждан может быть определена как относительный показатель участия населения в выборах, измеряемый количественно по явившимся избирателям и проголосовавшим в итоге, по отношению к списочному составу избирательных списков. На основе оценки уровня избирательной активности можно сделать выводы о политической и гражданской позиции населения [1, с. 118].

Актуальной проблемой для России является стабильно сниженный уровень избирательной активности населения, в особенности молодежи. К. А. Хохлова выделяет следующие факторы, обуславливающие низкую избирательную активность граждан: проблемы в информационном обеспечении населения, обращения граждан в органы государственной власти не обрабатываются, либо практически не решаются, не выполняются обязанности жилищно-коммунальных служб, происходят многочисленные изменения избирательного законодательства на региональном и местном уровне [5, с. 127].

В этой связи необходимо подчеркнуть важность целенаправленной и комплексной государственной политики по обеспечению политической социализации населения, в первую очередь молодежи. Активное участие в этом процессы должны принимать как органы власти и должностные лица, так и учреждения образования, воспитания, культуры, общественные организации.

Представляется возможным выделить три условные возрастные группы молодежи, различающиеся по уровню и особенностям проявления сниженной избирательной активности.

Во-первых, это подростки в возрасте от 14 до 18 лет: по положениям законодательства они еще не обладают избирательным правом, однако в краткосрочной перспективе станут частью электората. Уровень их избирательной активности определяется условиями семейного воспитания и образования в школе, а также воздействием социальных сетей, рекламных и пиар-кампаний.

В качестве эффективного инструмента повышения избирательной активности школьников В. В. Олейников предлагает проведение ежегодных региональных олимпиад по избирательному законодательству, одной из целей которых является поддержание интереса обучающихся к изучению избирательного законодательства и механизмов избирательного процесса, содействие профессиональной ориентации обучающихся [3, с. 101].

Во-вторых, низкой избирательной активностью характеризуются молодые люди 18–23 лет, в основном студенты средних профессиональных и высших учебных заведений. Чаще всего они посещают первые в своей жизни выборы, однако впоследствии уровень их избирательной активности резко снижается. Кроме того, студенческая молодежь зачастую делает выбор кандидатов не из-за их политической позиции, а поддаваясь влиянию знакомых, друзей или ярких, провокационных избирательных кампаний.

Для повышения избирательной активности данной возрастной группы следует организовывать регулярные встречи студентов с действующими депутатами и кандидатами, конференции и конкурсы. Эффективным будет привлечение молодежи к личному участию в электоральном процессе посредством наблюдения за ходом выборов, содействия в подсчете голосов, агитации населения.

Политической социализации молодежи способствует и участие в деятельности общественных организаций экологической, спортивной, благотворительной и прочей направленности. При этом необходимо создать в этих организациях самоуправленческие структуры на выборной основе, где молодые люди смогут проявить себя, показать лидерские качества, научатся находить компромиссы и сформируют политическую позицию.

Интересный опыт привлечения студенческой молодежи к участию в выборах предлагает О. В. Иванова: избирателям предлагали проголосовать, а затем сфотографироваться в специальных фоторамках, установленных на избирательных участках. Фотографию надо было выложить в Instagram или во «ВКонтакте» с хэштегом конкурса и названием города. Для продвижения конкурса были привлечены «звездные избиратели»: актеры, музыканты и блогеры. В качестве призов разыгрывались интересные для молодежи гаджеты iPhone и iPad [2, с. 29].

В-третьих, сохраняется недостаточная избирательная активность у молодых людей в возрасте 24–30 лет: это выпускники учебных заведений, которые уже создают семью и начинают активно работать, строить карьеру. Сталкиваясь с трудностями в поисках работы, низкой оплатой труда, недоступностью собственного жилья, такие молодые люди испытывают недоверие и неприязнь к избирательным процедурам, либо не приходят на выборы, либо занимают оппозиционную позицию.

Для повышения избирательной активности работающей молодежи следует налаживать взаимодействие с руководителями организаций и предприятий, стимулировать молодых людей к участию в выборах. При этом важно показать молодежи наличие реальных возможностей отдавать свой голос в пользу выбранных кандидатов, показать важность участия в выборах в целях воздействия на государственную, региональную и муниципальную политику.

Особое внимание нужно уделить проведению информационных кампаний в социальных сетях. Важно, чтобы концепции и принципы проведения выборов были понятны и прозрачны для молодежи, для чего следует отказаться от консервативных и традиционных методов электоральной рекламы [4, с. 96].

Таким образом, повышение избирательной активности граждан является приоритетной задачей российского государства. При этом особое внимание надо уделять формированию активной гражданской позиции и политической социализации школьников и молодежи. Это детерминирует применение современных политических и избирательных технологий, нацеленных на повышение уровня правовой и политической культуры молодежи, что является необходимым условием развития демократического общества.

Литература:

  1. Алексеев, Р. А. Избирательная система как фактор становления и развития российской демократии / Р. А. Алексеев. — М.: Инфра-М, 2019. — 211 с.
  2. Иванова, О. В. Молодежь и выборы. Повышение избирательной активности / О. В. Иванова // Выборы: теория и практика. — 2019. — № 3 (51). — С. 27–30.
  3. Олейников, В. В. Формирование молодежного кадрового резерва избирательных комиссий как фактор повышения электоральной активности / В. В. Олейников // Аспирант. — 2022. — № 2 (70). — С. 99–101.
  4. Слободчикова, С. Н. Свободные выборы как избирательный стандарт / С. Н. Слободчикова. — М.: Юстицинформ, 2022. — 188 с.
  5. Хохлова, К. А. Изменения избирательного законодательства на региональном и местном уровне, как один из факторов низкой электоральной активности населения на муниципальных выборах / К. А. Хохлова // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. — 2021. — № 14. — С. 127–130.
Задать вопрос