Специфика осуществления оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение» | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Специфика осуществления оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение» / Л. Р. Амичба, А. Е. Казаков, И. В. Кощеев [и др.]. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 1 (34). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/214/6902/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается специфика осуществления оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение». Изучается объект и предмет оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение». Проанализированы виды ОРМ «наблюдение» в зависимости от субъекта и предметно-практической стороны. Выделены характеристики по каждому виду, а также соотношение одного к другому. Исследованы цели и подробно изучены результаты проведения ОРМ.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, содержание оперативно-розыскных мероприятий, наблюдение, технические средства.

Законодательное закрепление рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия (далее по тексту — ОРМ) предусмотрено п. 6 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ об «Об оперативно-розыскной деятельности» [1] (далее по тексту — ФЗ об ОРД). Отдельные его правила изложены в ст. 5–8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 1 17 ФЗ об ОРД, и межведомственной Инструкцией «Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий» [2].

Наблюдение как специальный метод предусмотрен Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности [3], которую ратифицировала Россия.

Наблюдение предполагает визуальное, электронное или комплексное слежение, контроль и (или) фиксацию действий, событий, фактов, обстановки направленное на получения информации о признаках преступной деятельности, маршрутах передвижения, месте хранения похищенного, связях наблюдаемого и другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту — ОРД).

Объект данного ОРМ общий — все блага, защищаемые ФЗ об ОРД.

В составе наблюдения возможно наличие не только предмета (например, транспортного средства, документа), но и лица. Среди последних различают изучаемых лиц (фигурантов) и лиц, являющихся их связями (реальными или вероятными).

Субъект проведения данного ОРМ, как правило, простой: а) основной — оперативник (в личном сыске) или по его заданию агент либо иное лицо, оказывающее содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе; б) факультативный — сотрудник оперативно-поискового или оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа (он приступает к наблюдению исключительно после получения задания, санкционированного руководителем оперативно-розыскного органа).

В законодательстве выделяется основной и ограничительный состав наблюдения. Также в оперативно-розыскной теории выделяют такой вариант ограничительного состава, как наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав гражданина (на неприкосновенность частной жизни и др.)

С предметно-практической стороны, в зависимости от способа получения информации выделяют три вида наблюдения:

1) Физическое, которое основывается на визуальном методе получения информации и заключается в негласном, направленном, непосредственном восприятии наблюдателем деятельности изучаемого лица или объекта (человека, транспортного средства и т. д.). Наблюдателем может быть оперативник как конспиративной службы — сотрудник оперативно — поискового подразделения (ведет наружное наблюдение), так и гласной (наблюдает в ходе так называемого личного сыска). Также наблюдение могут вести и иные субъекты (в частности, агенты);

2) Электронное (или технический), основанное на косвенном способе получения информации и заключающийся в негласном, направленном восприятии деятельности изучаемого лица или материального объекта с использованием технических средств (телевизионных систем, радиолокационных станций и т. д.)

3) Комплексное, т. е. совокупность первых двух видов.

Также, в зависимости от субъекта выделяют наблюдение, которое осуществляют оперативники, агенты и иные лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе.

С сознательно-волевой стороны целью наблюдения является получение информации о (об):

— деятельности изучаемого лица (его намерениях, планах, маршрутах передвижения, контактах, поведение в местах, где посещения ограничены, и т. п.)

— составе преступной группы, распределении в ней ролей, функциях каждого из участников, особенностях их характера и взаимоотношениях с другими членами группы;

— наиболее потенциальных местах сокрытия ценных предметов, полученных преступным путем, а также средств и орудий совершения преступления;

— элементах оперативной обстановки, а также данных, необходимых для планирования ОРМ и следственных действий.

Обычно основной формой проведения наблюдения является конспиративное слежение за объектом оперативной заинтересованности, но возможно также и гласное наблюдение (например, в ходе физической защиты лица, которому угрожает опасность) [4].

Место проведения наблюдения ФЗ об ОРД не ограничено (кроме жилища).

Срок проведения наблюдения также не ограничен. В то же время на практике по срокам различают краткосрочное (от нескольких часов до нескольких дней) и долгосрочное, или длительное наблюдение.

Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД при наблюдении оперативник и действующий по его заданию субъект вправе использовать технические и иные средства — видеокамеры, бинокли, фотоаппараты, и т. п.

Наблюдение может быть как непосредственным, так и опосредованным. При непосредственном наблюдении оперативник лично воспринимает объект. Опосредованное наблюдение заключается в восприятии информации через других лиц, дающих информацию о наблюдаемом лице или событии. Опосредованное наблюдение осуществляется с помощью лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскному органу, а также сотрудниками специальных подразделений, специализирующихся на проведении рассматриваемой ОРМ.

Осуществление простого наблюдения не требует санкции руководителя оперативно-розыскного органа и осуществляется по решению оперативного сотрудника. Наблюдение, которое влечет за собой ограничение конституционных прав граждан, допускается лишь на основании решения суда и при наличии специальной информации, согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД. В случаях, требующих привлечения значительных сил и средств, а также финансовых затрат, наблюдение осуществляется на основании рапорта сотрудника ОРО, утверждаемого руководителем ОРО [5].

Наблюдение как ОРМ может осуществляться как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Наблюдение на территории СНГ регулируется Соглашением о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, заключенным Советом министров внутренних дел государств-участников СНГ 18 декабря 1998 г. [6].

Кроме того, поскольку Россия сотрудничает с ЕС в правоохранительной сфере, то следует учитывать соглашения, подписанные в рамках ЕС. Так, в Шенгенской конвенции (1990 г.) (разд. III «Полиция и безопасность») [7] сотрудникам национальной полиции разрешено осуществлять наблюдение как вид ОРМ в пределах не только своей, но и других стран ЕС. Трансграничное полицейское наблюдение должно закончиться в течение пяти часов с момента пересечения границы другого государства-члена ЕС или раньше по требованию компетентных органов последнего.

На основании статьи 41 Шенгенской конвенции сотрудники полиции, которые в своей стране преследуют лицо, пойманное на месте преступления, имеют право, при необходимости, продолжать преследование на территории других стран ЕС. Если преследование было успешным, разрешается задерживать человека как минимум до того момента, когда прибудут сотрудники местной полиции.

В пункте 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации № 86-О от 14 июля 1998 г. [8] говорится, что в ходе наблюдения сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни проверяемого лица не допускается в случаях, не связанных с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений или с необходимостью решения других законных задач ОРД.

Наблюдение, как отмечал Конституционный Суд РФ, не предполагает одновременного прослушивания телефонных переговоров наблюдаемого лица. Такое прослушивание необходимо осуществлять путем проведения самостоятельного ОРМ — прослушивание телефонных переговоров (определение от 21 октября 2008 г. № 862-О-О) [9].

Результаты наблюдения фиксируются в оперативно-розыскных документах, а также с помощью кино-, фото-, видео-, аудиозаписи наблюдавшихся объектов.

Результаты наблюдения оформляются такими оперативно-служебными документами, как справка или рапорт оперативного сотрудника, сводка, сообщение конфидента, акт наблюдения, а также объяснения граждан, участвовавших в его осуществлении.

В окончательном оперативно-служебном документе отражаются развитие наблюдаемого события, контакты наблюдаемого лица с другими лицами и другие обстоятельства.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 УИК РФ [10], ст. 7 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [11] не образует рассматриваемого ОРМ и не требует судебного решения наблюдения за осужденными к лишению свободы, осуществляемое администрацией исправительных учреждений с использованием аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных, а также наблюдение с использованием аудио- и видеотехники в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми, находящимися в местах содержания под стражей, например, в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и т. д. [12]

Как показывает следственная практика, результаты «наблюдения» имеют решающее значение в доказывании признаков устойчивости и сплочённости участников преступных сообществ (преступных организаций), так как наглядно в виде аудио-видеозаписей, фотографий, наряду с другими доказательствами, демонстрируют, например: транспортные средства, используемые при совершении преступлений, орудия преступления, места совместного времяпровождения, а также помогает выявить дополнительных свидетелей и лиц, которые впоследствии станут жертвами преступной деятельности преступных сообществ (преступных организаций).

Литература:

  1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (от 01.07.2021) // СПС «Консультант Плюс»;
  2. Инструкция «Об основах организации и тактики проведения оперативно — технических мероприятий», утвержденная Приказом МВД России, ФСО России, СВР России, ФСНП России, Службы безопасности Президента Российской Федерации, ФСБ России, ФПС России, ГТК России от 19.06.96 № 281/дсп/306/дсп/30/дсп/215/дсп/66/дсп/390/дсп/191/дсп/374/дсп. (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.07.96 № 1125);
  3. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года;
  4. Кувалдин В. П. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. пос. — М.: Изд-во МЮИ при Минюсте России, 2004;
  5. К. К. Горяйнов, B. C. Овчинский, Г. К. Синилов. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник. — 2006;
  6. Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности: подписано на заседании Совета Министров внутренних дел государств-участников СНГ в г. Москве 16–18 декабря 1998 г.;
  7. Шенгенская конвенция (1990 г);
  8. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г. Черновой» // СПС «Консультант Плюс»;
  9. Овчинский В. С. Комментарий к Федеральному Закону «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021) // СПС «Консультант Плюс»;
  11. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС «Консультант ПЛЮС»;
  12. Фирсов О. В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учебное пособие. — М.: Норма: Инфра-М, 2013.
Задать вопрос