К вопросу об источнике доказательств — электронные данные в уголовно-процессуальном кодексе Вьетнама 2015 года | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Уголовное право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №9 (33) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 26.11.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Хуинь, Хыу Тинь. К вопросу об источнике доказательств — электронные данные в уголовно-процессуальном кодексе Вьетнама 2015 года / Хыу Тинь Хуинь, Зуй Зунг Нгуен. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 9 (33). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/210/6843/ (дата обращения: 27.04.2024).



Уголовно-процессуальный кодекс Вьетнама 2015 г. (далее УПК Вьетнама 2015 г.), принятый XIII Национальным собранием на 10-й сессии 27 ноября 2015 г., включает 09 разделов, 36 глав и 510 статей и вступает в силу с 01.02.2016. Введение УПК Вьетнама 2015 г. имеет большое значение в практике возбуждения уголовного дела, расследования, судебного преследования и рассмотрения уголовных дел. Одним из нововведений является постановление о добавлении нового источника доказательств, которым являются электронные данные, в статье автор упоминает ряд вопросов, связанных с этим новым источником доказательств, и некоторые предложения.

Ключевые слова: электронные данные, доказательства, Уголовно-процессуальный кодекс Вьетнама 2015 г.

The 2015 Criminal Procedure Code (CrPC 2015), adopted by the 13th National Assembly, 10th session, on November 27, 2015, consists of 09 sections, 36 chapters and 510 articles and takes effect from 01/07/2016. The introduction of the 2015 Criminal Procedure Code has great significance in the practice of prosecution, investigation, prosecution and adjudication of criminal cases. One of the outstanding new rules is the addition of new evidence sources, electronic data. This article is devoted to clearify some issues related to this new source of evidence, and therefore, makes some suggestions in relation with the admentment of the Criminal Procedure Code.

Keyword s : electronic data, evidence, The 2015 Criminal Procedure Code.

1. Основы регулирования электронных данных как источника доказательств

По мнению авторов, добавление электронных данных в качестве источника доказательств абсолютно необходимо в связи с рядом правовых и практических вопросов, а именно:

С юридической точки зрения. Согласно положениям УК Вьетнама 1999 г. (с изм. и доп. в 2009 г. — далее УК Вьетнама 1999 г.) существует множество преступлений, связанных с областью информационных технологий и телекоммуникаций, таких как: Распространение вирусов, компьютерных программ с вредоносными функциями для работы компьютерных, телекоммуникационных сетей, интернет, цифровое оборудование (ст. 224); Создание препятствий или нарушение работы компьютерных, телекоммуникационных сетей, интернета, цифрового оборудования (ст. 225); Незаконная передача или использование информации в компьютерных, телекоммуникационных сетях и интернете (ст. 226); Незаконный доступ к компьютерным, телекоммуникационным сетям, интернету или цифровым устройствам чужих (ст. 226a) и Использование компьютерных, телекоммуникационных сетей, интернета или цифровых устройств для присвоения собственности (ст. 226b). Однако УПК Вьетнама 2003 г. не предусматривает, что электронные данные являются источником доказательств, ведущих к несоответствиям между содержимым и формальным законодательством.

Для решения этой проблемы на основании положений УК Вьетнама 1999 г., Совместного циркуляра № 10/2012/TTLT-BCA-BQP-BTP-BTTTT-VKSNDTC-TANDTC от 10 сентября 2012 г., регулирующее применение положений УК Вьетнама 1999 г. о ряде преступлений в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, который устанавливает порядок и процедуры сбора электронных данных, преобразования электронных данных в доказательства: «Электронные данные — это информация, содержащаяся на электронных носителях. Электронные данные можно рассматривать как доказательства» . Таким образом, согласно этому Циркуляру, электронные данные впервые считаются доказательством. В УК Вьетнама 2015 г., добавлено 05 новых преступлений, связанных с областью информационных технологий и телекоммуникаций. С научной точки зрения можно сказать: дополнение источника электронных данных доказательств в первую очередь создает правовую основу для борьбы с преступлениями с использованием высоких технологий и в то же время создает единство, совместимость и консенсус между двумя кодексами (УК и УПК).

Кроме того, хотя УПК 2003 г. не упоминает вопрос об электронных данных в качестве источника доказательств в уголовном судопроизводстве, электронные данные упоминаются в положениях других законов. Ст. 82 ГПК Вьетнама 2005 г. предусматривает следующие источники доказательств: «Доказательства собираются из следующих источников: 1. Материалы, которые можно читать, слышать или видеть» означает с научной точки зрения источник доказательств может пониматься в соответствии с положениями ГПК Вьетнама 2005 г., включая электронные данные (по сути, форма электронного сигнала, который можно прочитать, услышать и увидеть). Или в Законе об электронных транзакциях 2005 г. имеется положение об электронных сообщениях, в том числе: электронные данные (ст. 10). Информации в сообщениях данных нельзя отрицать юридическую ценность из причины, такой информации представлена в форма сообщений данных (ст. 11) и электронные сообщения имеют ценность в качестве доказательства (ст. 14). Следовательно, требуется, чтобы специальное законодательство признало юридическую ценность электронных данных, в УПК также должны быть положения об электронных данных и их юридическое значение (как источник доказательств), имеющие основания для применения.

С практической точки зрения. В области общественного порядка и безопасности использование информационных технологий и телекоммуникаций для совершения преступлений увеличивается как по количеству случаев, так и по ущербу, многие атаки устанавливают вредоносный код, шпионское ПО на госорганы, агентства и частные организации, крадущие личную информацию, совершающие онлайн-мошенничество, причинение серьезного ущерба. В отчете, выпущенном по программе оценки кибербезопасности, проведенной BKAV Technology Group (январь 2020 г.) только в 2019 г. ущерб, нанесенный компьютерными вирусами вьетнамским пользователям, достиг рекордных 20 900 миллиардов донгов (почти 902 милл. долларов США), что намного превышает 14 900 милл. донгов в 2018 г. [4].

В прошлом времени электронные данные собирались в процессе борьбы с преступлениями с использованием высоких технологий и телекоммуникационные сети эффективно использовались для разведки, расследования , судебного преследования и рассмотрения уголовных дел , связанных с информационными технологиями и телекоммуникациями, в различных формах, которые превращены в доказательства, однако УК Вьетнама 2003 г. не предусматривает этот источник доказательств.

Исходя из вышеизложенного, авторы считают, что предоставление электронных источников доказательств в ст. 87 УПК Вьетнама 2015 г. является целесообразным, синхронным и отвечает требованиям как теории, так и практики.

2. Источники доказательств электронных данных

Ст. 99 УПК Вьетнама 2015 г. гласит, что «Электронные данные — это символы, буквы, числа, изображения, звуки и т. п., созданные, сохраненные, переданные или полученные с помощью электронных средств».

Отражение — общее свойство всех материальных объектов, В. И. Ленин говорил: «всякая материя имеет внутреннее свойство, по сушности как ощущение, характеристика отражения» [5] , под доказательством понимается информация, отраженная от следов преступления. Теория доказательств показала, что следы преступления являются результатом движения материалов. Таким образом, в широком смысле электронные данные также являются формой преступных следов, содержащихся в электронных средствах, компьютерных сетях, телекоммуникационных сетях, линиях передачи и других электронных источниках, которые использовались в качестве орудия или средства для совершения преступление. Компетентные органы получают электронные данные с помощью технических средств и оборудования. Информация, отраженная из электронных источников данных, полностью доказывание [3].

С точки зрения науки уголовного расследования, когда электронные данные собираются способами, предусмотренными УПК, и удовлетворяют свойствам доказательства, они считаются доказательствами. Электронные данные, рассматриваемые как доказательства, могут быть разделены на следующие две категории:

(1) Электронные данные, генерируемые компьютером, такие как: «файлы cookie», «URL-адреса», емейл logs, веб-сервера logs и т. п.

(2) Созданные человеком электронные данные, хранящиеся в компьютерах или электронных средствах, — это документы и данные, созданные в результате поведения человека и хранящиеся в электронной памяти, такие как текст, таблицы, цифровые изображения, электронная почта, веб-страницы, пользовательская информация об услугах, содержание онлайн-чаты [6].

Однако обнаружение, сбор, сохранение и оценка доказательств этого типа очень сложны, потому что: во-первых, это нетрадиционный источник доказательств; cогласно предыдущей концепции, источником доказательства являются существующие вещи или события, но электронные данные — это не вещь или событие, а символы, буквы, числа, изображения, звуки или аналогичная форма, созданная, сохраненная, переданная или полученная электронным способом, которые предоставляют информацию о преступном событии; Во-вторых, электронные данные, генерируемые в сетевой среде, представляют собой «виртуальное пространство» без территориальных границ.

Доказуемая ценность электронных данных определяется способом создания, хранения или передачи электронных данных; способом обеспечения и поддерживание целостность электронных данных; способом определяется отправитель и другие соответствующие факторы; ссылаясь на положения ст. 15 Законе об электронных транзакциях 2005 г., ст. 99 УПК Вьетнама 2015 г., информация, полученная из электронного источника данных, будет считаться доказательством при удовлетворении следующих условий: во-первых , содержание этого электронного данные доступны и могут быть использованы для справки при необходимости; во-вторых, содержание таких электронных данных хранится в том же формате, в котором оно было создано, отправлено, получено, или в формате, который позволяет точное представление содержания данных; в-третьих, эти электронные данные хранятся в форме, которые можно определить источник, место назначения, дату и время отправки или получения электронных данных. Кроме того, в соответствии с ст. 86 (Доказательства) и ст. 108 (Исследование и оценка доказательств) информация, которая хочет считаться доказательством, должна иметь все три свойства доказательства, которые являются объективными (достоверными), относящимися к делу и законными.

Таким образом, можно понять, что информация, полученная из электронных данных, которая должна рассматриваться как доказательство, помимо соответствия конкретным условиям этого типа источника, также должна обладать всеми тремя свойствами доказательства в целом.

3. Некоторые предложения по совершенствованию положения об электронных данных

В настоящее время электронные данные упоминаются в Законе об электронных транзакциях 2005 г., как источник доказательств, это также указано в статьях 87, 88, 99, 107 УПК Вьетнама 2015 г. Кроме того, ч. 3 ст. 223 УПК Вьетнама 2015 г. также упоминает «конфиденциальный сбор электронных данных» как специальную следственную и процессуальную меру. Помимо отдельных положений о сборе электронных средств и электронных данных (ст. 107), другие действия, такие как сохранение, опечатывание, проверка, оценка и т. д., по-прежнему соответствуют действующим общим правилам. Однако электронные данные — это другой источник доказательств по сравнению с традиционными источниками доказательств, поэтому должны быть конкретные руководящие принципы по процессу изъятия и восстановления для этого типа доказательств, чтобы защитить целостность данных, сохраняя доказательную ценность данных.

Во-вторых, необходимо развитие команды экспертов по сбору электронных данных и экспертизы: экспертов по кибербезопасности, экспертов по уголовному правосудию, отвечающих за оценку электронных данных. Повышение профессионального потенциала и научно-технической квалификации следователей в подразделениях и населенных пунктах. Кроме того, необходимо разработать систему технической инфраструктуры, оборудования и механизмов для обнаружения, сбора, сохранения, эксплуатации и использования электронных данных, что является неотложным требованием в нынешней ситуации — сильное развитие информационных технологий, телекоммуникации и различные типы электронных носителей и цифрового оборудования создают серьезные проблемы для профессиональных органов.

В-третьих, электронные данные являются источником доказательств особого характера, поэтому при сборе, проверке и оценке процессуальных органов должна быть координация между многими силами. В то же время сильное развитие ресурсов за пределами государственного сектора также открывает возможности для координации между физическими лицами и организациями, специализирующимися в области информационных технологий и телекоммуникаций, с компетентными органами в сборе, проверке и оценке доказательств из электронных источников данных. Чтобы обеспечить оперативность и своевременность действий по сбору электронных данных при наличии информации о преступлениях, процессуальный орган должен оперативно координировать действия с другими органами для сбора, резервного копирования и восстановления данных в кратчайшие сроки, чтобы избежать случая, когда преступники могут удалить, изменить или другие уловки, чтобы скрыть электронные данные. Кроме того, электронные данные являются источником доказательств, которые существуют в киберпространстве без территориальных границ, поэтому необходимо усилить деятельность по международному сотрудничеству, такую как координация с Интерполом, Азиатполом и следственными органами других стран, повысить эффективность сотрудничества, обучение, и обмен международным опытом сбора, оценки и использования электронных данных в качестве источников доказательств.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Вьетнама 2015 г. (с изм. и доп. в 2017 г.).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Вьетнама 2015 г. (с изм. и доп. в 2017 г.).
  3. Совместный циркуляр № 10/2012/TTLT-BCA-BQP-BTP-BTT&TT-VKSNDTC-TANDTC от 10 сентября 2012 г. Министерства общественной безопасности — Министерства национальной обороны — Министерства юстиции — Министерства информации и коммуникаций — Верховной народной прокуратуры — Верховного народного суда.
  4. Сводный отчет: прогноз тенденций в области кибербезопасности на 2019 и 2020 годы группы BKAV — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://m.bkav.com.vn/tin_tuc_noi_bat/-/chi_tiet/669034/tong-ket-an-ninh- mang-nam-2019-va- du-bao-2020.
  5. В. И. Ленин: Полный том, Изд-во. Национальная политика, Ханой, 2005, т. 18.
  6. Нгуен Тхань Туи (2017), «Некоторый опыт изъятия, сохранения и использования электронных доказательств в расследовании и судебном преследовании», Прокурорский журнал, № 21/2017.

Ключевые слова

доказательства, электронные данные, Уголовно-процессуальный кодекс Вьетнама 2015 г
Задать вопрос