Понятие и признаки социального государства в Российской Федерации и зарубежных странах | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (34) февраль 2022 г.

Дата публикации: 03.02.2022

Статья просмотрена: 1498 раз

Библиографическое описание:

Меньших, И. О. Понятие и признаки социального государства в Российской Федерации и зарубежных странах / И. О. Меньших. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 1 (34). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/214/7007/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы пытаются изучить понятие социального государства в Российской Федерации и зарубежных странах.

Ключевые слова: социальное государство, Конституция Российской Федерации, социальное законодательство, индивидуальный путь России.

Социальное государство в Российской Федерации начинается с конституционного обоснования существования такого вида государственной политики [1]. Она характеризует содержательную форму внутренней деятельности государства.

В Российской Федерации термин «социальное государство» определен следующим образом — «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, можно сделать вывод, что цели понятия определили его содержание, а более детальное пояснение принципов отражено в массиве законодательства России.

Для более детального понимания и определения признаком социального государства в России необходимо рассмотреть блок социально-экономических прав человека и гражданина закрепленных в Основном законе РФ и нашедших свое отражение в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Выделяется институт предпринимательской деятельности, провозглашенный в статье 34 Конституции РФ. Данная норма обеспечивает и гарантирует юридическую силу свободы предпринимательской деятельности в рамках закона не только для физических, но и для юридических лиц.

В статье 35 Конституции РФ определены основополагающие принципы института частной собственности. Важность такой формы собственности объяснятся обязанностью именно государства защищать и обеспечивать ее неприкосновенность [2].

Необходимо сказать, что статья 35 не только раскрывает понятие частной собственности, но и обеспечивает необходимость детализации в статьях Гражданского кодекса Российской Федерации, что безусловно служит одним из примеров важности данного института.

Завершающим институтом экономических прав и свобод гражданина является право (граждан и их объединений) на частное владение землей. Об этом мы читаем в статье 36 Конституции РФ и более подробно в Земельном кодексе от 21.10.2001 года, а именно в Главе III «Собственность на землю».

Социальные права человека и гражданина мы обоснованно начинаем рассматривать со статьи 37 Конституции Российской Федерации, в которой оговорено право каждого на свободный труд и также прописано в части 5 статьи 75.

Детальной изучение данного положение демонстрируют не только обширность нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос труда, его вознаграждение и условия, но и важность этого права: закрепленность в статье 23 Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948 года и в статье 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года.

В российском законодательстве гарантированность данного конституционного положения отражена в Трудовом кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Уголовном кодексе. Важной особенность принципиально нового трудового законодательства по статье 37 служит отсутствие принудительного труда, карательных санкций, что практиковалось в РСФСР согласно статье 209 УК РСФСР, со стороны государства не наступает.

Необходимо отметить, что в конституционно (часть 3 статьи 37) закреплено право на защиту от безработицы и устанавливается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Также предусмотрено правовое регулирование индивидуальных трудовых споров.

Конституция РФ в части 4 статьи 37 и в Трудовом кодексе РФ в статье 409 предусмотрено право на забастовку, регулирование незаконных забастовок по статье 417 Трудового кодекса.

Трудовое законодательство исходя из конструкционного право на отдых (часть 5 статьи 37) дало определение данному праву и определила в связи с эти права работника и его обязанности.

Важным показателем социальности политики России служит защита материнства и детства согласно статье 38 Конституции Российской Федерации.

Мы не можем говорить о новшестве данной статьи, так как Конституция СССР от 1977 года декларировала этот принцип, однако закрепление его во Всеобще Декларации прав человека (часть 3 статьи 16) показывает нам важность данного положения.

Государство разработало не мало мер, программ по обеспечению охраны этих институтов.

На основании Конституции РФ законодатель в Семейном кодексе заложил нормативную базу для регулирование семейных отношений: осуществление и защита семейных прав (глава 2 СК РФ), условия и порядок заключение брака (глава 3 СК РФ) и другие не мало важные аспекты.

Вопрос материнства и детства также урегулирован в некоторых положениях трудового законодательства, например, в главе 41 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями».

Дети являются важной категорией граждан для государства, и оно возлагает заботу о них родителей, которые за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей могут быть привлечены по статье 156 УК РФ. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» возлагает ответственность на указанных в нем лиц за реализацию прав и законных интересов ребенка с учетом возраста, проведение различных методических бесед с ним и другое в рамках данного федерального закона.

Проведя анализ вышеуказанного конституционного положения и всех производных нормативно-правовых актов необходимо указать, что и дети в установленных случаях (часть 3 статьи 38 Конституции РФ) должны заботиться о своих родителях, в противном случаем им придется нести уголовную ответственность согласно статье 157 Уголовного кодекса РФ.

Гарантия социального обеспечения согласно статье 39 Конституции РФ является неотъемлемой частью социальной политики. Содержание данной статьи конкретизирует конституционное положение о том, что Россия — социальное государство.

Данная статья породила важные федеральные законы, такие как «О трудовых пенсиях» от 2001 года, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 2001 года и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Пенсионное законодательство обеспечивает существование граждан в зависимости от того какой вид пенсионного обеспечения они прилучают. Наличие благотворительных организаций также обеспечивает социальную поддержку граждан.

Следующий социальный признак по статье 40 Конституции РФ — право на жилище.

Жилищный кодекс в части 2 статьи 15 определяет понятие «жилище» как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) [3].

Следовательно, право на жилище можно определить, как право пользоваться им на основании закона. В настоящем российском законодательстве Жилищный кодекс более детально раскрывает данное конституционное положение и определят круг лиц ответственных за обеспечение граждан жилым помещением (1 и 2 Главы ЖК РФ).

Также важно добавить, что если гражданин признан нуждающимся в жилище, то в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану своего здоровья и медицинскую помощь, что закреплено в статье 41 Конституции РФ.

Положения данной статьи не только перекликаются с ранее названными социальными признаками государства, но и находят свое отражение в статьях международных актов.

В России с помощью системы социального страхования, отраженной в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 2010 года, обеспечивается положение, отраженное в части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации. В целях развития конституционного приложения также принимается Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 2011 года.

Право на благополучную окружающую среду можно назвать важным аспектом, который указывает на социальность государства. В нашей стране данный принцип закреплён в статье 42 Конституции РФ. Данная статья обеспечивает реализацию экологического права.

В сфере окружающей среды и ее производных необходимо руководствоваться Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 2002 года N 323-ФЗ, который более детально развил вышеуказанное конституционное положение. Федеральный закон четко установил не только право на благополучную окружающую среду, но и способы охраны ее. Примером может служить VII Глава закона «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности».

Последняя категория в блоке социально-экономических прав человека и гражданина закреплена в статье 43 Конституции Российской Федерации.

Важность данного положения заключается в самом праве на образования, ведь именно оно обеспечит развитие человека как личности и закрепленность в 26 Всеобщей Декларации прав человека.

Для более детального и полного раскрытия статьи 43 стоит обратиться к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Данный Федеральный закон закрепляет принципы государственной политики в сфере образования: приоритет образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, демократический характер управления образованием и другие (статья 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Не мало важным аспектом служит создание социально-экономических условий для получения бесплатного дошкольного, основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования. Государство с помощью социальных выплат, стипендий и премий в сфере образования (статья 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») также обеспечивает реализацию прав по статье 43 Конституции РФ. Установление федеральных государственных образовательных программ придает образовательной системе объективность и возможность для определенной группы лиц установить специальный образовательный стандарт.

Также стоит отметить, что основное общее образование является обязательным и обеспечение его — задача родителей [4].

Рассмотрев социально-экономический блок прав человека и гражданина, можно выделить признаки социального государства в Российской Федерации: свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, право частной собственной на землю, свобода труда, охрана материнства и детства и семьи, гарантия социального обеспечения, право на жилище, охрана здоровья и медицинская помощь, право на благоприятную окружающею среду и право на образование.

Говорить о социальном государстве зарубежных стран начнем с Северной Европы. В этих странах отличительным моментом в социальной политики будет являться более широкое понимание функций социального государства: здесь не ограничиваются лишь социальным страхованием. Также не малую роль играют реализованные принципы декоммодификации и дефамилиализации. Именно активная семейная политика, по мнению Г. Эспинга-Андерсена, которая передала часть традиционных семейных функций государству, привела к высокому уровню занятости населения и высокому уровню рождаемости [5].

Если перейти в страны англосаксонской модели, то можно увидеть, что строение социального государства в рамках данной модели разнообразно и велика роль таких институтов как: некоммерческие организации, бизнес-структуры и многочисленные институты гражданского общества. Анализ данной модели социального государства доказывает нам, что государство поддерживает предпринимательскую активность населения, тем самым политика сокращения социальных расходов и повышение ответственности граждан за свое благосостояние не вызывает такой резкой критики, как в странах иных моделей.

Для завершения анализа социального государства зарубежных стран необходимо рассмотреть страны континентальной модели социального государства. В данном случае государство обеспечивает соблюдение баланса между интересами работников и работодателей. Однако данная система сталкивается с малой рождаемостью и быстрым старением населения, что в итоге приводит к повышению социальных расходов.

Также мало внимание уделяется поддержке семьи. С разрушением идеалов традиционной семьи остро встала проблема неполных семей, в связи с этим проходит реализация различных программ в области института семьи. Нестабильность социальной политики в этих странах приводит к тому, что все реформы социального государства проходят за счет усиления или ослабления иных элементов социальной политики, что в конечном итоге приводит к ослаблению социального государства и кризисам.

Таким образом, проведя сравнительный анализ социально-экономического блока прав человека и гражданина в Конституции Российской Федерации можно сказать о том, что социальное государство для нашей страны остается идеалом. Конституция РФ детализировано определила ключевые положения для реализации социальной политики. На основании анализа социального государства зарубежных стран можно сказать об индивидуальности пути России в этом вопросе. Стоит также заметить вероятность несовершенства российского социального законодательства, однако для более точного ответа необходимо осветить конституционно-правовое регулирование в социальной сфере.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ).

2. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: с учетом Законов об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ / Е. Ю. Бархатова.— Москва: Проспект, 2014.— С. 55–56.

3. Часть 2 статьи 15 Жилищный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ: (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.04.21) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 1. — Ст. 14.

4. Статья 63 Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.02.21) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 1. — Ст. 16.

5. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. — Cambridge, 1990.

Задать вопрос