Вопросы совершенствования законодательства по борьбе со взяточничеством | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Уголовное право и криминология

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (34) февраль 2022 г.

Дата публикации: 16.01.2022

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Л. А. Вопросы совершенствования законодательства по борьбе со взяточничеством / Л. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 1 (34). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/214/6990/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье представлены рекомендации по совершенствованию норм уголовного законодательства, направленного на борьбу со взяточничеством, в контексте реализации принципа «справедливости» в судопроизводстве.

Ключевые слова: коррупционная преступность, взяточничество, должностное лицо, законодательство.

В современное время в нашей стране стремительными темпами развивается коррупционная деятельность. Это обусловлено разными факторами, включая социальные, политические, экономические и др. Особенно актуальной является проблема коррупционной деятельности должностных лиц, которые являются представителями государственной власти и должны обеспечивать правовой порядок и законность в стране, но, как отмечено на практике, сами принимают участие в преступлениях коррупционной направленности. Одним из таких преступлений является взяточничество.

Взяточничество связано с совершением должностным лицом, обладающим определенным властным положением, связанным со служебными полномочиями, противоправных действий либо бездействия, направленного на получение от определенного лица материальной выгоды с целью удовлетворения собственных интересов. Взяточничество представлено такими видами самостоятельных преступлений, как получение взятки, дача взятки, мелкое взяточничество и посредничество во взятки. Взяточничество относится к числу опасных преступлений, совершение которых приводит к материальным государственным потерям, снижению доверия населения к власти, правового сознания среди граждан, ущербу легитимности в политической власти.

Современными исследователями и на практике отмечено, что методы борьбы со взяточничеством, которые существуют в настоящее время, не позволяют добиться ожидаемых результатов. Рост преступлений, связанных со взяточничеством, продолжается стремительными темпами. Хотя государство борется с этой проблемой, ужесточает ответственность за коррупционные преступления, взяточничество является важной проблемой в современном обществе. Важная роль в борьбе с коррупцией отводится конкретным мерам, которые способны уменьшить коррупционные проявления в обществе и государстве [4, с. 117]. Обусловлена такая роль тем, что одновременно с развитием уголовного законодательства, преступные должностные лица предпринимают различные способы для совершенствования тактики в реализации собственных преступных намерений, что приводит к определенным трудностям в процессе их расследования, и также используют разные методы сокрытия своих противоправных действий, что создает трудности в обнаружении этого преступления.

Взяточничество является латентным преступлением. Причинами не раскрываемости взяточничества являются недостатки в правоприменительной практике и несовершенство уголовного законодательства. В связи с этим возникает потребность в усилении мер, направленных на борьбу со взяточничеством путем внесения изменений в действующее законодательство [2, с. 333].

В ст. 291.1 УК РФ определены квалифицирующие признаки посредничества во взяточничестве: ч. 2: посредничество во взяточничестве за применение служебного положения лицом или осуществление заведомо незаконных бездействий либо действий; ч. 3: посредничество во взяточничестве, которое совершается в крупном размере, организованной группой либо группой лиц, которые предварительно сговорились; ч. 4: посредничество во взяточничестве, которое совершено в особо крупном размере; ч. 5: предложение либо обещание посредничества во взяточничестве [1]. В ч. 5 не указывается непосредственный размер взятки. Полагаем, что это может вызвать определенные затруднения в применении данной нормы на практике в результате возможности появления разногласий ее понимании. Представляется необходимым дополнить ч. 1 ст. 291.1. УК РФ в следующей редакции: «Обещание или предложение посредничества во взяточничестве, предусмотренного в ч. ч. 1–4 настоящей статьи».

В целом, по мнению Ю. П. Поповой-Логачевой, «сомнительным с точки зрения целесообразности и противоречивым при анализе редакции представляется наличие самостоятельной нормы как обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Обещание по сути представляет собой согласие, активное волеизъявление, выраженное вовне, стать посредником между взяткодателем и взяткополучателем. Предложение посредничества во взяточничестве означает, выражаясь цивилистическим языком, оферту к заключению многосторонней незаконной по существу сделки, где посредник будет выступать связующим звеном между основными действующими лицами — взяткополучателем и взяткодателем. По конструкции состав сконструирован как усеченный, т. е. считается оконченным преступлением с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве. Фактически данное преступление представляет собой приготовительную преступную деятельность к посредничеству во взяточничестве» [3, с. 288].

Ответственность за дачу и получение взятки определяется в УК РФ в самостоятельных статьях (ст. 291 и ст. 290). Предусмотренные в данных статьях санкции различаются. Так, получение взятки расценивается как более опасное деяния в сравнении с дачей взятки, что следует из более жестких мер наказания при получении взятки. Представляется необходимым разграничение санкций, указанных в ст. 291.2 УК РФ. Следует установить более мягкие меры наказания за дачу взятки в сравнении с получением взятки. Так, санкции за получение взятки и посредничество в ее получении в размере, который не превышает 10 000 рублей, указать в ч. 1; санкции за дачу взятки и посредничество в ее даче в размере, который не превышает 10 000 рублей, указать в ч. 2; и далее указать санкции за данные преступления при совершении их лицом, которое имеет судимость по ст.ст. 290, 291, 291.1.

В ст. 291.2 УК РФ (ч. 1) не указаны отягчающие обстоятельства, которые предусмотрены в ст.ст. 2901, 291 УК РФ. Полагаем, что это является необоснованным в связи с тем, что при наличии такого указания появится возможность более глубокой дифференциации ответственности за деяние, что реализует принцип справедливости при выборе мер наказания. Так, очевидным является наличие разницы в опасности преступления, которое совершается группой лиц либо одним лицом; при осуществлении правомерных действий в виде принятия либо передачи незаконного вознаграждения, либо при осуществлении действий, нарушающих закон. Представляется необходимым включение в ст. 291.2 УК РФ квалифицированных составов, которые предусмотрены в ст.ст. 290, 291 УК РФ.

Сомнения вызывают справедливость санкций, установленных за дачу взятки и за посредничество во взятке. Законодательством установлены менее строгие санкции за совершение преступления (дачу взятки), чем за пособничество в его совершении (посредничество во взяточничестве). Исходя из того, что посредничество следует рассматривать как оказание помощи взяткодателю, а непосредственные действия взяткодателя являются основой преступления, представляется необходимым более лояльно определить наказание в ст. 291.1 УК РФ (ч. 1) и более строго в ст. 291 УК РФ (ч. 2).

Таким образом, предложенные рекомендации по совершенствованию законодательства по борьбе со взяточничеством позволят реализовать принцип справедливости, что предполагает соответствие наказания степени общественной опасности и характеру преступления, личности виновного лица и обстоятельствам совершения преступления.

Литература:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: по сост. на 30 декабря 2021 г. [Электронный ресурс]. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.01.2022).

2. Габуева А. Э. Проблемы квалификации взяточничества / А. Э. Габуева // Научный Альманах. — 2017. — № 2. — С. 333–336.

3. Попова-Логачева Ю. П. Актуальные вопросы взяточничества / Ю. П. Попова-Логачева // Проблемы правоприменения в современной России. Сборник материалов научно-практической конференции. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. — 2016. — С. 285–293.

4. Сидоренко Р. Ю. Взяточничество как наиболее характерная и распространенная форма коррупции / Р. Ю. Сидоренко // Молодой ученый. — 2018. — № 10. — С. 117–119.

Задать вопрос