Меры выхода из кризиса, связанного с пандемией COVID-19 | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Финансовое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (36) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.05.2022

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Горшкова, Е. Р. Меры выхода из кризиса, связанного с пандемией COVID-19 / Е. Р. Горшкова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 3 (36). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/224/7328/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье раскрывается влияние пандемии COVID-19 на финансовое законодательство России, анализируются основные изменения в финансовом праве, связанные с пандемией.

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, финансовое законодательство, криптовалюта, бюджетный кодекс, специальный налоговый режим

Кризисные факторы, вызванные пандемией COVID-19 с начала 2020 года, оказали разнонаправленное воздействие на различные секторы экономики как в России, так и за рубежом: наибольший ущерб понесли воздушные перевозки, нефтегазовая отрасль, банковские услуги. Однако кризисные факторы незначительно повлияли на отрасли технологических компаний, розничной торговли и медицины, специфика деятельности которых позволила быстро увеличить продажи и выйти на рекордные уровни капитализации.

Пандемия COVID-19 охватила весь мир, вызвав беспрецедентные изменения за короткий период времени. Она повлияла на то, как мы живем, работаем, общаемся и на то, как мы ведем бизнес, оказала существенное влияние на динамику мировой экономики. Учитывая потребность предприятий и частных лиц в удаленных сделках, карантин ускорил внедрение инноваций и технологий как финансовыми учреждениями, так и их клиентами.

Правительства и центральные банки молниеносно отреагировали с финансовой точки зрения, предоставив помощь нуждающимся частным лицам и предприятиям и профинансировав ключевые услуги, необходимые для поддержки общества во время кризиса. Финансовые регуляторы отреагировали чтобы финансовые учреждения могли предоставлять кредит и обеспечить свою ликвидность, а также поддерживать государственные стимулы. Однако характер помощи и механизмы ее предоставления носили скорее реактивный характер, чем запланированный, поэтому необходимо сделать некоторые выводы из сложившейся ситуации и рассмотреть некоторые вопросы долгосрочной финансовой политики [6].

Рассмотрим основные изменения в сфере финансового права, связанные с пандемией COVID-19 в 2021 году.

Среди внесенных в налоговое законодательство изменений одним из наиболее интересных эксперты считают закрепление для предпринимателей особого порядка уплаты налогов и сборов — в виде единого налогового платежа (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ [1]). Согласно новой ст. 45.2 Налогового кодекса организации и ИП смогут применять его с 1 июля по 31 декабря 2022 года включительно. Для этого им нужно будет подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства ИП в срок с 1 по 30 апреля того же года, а до этого — провести с налоговыми органами совместную сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (заявление должно быть подано в течение месяца после осуществления сверки).

Еще одно важное изменение — предстоящее освобождение от НДС услуг общественного питания (предусмотрено Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ [2]). С 1 января 2022 года вступил в силу новый подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, предусматривающий право организаций и ИП, которые оказывают такие услуги, на освобождение от уплаты данного налога при одновременном соблюдении ряда условий:

— суммарный годовой доход организации или ИП составил не более 2 млрд руб.;

— удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания составил не менее 70 % от общей суммы доходов за год;

— среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или ИП физическим лицам (определяется на основании данных расчетов по страховым взносам), превышает или равняется среднемесячной заработной плате в сфере деятельности по предоставлению продуктов питания и напитков в соответствующем субъекте РФ. Данное требование будет действовать в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2024 года.

Самой обсуждаемой в бухгалтерском сообществе на данный момент темой является возможность введения в следующем году специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». В соответствии с находящимся на рассмотрении Госдумы законопроектом эксперимент по установлению такого режима планируется провести с 1 июля 2022 по 31 декабря 2027 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Предусматривается целый перечень организаций и ИП, которые не смогут применять данный режим, но главное общее ограничение касается доходов и штата: годовой доход, учитываемый при определении налоговой базы, не должен превышать 60 млн. руб., численность наемных работников — 5 человек.

В части корректировки бюджетного законодательства крайне долгожданным, по мнению экспертного сообщества, является закрепление в Бюджетном кодексе норм о казначейском сопровождении (Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 244-ФЗ [3]). С 1 января 2022 года вступили в силу его новые статьи, посвященные, в частности, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, казначейскому обслуживанию операций со средствами участников казначейского сопровождения и казначейскому обеспечению обязательств (ст. 242.13–1, 242.19–1 и ст. 242.22 Бюджетного кодекса соответственно).

1 декабря 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 250-ФЗ [4], устанавливающий запрет на размещение в Интернете информации, позволяющей в целях неправомерного завладения имуществом клиентов осуществлять доступ к информационным системам банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, иных некредитных финансовых организаций, субъектов национальной платежной системы, программному обеспечению, которое используется клиентами указанных организаций для получения их услуг, и базам данных со сведениями о клиентах.

Продолжилось в 2021 году обсуждение правового регулирования криптовалют. Несмотря на то, что закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ [5]) действует с 1 января, посвящен он в основном ЦФА. Правила выпуска и обращения цифровой валюты Законом № 259-ФЗ не определены, установлено лишь, что она не может являться платежным средством на территории России. При этом в нем заложена основа для введения порядка уведомления налоговых органов о фактах владения и использования криптовалют — только при таком условии права их владельцев будут подлежать судебной защите (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).

Пандемия COVID-19 вызывала беспрецедентный кризис в области людских ресурсов и здравоохранения. Меры, потребовавшиеся для сдерживания распространения вируса, спровоцировали экономический спад.

Распространение COVID-19 в России потребовало наложение более жестких и более продолжительных мер сдерживания, мер, которые привели к ужесточению финансовых условий, их следствием стал более глубокий и длительный экономический спад. Такое ужесточение, в свою очередь, проявило факторы финансовой уязвимости, накопившиеся за последние годы в условиях чрезвычайно низких процентных ставок. Это еще более усугубило шок, создаваемый COVID-19.

Коронакризис затрагивает не просто ликвидность банков. Он прежде всего ставит вопросы в отношении платежеспособности, причем в такой момент, когда в крупных сегментах мировой экономики наблюдается полная остановка деятельности. Соответственно, жизненно важная роль ложится на налогово-бюджетную политику.

Таким образом, несмотря на то, что главной темой 2021 года, безусловно, снова была пандемия COVID-19, многие принимаемые в связи с продолжающимся распространением инфекции решения и меры базируются на опыте первого пандемийного года. Основные законы, направленные на защиту граждан и бизнеса в условиях пандемии, были приняты в 2020 году и не так эффективны в настоящее время, поскольку были направлены на экстренное решение проблем, связанных с пандемией. Исходя из этого должны быть приняты новые меры борьбы с экономическим спадом.

Так, Федеральному собранию и Правительству РФ необходимо принять решительные меры реагирования, используя новаторские решения и объединяя усилия, с тем чтобы сдержать распространение вируса и противостоять тому социально-экономическому урону, который вызывает инфекция COVID-19 во всех регионах.

Необходимо смягчить разрушительные социальные и экономические аспекты кризиса, уделяя при этом особое внимание пострадавшим в наибольшей степени: женщинам, пожилым людям, молодежи, низкооплачиваемым работникам, малым и средним предприятиям, неформальному сектору и уязвимым группам, особенно тем, которые находятся в ситуациях гуманитарного кризиса и в условиях конфликта.

Для этого необходимы следующие меры:

  1. Сохранение рабочих мест, особенно в социальном секторе;
  2. Меры экономического стимулирования в целевых секторах и предприятиях;
  3. Меры фискальной и налоговой политики, влияющие на экономику;
  4. Защита доходов работников социальной сферы.

Это означает разработку налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики, дающей возможность непосредственного предоставления ресурсов для поддержки работников и домохозяйств, обеспечения медицинского страхования и страхования на случай безработицы, расширения масштабов социальной защиты и оказания поддержки предприятиям в целях предотвращения банкротств и массовой потери рабочих мест.

Необходимы широкомасштабные, скоординированные и всеобъемлющие многосторонние меры реагирования, обеспеченные финансированием в объеме не менее 10 процентов ВВП.

Наконец, после преодоления кризиса, мы можем снова вернуться в тот мир, в котором мы жили прежде, или же решительным образом начать решать проблемы, которые делают нас всех излишне уязвимыми перед кризисами.

Выход из кризиса, вызванного инфекцией COVID-19, должен иметь своим результатом формирование иной экономики.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета от 3 декабря 2021 г. N 275
  2. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета от 7 июля 2021 г. N 147–148
  3. Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Российская газета от 5 июля 2021 г. N 145,
  4. Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета от 5 июля 2021 г. N 145
  5. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета от 6 августа 2020 г. N 173
  6. Созаева Ф. Х. Пандемия COVID-19: последствия для финансовой стабильности и принятые меры политики на глобальном уровне // Экономическая безопасность. — 2021. — Том 4. — № 2. — С. 309–320. — doi: 10.18334/ecsec.4.2.112196.

Ключевые слова

криптовалюта, бюджетный кодекс, специальный налоговый режим, пандемия, COVID-19, финансовое законодательство
Задать вопрос