Доверие граждан к судебной власти как реализация конституционного принципа справедливости | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (38) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.10.2022

Статья просмотрена: 418 раз

Библиографическое описание:

Федотов, Н. О. Доверие граждан к судебной власти как реализация конституционного принципа справедливости / Н. О. Федотов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 5 (38). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/235/7701/ (дата обращения: 04.05.2024).



Для современного российского общества важнейшим является вопрос о доверии к судебной власти, выступающей одним из главных рычагов демократического развития государства. В условиях постоянного преобразования правовой системы России судебная власть должна качественно и эффективно обеспечивать защиту прав и свобод граждан, законных интересов человека и общества, несмотря на наличие преград, возникающих в процессе осуществления правосудия.

Ключевые слова: доверие, конституционные принципы, судебная власть, защита прав граждан, гражданское обществе, справедливость.

В настоящее время категория справедливости является необходимой практически для всех сфер современного общества — социологии, психологии, экономики, политологии. И безусловно для юриспруденции, о чем стоит остановиться более подробно.

Как показывают исследования в различных научных отраслях, проблема доверия и справедливости стала одной из центральных для современного российского общества. Сегодняшнее положение в государстве и в мире, обязывает государственную власть, в целом, и судебную власть, в частности, не только к большей ответственности и вниманию, но и к применению ряда мер, направленных на восстановление и укрепление доверия к судьям. Так, Конституция Российской Федерации [1] в статье 2 устанавливает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью и возлагает на государство обязанность по их признанию, соблюдению и защите. Среди государственно-правовых средств, призванных реально гарантировать права и свободы человека и гражданина, главенствующая роль принадлежит именно судебной защите.

Не зря в своей диссертации по теме «Конституционный принцип справедливости: юридическая природа и нормативное содержание» [10] М. В. Пресняков однозначно утверждал, что судам отводится важнейшая задача по вынесению верных, обоснованных и законных решений. И спорить с этим трудно, поскольку успешное становление и развитие России как демократического государства зависит от эффективного функционирования судебной власти, которая способна выполнять свои функции только при условии сохранения в обществе доверия к судам. Как известно, судебная власть не может быть реальным гарантом исполнения законов, если она не легитимирована обществом, если люди однозначно не убеждены в том, что суды независимы и принимают решения только в соответствии с законом. А по мнению ряда ученых, в настоящее время в российском обществе отсутствует вера в беспристрастное и справедливое правосудие [9, С.97]. Так это или нет, вопрос неоднозначный, поэтому ответить на него с уверенностью невозможно по ряду причин.

Во-первых, любое решение суда, будь то гражданско-правовой спор или уголовное разбирательство, всегда воспринимается сторонами субъективно. Поскольку при разрешении дела права участников процесса не могут находиться в равновесии. А значит проигравшая сторона может и будет считать, что решение суда могло быть необъективным и несправедливым. Но на сегодняшний день данная проблема, на наш взгляд, разрешается только одним способом — рассмотрением дела в вышестоящей инстанции. Наша судебная система позволяет участникам процесса представлять свою позицию как при первом рассмотрении дела, так и в апелляции, кассации и Верховном суде РФ в порядке надзора. Поэтому трудно утверждать, что беспристрастного правосудия в России не существует. Существуют определенные проблемы при вынесении отдельных решений, которые устраняются вышестоящими судами.

Во-вторых, вера в справедливое правосудие зависит от уровня открытости и доступности судов. Данная проблема обусловлена тем, что граждане мало информированы и не могут ориентироваться должным образом в запутанной судебной системе. Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности являются основными направлениями развития судебной системы, а значит государство должно стремиться к повышению уровня правосознания и правовой культуры населения.

Так, на данный момент в России действует Федеральная целевая программа (далее — ФЦП) «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», основными задачами которой являются обеспечение открытости и доступности правосудия, обеспечение независимости судебной власти. Программа подчеркивает, что «в настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.». И поскольку от уважения к судебной власти зависит доверие к государственной власти в целом, нет необходимости говорить, насколько велика сегодня роль правосудия в демократическом государстве. Судебная власть в современных условиях должна оставаться гарантом реализации общественного договора, гарантией макросоциального развития и устойчивости, конституционной стабильности. Всё это свидетельствует о том, что принцип справедливости в призме доверия граждан к судам — системообразующий конституционный принцип, который должен обеспечиваться и охраняться государством крайне тщательно. «Отчуждение, т. е. взаимное недоверие между властью и обществом, — это исконная российская проблема, которую невозможно решить за пару десятилетий», считает председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин [11]. Концепция ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» в качестве ожидаемой эффективности судебной реформы и результативности решения проблем правосудия устанавливает повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров, повышение авторитета судебной власти. Это позволяет думать, что одним из важнейших направлений сегодняшних преобразований государства продолжает оставаться реформирование судебной системы в направлении ее демократизации, обеспечения независимости судебной власти, искоренения сложившегося противостояния между судами и гражданами, преодоления недоверия и отчуждения населения от органов, призванных защищать его законные интересы и права.

Несмотря на вышеупомянутые проблемы, стоит отметить, что любая система в государстве будет работать эффективно лишь при наличии баланса между субъектами, их правами и обязанностями. На наш взгляд сегодня это равновесие нарушено, по крайней мере тем, что судебная система России сильно перегружена. По результатам проведенных исследований было установлено, что порядка 60 % от нагрузки на суды общей юрисдикции — это гражданские и административные фактически бесспорные дела, касающиеся незначительных штрафов либо лиц, согласившихся с совершением правонарушения. В случае с арбитражными делами доля фактически бесспорных дел достигает 50 % [12]. Это значит, что большая часть работы судов — это выполнение канцелярских функций, которые по своей сути не имеют ничего общего с осуществлением правосудия. И вполне логично, что увеличение нагрузки на сотрудников судов не позволят развиваться судебной системе сбалансированно. В научной среде и в судейском сообществе регулярно поднимается вопрос передачи полномочий по данным категориям дел нотариату и иным административным органам. Также рассматривается вариант использования автоматизированных систем и так называемого «искусственного интеллекта» для разрешения данных категорий дел. Тем не менее к решению данного вопроса нужно подходить с осторожностью, поскольку разгрузка судебной системы ни в коем случае не должна снижать качество правосудия.

Заключая вышеизложенное, стоит отметить, что положение суда, его авторитет и степень независимости являются точными показателями состояния законности в любом государстве, позволяют судить о гарантированности прав личности. Без действительно независимого суда невозможно демократическое развитие, создание современного правового государства. Ведь в широком смысле слова суд является гарантом прав гражданина, главной инстанцией, обеспечивающей защиту личности. Но для того, чтобы выносить обоснованные и справедливые решения, судам должно быть гарантировано невмешательство в свою деятельность. Отсутствие обеспечения независимого осуществления правосудия, нормального функционирования судебной власти снижает доверие граждан к государственной власти, в конечном счете ставит под угрозу гарантированное Конституцией РФ право человека и гражданина на судебную защиту, поскольку реализация конституционных положений о гарантиях судебной защиты прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с созданием государством надлежащих условий для деятельности судов. Таким образом, рост доверия к судебной власти является ожидаемым и необходимым результатом работы судов всех уровней в Российской Федерации, реализации стратегии государственного управления, направленной на разрешение проблем организации правосудия и функционирования судебной власти.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020 г. № 144.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.
  3. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. — 2020. — № 11. — Ст. 1416.
  4. Всеобщая декларация прав человека: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48 / Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. М.2002.
  5. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст.1447; 2001. № 51. Ст.4824.
  6. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб. // М.: Юристъ. 2006.
  7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. // М.: НОРМА. 2007. — 784 с.
  8. Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для прикладного бакалавриата // Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 473 с.
  9. Козырева П. М., Смирнов А. И. Проблемы укрепления доверия к судебной власти в современной России // Власть. 2008. № 8. С. 97–102.
  10. Конституционный принцип справедливости: юридическая природа и нормативное содержание: автореферат дис. доктора юридических наук: 12.00.02 / Пресняков Михаил Вячеславович; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского]. — Саратов, 2010. — 45 с.
  11. Выступление Председателя КС РФ. Общественное доверие и его роль в функционировании правовой системы. (дата обращения: 01.10.2022) // ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=59.
  12. Исследование: российские суды перегружены бесспорными делами. (дата обращения: 01.10.2022) // pravo.ru/news/232008/.
Задать вопрос