Правовой режим деятельности лиц, привлекающих инвестиции в форме цифровых прав | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Гражданское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (39) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 23.11.2022

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Низамиева, О. Н. Правовой режим деятельности лиц, привлекающих инвестиции в форме цифровых прав / О. Н. Низамиева, А. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 6 (39). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/238/7803/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются различные точки зрения и трактовки учеными понятия, признаков и правовой природы цифровых прав.

Ключевые слова: инвестиции, инвестор, цифровые финансовые активы, краудфандинг, цифровые права

Правовое регулирование деятельности лиц, привлекающих инвестиции в форме цифровых прав, регламентировано федеральным законом № 259.

«О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не оперирует категорией «краудфандинг», вместо которой используется специальный термин «деятельность по организации привлечения инвестиций».

В специальной литературе предлагается несколько его определений. В частности, В. Э. Полякова предлагает понимать под краудфандингом «механизм сбора денежных средств от неопределенного круга третьих лиц для финансирования как коммерческих, так и некоммерческих проектов» [1].

По мнению В. А. Кузнецова, «краудфандинг — это деятельность, связанная с привлечением финансовых ресурсов от большого количества людей, добровольно объединяющих свои ресурсы на специализированных интернет- сайтах (краудфандинговых площадках) в целях реализации продукта или услуги» [2, c.65]. С позиции Е. Архипова, осуществившего научно-практическое сопоставление краудфандинга как нового вида общественных отношений с имеющимися в праве смежными конструкциями и институтами (например, купля-продажа с предварительной оплатой товара, простое товарищество, дарение, акционерное общество), «краудфандинг — это финансирование какого- либо проекта заранее не определенным кругом лиц» [3, c.18] А. В. Захаркина предлагает обобщенное определение краундфандинга и рассматривает его как «инструмент, который используется для аккумулирования финансовых ресурсов за счет инвестиций от неопределенного круга лиц через специализированные цифровые платформы» [4]

Е. Архипов проводит параллель между краудфандингом и дарением, и приходит к выводу, что безвозмездный краудфандинг можно считать особым видом дарения. Но все же, связывает их не вся процедура передачи денежных средств, а только лишь ее отдельные элементы.

Категория «инвестиции» носит обобщающее значение и охватывает различные юридические инструменты, опосредующие инвестиционные процессы. В тоже время в некоторых случаях, в рамках определенной сферы регулирования инвестиционной деятельности эта категория используется для обозначения вложений в узком смысле, т. е. с использованием определенного, конкретного юридического инструмента.

Так, применительно к инвестированию в цифровые права, под инвестициями понимаются денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа.

Федеральный закон № 259 под лицом, привлекающим инвестиции понимает «юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций». Можно допустить вывод, что лицо, находящееся под контролем иностранных инвесторов, но зарегистрированное на территории России, тоже может привлекать инвестиции.

Однако, как указывает В. К. Шайдуллина «привлечением инвестиций не могут заниматься и иностранные стартапы, зарегистрировавшие представительства (филиалы) в России, поскольку представительство или филиал, как следует из содержания ч. 2 ст. 33 ГК РФ, не является юридическим лицом» [5].

По договору об оказании услуг по привлечению инвестиций одна сторона (оператор инвестиционной платформы) обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне — лицу, привлекающему инвестиции, доступ к информационным ресурсам инвестиционной платформы для заключения с их использованием договора с инвестором, а лицо, привлекающее инвестиции, обязуется оплатить такие услуги.

Как указывает А. В. Белицкая, «по своей правовой природе договор об оказании услуг и не выполняет задачи выступать правовой формой инвестирования. Роль инвестиционной декларации в данном случае выполняют правила инвестиционной платформы, которые также не оформляют инвестиционные отношения, а лишь устанавливают их регулирование» [6].

В целях заключения договора лицо отправляет оператору инвестиционной платформы акцепт в электронной форме, документ подписывается простой электронной подписью или иным способом, предусмотренным правилами инвестиционной платформы. Анализ Федерального закона № 259 показывает, что стороны этого договора непосредственно не вступают в отношения между собой, а действуют через оператора инвестиционной платформы. Следовательно, такие договоры инвестирования заключаются в самоисполняющемся режиме смарт-контракта.

В практике суды чаще всего квалифицируют правовую природу инвестиционных договоров опираясь на их содержание. Необходимо отметить, что договоры, регулирующие отношения сторон в краудлендинге заключаются на онлайн-площадках и обычно квалифицируются судами как договоры займа.

По мнению В. К. Андреева, «ключевым моментом в осуществлении деятельности оператора по организации привлечения инвестиций является раскрытие правил инвестиционной платформы, в которых содержатся условия договора об оказании услуг по привлечению инвестиций и договора об оказании услуг по содействию в инвестировании, способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы, требования к содержанию инвестиционного предложения, порядок его принятия и другие правила» [7].

Федеральный закон № 259 предоставляет возможность использования субъектами предпринимательской деятельности при привлечении инвестиций такой формы как приобретение токенов инвестиционного проекта, обозначающих определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенной базе данных. Тем самым обеспечивается правовая основа функционирования системы розничного финансирования (краудфандинга), представленной операторами инвестиционных платформ.

Закон регламентирует деятельность по организации привлечения инвестиций, устанавливает требования к участникам такой деятельности, а также определяет ряд важных понятий, таких как инвестиционная платформа, операторы и участники инвестиционной платформы, утилитарные цифровые права и другие.

Таким образом, деятельность по организации привлечения инвестиций определяется в законе как оказание услуг по содействию в инвестировании и услуг по привлечению инвестиций с использованием инвестиционной платформы, а лица, привлекающие инвестиции в форме цифровых прав определены как юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций. Такая деятельность осуществляется на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании.

В силу ст. 14 Федерального закона № 259 лицом, привлекающим инвестиции, и/или контролирующим его лицом и/или руководителем не может являться: лицо, причастное к экстремистской деятельности, терроризму или к распространению оружия массового уничтожения; лицо, не соответствующее требованиям, установленным правилами инвестиционной платформы.

Юридическое лицо не может являться лицом, привлекающим инвестиции, если: контролирующие лица или руководитель имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономики или преступление против государственной власти; руководитель является дисквалифицированным; в отношении него возбуждено дело о банкротстве.

Индивидуальный предприниматель не может являться лицом, привлекающим инвестиции, если: имеет неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономики или преступление против государственной власти; в отношении него арбитражным судом введена одна из процедур банкротства; в отношении него не истекло 5 лет с даты завершения процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве.

В целом, следует отметить, что хотя в самом тексте закона термин «краудфандинг» не содержится, этот закон имеет большой вес для развития цифрового права в России, устанавливая правила для организаций, привлекающих инвестиции, регламентируя требования к участникам, закрепляя важные термины и понятия.

Между тем, несмотря на вышесказанное, имеются и некоторые недостатки в законе: инвестирование криптовалюты никак не предусмотрено; не допускается реализация утилитарных цифровых прав на «не российских» инвестиционных площадках; ограничен круг субъектов, наделенных правом привлекать инвестиции; учет утилитарных цифровых прав возможет только в рамках специализированной платформы; не предусмотрена возможность блокировки средств с момента принятия инвестиционного предложения и до заключения договора.

Таким образом, деятельность лиц, привлекающих инвестиции в форме цифровых прав, можно определить, как основанную на договоре, совокупность практических действий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленных на привлечение инвестиций с помощью инвестиционной платформы.

Литература:

  1. Полякова В. Э. Краудфандинг: понятие, правовое регулирование и договорные конструкции // (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020).
  2. Кузнецов В. А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. 2017. № 1. С. 65.
  3. Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга // Актуальные проблемы предпринимательского права / под ред. А. Е. Молотникова. М.: Стартап, 2015. Вып. IV. С. 18
  4. Захаркина А. В. Краудфандинг как инструмент развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики // EX JURE. 2019. № 4. С. 56
  5. Шайдуллина В. К. Концептуальные проблемы правового регулирования «первичного размещения монет» в Российской Федерации // Юридическая наука. 2018. № 2. С. 169.
  6. Белицкая А. В. Перспективы разработки новых правовых конструкций инвестирования для цифровой экономики // Юрист. 2019. № 3. С. 28–33.
  7. Андреев В. К. Договоры инвестирования, заключаемые с использованием инвестиционных платформ путем приобретения утилитарных цифровых прав // Юрист. 2020. № 1. С. 18.
Задать вопрос