О совершенствовании накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Финансовое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (35) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.03.2022

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Троицкий, А. С. О совершенствовании накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих / А. С. Троицкий. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 2 (35). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/218/7214/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье автор предлагает внесение изменений в законодательство с целью снятия существующих ограничений при расчете размера накопительного взноса участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Ключевые слова: военнослужащие, накопительно-ипотечная система, жилищное обеспечение, взнос.

Одним из видов социального обеспечения военнослужащих в Российской Федерации в области приобретения ими жилья является участие военнослужащих в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения (далее-НИС). Несмотря на все существующие плюсы данной программы, нами, по итогам анализа нормативно-правовой документации, регулирующей данную область, было установлено, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует дифференциация выплат по НИС в соответствии с ценовой политикой на жилые помещения в разных регионах страны, в связи с чем возможность приобретения жилья военнослужащими в крупных городах, таких как г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Нижний Новгород и других, учитывая стоимость недвижимости в данных субъектах, без привлечения собственных средств практически не реализуема.

По мнению Н. В. Пересыпкиной и Н. А. Пукас, механизм расчета ежегодных взносов по накопительно-ипотечной системе должен быть подчинен следующим принципам: накопительный взнос по НИС должен быть дифференцирован для каждого отдельного региона и в обязательном порядке учитывать рыночную стоимость одного квадратного метра жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации; в соответствии с законом «О статусе военнослужащих» при начислении накопительных взносов государству необходимо учитывать состав семьи военнослужащего, с увеличением платежей в соответствии с увеличением членов семьи военнослужащего [1, с. 73]. Однако не все разделяют данную позицию, по мнению Э. С. Коловжари, данные изменения сомнительны, так как необходимо учитывать высокую внутристрановую мобильность военнослужащих, а также то, что данные изменения нарушат принцип равенства в реализации прав военнослужащих, находящихся в разных регионах страны [2, с. 425]. На наш взгляд, в дополнение к этому, не стоит забывать и об ограниченных возможностях государственного бюджета.

Механизм расчета ежегодных взносов по накопительно-ипотечной системе, по нашему мнению, не должен быть строго ограничен п. 1 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», в котором указано, что размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, в 2022 году составляет 311044,5 рубля [3]. Данный пункт, с применением бланкетной нормы, необходимо изложить в следующей редакции: «Размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, в 2022 году определяется Приказом Министра обороны РФ, но не может быть ниже 250000 рублей, и превышать сумму в 500000 рублей».

В соответствующем приказе Министра обороны РФ необходимо будет предусмотреть те условия, что были названы ранее, в частности регион, в котором военнослужащий выберет себе место проживания, с учетом средней цены за квадратный метр в данном регионе, а также состав семьи военнослужащего, с возможностью корректировки суммы выплаты, в случае увеличения численности семьи. Таким образом, нами была определена формула, схожая с формулой расчета субсидии, предоставляемой военнослужащим, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 г. № 76, а именно:

В=(Н х С х Кс) / О

В данной формуле В - это ежегодный по накопительно-ипотечной системе; Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3–6 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» [4], С - средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения в субъекте РФ, Кс -поправочный коэффициент, устанавливаемый с учетом общей продолжительности службы, устанавливаемый в соответствии с пунктами 7–9 указанный Правил, О - предполагаемый остаток службы (учитывая средний срок службы в 20 лет).

Исходя из данной формулы, получается, что военнослужащий, проживающий один, выбрав в качестве места приобретения жилья Ивановскую область, прослуживший 10 лет, может рассчитывать на следующие ежегодные выплаты по НИС: В= (33 х 48 145 х 1,85) / 10 = 293 900 рублей в год. Для военнослужащего с семьей из трех человек из Москвы, и прослужившего менее 10 лет, данная формула будет выглядеть следующим образом: В= (54 х 152 059 х 1) / 20 = 410 000 рублей в год. Данная мера видится нам более справедливой, чем существующая на данный момент, но данная тема, как было сказано ранее, является дискуссионной по критерию обеспечения принципа равенства в реализации прав военнослужащих, находящихся в разных регионах страны.

Литература:

  1. Пересыпкина, Н. В. Необходимость развития социальной ипотеки в Российской Федерации / Н. В. Пересыпкина, Н. А. Пукас. — Текст: непосредственный // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2015. — № 1(33). — С. 73.
  2. Коложвари, Э. С. Необходимость развития социальной ипотеки в Российской Федерации / Э. С. Коложвари. — Текст: непосредственный // «Военная ипотека» в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Россия и новая экономика: ключевые векторы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в рамках Всероссийского фестиваля науки: в 2 частях. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела. — 2016. — №. — С. 425.
  3. О Федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов: федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ (ред. от 06.12.2021 г.) // Российская газета. 10.12.2021. № 281.
  4. О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 28.01.2022 г.) // СЗ РФ. 01.06.1998. № 22. ст. 2331; Российская газета. 31.01.2022. № 20.
Задать вопрос