Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (25) январь 2021 г.

Дата публикации: 04.01.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Глечян, С. А. Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации / С. А. Глечян. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 1 (25). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/186/5820/ (дата обращения: 27.01.2021).



В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся финансирования избирательной кампании. Особое внимание уделено проблемам проведения выборов в России по вопросам формирования избирательного фонда кандидатов и его расходования.

Ключевые слова: избирательная кампания, финансирование выборов, финансирование избирательной кампании, реформирование избирательной системы, федеральные выборы, избирательные процессы, избирательные комиссия.

This article discusses issues related to election campaign financing. Special attention is paid to the problems of holding elections in Russia regarding the formation of the candidates ' election Fund and its expenditure.

Keywords: election campaign, election financing, election campaign financing, reform of the electoral system, Federal elections, electoral processes, election commissions.

В настоящее время одна из проблем, с которой сталкиваются кандидаты в депутаты и президенты, — это финансирование избирательной кампании, ведь проведение выборов требует значительных материальных затрат как со стороны государства, в котором проводятся выборы, так и со стороны кандидата. Качественная предвыборная агитация проводится кандидатом только при наличии финансирования избирательной кампании в преддверии выборов. Поэтому немаловажным вопросом по сей день считается сбор средств для избирательной кампании.

В современной науке под финансированием выборов принято считать осуществление действий по предоставлению финансовых, а также иных материальных средств как участникам, так и организаторам избирательного процесса с целью материального обеспечения организации и проведения выборов, в том числе и избирательных кампаний кандидатов, политических партий.

Как показывает практика финансирование федеральных выборов в нашем государстве, значительно отличается от зарубежных стран. Так как финансирование выборов в Российской Федерации не дает приращения общественного богатства, также валового внутреннего продукта страны, — так с экономических позиций следует стремиться к минимизации затрат, сделать выборы дешевле. Однако такой взгляд не соответствует ни практике роста расходов на федеральные выборы, ни функциональному назначению самих выборов как фактически главного прямого канала народовластия.

Надо отметить, что понятие «финансирование выборов» в научной литературе понимается в узком и широком смыслах. В узком смысле под финансированием выборов следует понимать осуществление действий по предоставлению финансовых и иных материальных средств участникам и организаторам избирательного процесса с целью материального обеспечения организации и проведения выборов, а также избирательных кампаний кандидатов, политических партий.

Существуют основания и для более широкого понимания содержания понятия «финансирование выборов». В него включаются, наряду с указанными действиями, также осуществление расходов на содержание действующих на постоянной основе избирательных комиссий, государственной автоматизированной системы России «Выборы» (далее — «ГАС «Выборы»); выплаты политическим партиям по итогам федеральных выборов; налоговые льготы получателям средств из избирательных фондов; средства, возвращенные в федеральный бюджет политическими партиями, не набравшими определенную минимальную долю голосов по результатам выборов; расходы организаций, которые обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям [1].

С принятием отдельных нормативно-правовых актов, которые устанавливают конституционные (личные) права граждан избирать и быть избранными, вопрос финансового обеспечения выборов на сегодняшний день стал особым предметом законодательного регулирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Особое внимание во время проведения выборов в нашем государстве уделяется вопросам формирования избирательного фонда кандидатов и его расходования.

В настоящее время в нашем государстве при проведении федеральных избирательных кампаний актуальна и неизменна проблема противодействия экстремизму («политическому экстремизму»). Проблематичным остается контроль со стороны государства за избирательным процессом на предмет возможных проявлений политического экстремизма — в форме предоставления из зарубежных стран финансовой помощи российским общественным организациям с целью проведения предвыборной агитации избирательной кампании.

Общая взаимосвязь избирательного процесса с актуальной проблемой противодействия «Политическому экстремизму» связана как социально-политическим значением выборов в системе народовластия, так и их значительной важностью для сохранения и защиты основ конституционного строя и обеспечения безопасности нашего государства [2].

В период выборов серьезные опасения вызывает использование участниками избирательного процесса и зарубежными государствами средств массовой информации для нанесения ущерба суверенитету и территориальной целостности России, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, инспирирования сепаратистских настроений и межнациональных обострений в субъектах Федерации.

На фоне возрастающей информационной зависимости человека и общества отдельные спецслужбы зарубежных стран в период выборов предпринимают попытки скрытой информационно-пропагандистской, финансовой и иной поддержки тех кандидатов на выборные должности, деятельность которых носит экстремистский характер. Поэтому серьезную опасность для России могут представлять попытки конспиративного целенаправленного вмешательства ряда иностранных государств.

Анализ конституционно-правового механизма организации и проведения выборов свидетельствует о необходимости финансового обеспечения гарантий самостоятельности избирательных комиссий во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, исходя вышеизложенного, необходимо отметить, что правовое регулирование организации и проведения выборов должно быть направлено на обеспечение законности финансирования избирательных кампаний. Это связано с тем, что в период выборов операции с денежными средствами и иным имуществом отдельных кандидатов и политических партий нередко сопряжены с отмыванием доходов, полученных преступным путем или в результате взносов экстремистских организаций.

Литература:

  1. Точкин Д.В. Финансирование федеральных выборов в России: конституционно-правовые проблемы (Специальность: 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право) // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юр. н. – М., 2010. – С. 8.
  2. Красинский В. В. Правовое регулирование выборов в контексте противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации // Военно-политический журнал. 2006. № 5.

Ключевые слова

избирательная кампания, финансирование выборов, финансирование избирательной кампании, реформирование избирательной системы, федеральные выборы, избирательные процессы, избирательные комиссия
Задать вопрос