Идеи справедливости в трудах дореволюционных российских юристов
Автор: Люсина Оксана Анатольевна
Рубрика: История государства и права
Опубликовано в Новый юридический вестник №10 (24) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 26.11.2020
Статья просмотрена: 621 раз
Библиографическое описание:
Люсина, О. А. Идеи справедливости в трудах дореволюционных российских юристов / О. А. Люсина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 10 (24). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/182/5777/ (дата обращения: 16.12.2024).
На мой взгляд, высказывание русского философа Ивана Александровича Ильина, в полной мере отражают нравственно-правовые взгляды дореволюционного периода и веру в справедливое общество дореволюционной России. Он считал, что: «Справедливость есть совестное доброжелательство. Справедливость есть всенародное братство. Справедливость есть живое и чуткое правосознание, которое готово поступиться своим и отстаивать чужое»
Мне думается, что тема данной статьи требует, прежде всего, ответа на следующие вопросы: 1. что есть справедливость? 2. Какие существовали теории и школы права в дореволюционный период? 3. Как развивалось соотношение права и справедливости, как идею справедливости понимали юристы дореволюционного периода? 4. Какие выводы можно из этого сделать?
- Понятие «Справедливость».
Как реагируют люди, когда, как они чувствуют, справедливость нарушается? Какой может быть их реакция? Смирение, скрытый гнев, возмущение, проявление напряженности по отношению к ситуации несправедливости, а может быть желание взяться за оружие. Существует множество путей исправления несправедливости: одни из них честные и безвредные, другие безответственные и пагубные. Например, в Уголовном кодексе РФ принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера. Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного (ст. 6 УК РФ) [1,ст.6]. Что же представляет понятие справедливость? Идея Справедливости до сих пор является не только целью существования всех цивилизованных государств, но и важнейшей темой рассуждений ученых всего мира. Понятие справедливость понималась и понимается с позиций различных философских направлений, теорий и концепций. Многие учёные — юристы пытались выделить основные особенности понятия справедливость 1. Справедливость — это абстрактное понятие, которое отражает свойства, качества, отношения между предметами. 2. Справедливость — это социальное понятие, потому что вне общества справедливости нет. 3. Справедливость — нравственное понятие, это одна из категорий нравственного сознания, наряду с такими как благо, счастье, долг, свобода и т. д. 4. Справедливость — это оценочное суждение с точки зрения соответствия человеческих отношений нормам и требованиям. «Таким образом, справедливость выступает в форме проявления категории меры с её границами, нарушения которых будет выражать несправедливость». Поэтому Справедливость можно определить как морально-правовую категорию, представляющую собой логическую оценку общественных отношений в соответствии с критериями, которые являются общепринятыми нормами поведения или зафиксированы в общеобязательной нормативной системе — законе [9, c.36–41].
2. Развитие основных школ (теорий) права дореволюционный период в России и их взгляд на понятие права.
Среди множества теорий можно выделить основные теории происхождения права, которые оказали своё влияние на развитие права в дореволюционный период в России. Процессы, происходящие в обществе в то время, несомненно, находили свое отражение в трудах мыслителей и получали поддержку населения страны. Корнев А. В. в своей статье «Толкование права в контексте различных типов правопонимания» описал школы права, которые доминировали в России в дореволюционный период [3, c.30–31]. Я привела их в схеме. Каждая школа (теория) права имела свою основную идею (суть концепции), а также представителей, которые внесли большой вклад в развитии этих теорий права.
- Государственно-организационная (государственно повелительная) теория. Современная российская доктрина именует такой подход позитивистским и получил название юридический позитивизм (яркимпредставителем в дореволюционной России являлся — Габриель Феликсович Шершеневич ) . Суть концепции заключается в том, что право рассматривается как установленные государством общеобязательные правила поведении, которые закрепляются в форме различных официальных источников (нормативно-правовых актов, судебных прецедентов, нормативных договоров и т. д.).
- Социологическая школа (теория) права, другое её название социологический позитивизм и виднымипредставителями в дореволюционной России являлись Сергей Андреевич Муромцев, Богдан Александрович Кистяковский). Вданной теории суть права — это реальные общественные отношения, защищенные государством.
- Психологическая школа (теория) права (виднымпредставителем которой в дореволюционной России являлся Лев Иосифович Петражицкий ). Суть этой теории состоит в том, что право — это правовые психические эмоции людей.
- Нормативная школа, или нормативизм в праве считалось, что эта школа является возрождением естественного права . Суть этой теории права заключается в том, что право — это иерархическая система норм, закрепленных в общеобязательных нормативно-правовых актах.
Здесь можно выделить следующие направления школы и их известных представителей :
- нормативизм этический (Павел Иванович Новгородцев)
- нормативизм логический (Иван Александрович Ильин)
- нормативизм юридический ( австрийско-немецкий юрист и философ Ганс Кельзен) .
Я не могла не упомянуть о Гансе Кельзене, несмотря на то, что он являлся австрийско-немецким юристом и философом, так как его можно считать основоположником нормативистской школы права.
К имеющимся школам права я бы добавила ещё одну школу права — марксистскую. Марксистская теория ( виднейшими представителями были Фридрих Энгельс, Карл Маркс, Владимир Ильич Ленин). Суть данной теории в том, что Право — нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Отсюда право — возведенная в закон воля господствующего класса. На основе взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было создано официальное советское философское учение «марксизм-ленинизм».
3. Соотношение права и справедливости.
Само понятие «юстиция» по-латыни означает справедливость (justitia), поэтому справедливость можно считать синонимом правосудия. В русском языке слова «правда», «право» и «справедливость» являются однокоренными. В юридической науке категория «справедливость» выступает своеобразным фундаментом для формирования государственно-правовой основы общества. В XIX веке на первый план выходит правовая категория справедливости — проблема справедливого применения норм права, в частности, интерпретации нормы права с учётом особенностей субъектов конкретных отношений. Мне бы хотелось рассмотреть следующие точки зрения на проблему соотношения понятия Права и понятия Справедливость:
Первая точка зрения : Понятие «право» первично, понятие «справедливость» вторично.
Вторая точка зрения: Понятие «справедливость» первично, а понятие «право» вторично.
Третья точка зрения: Понятие «право» и понятие «справедливость» противоположны.
Четвертая точка зрения : Понятие «право» и понятие «справедливость» тождественны.
Исходя из этих точек зрения, я хочу провести анализ соотношения понятий права и справедливости в учениях правоведов дореволюционной России.
В период XIX–XX веков большое значение приобрела школа юридического позитивизма (Г. Ф. Шершеневич). Г. Ф. Шершенович считал, что особенно опасным для чувства законности, является стремление судов стать на точку зрения справедливости и целесообразности вместо строгого применения закона. К сожалению, эта тенденция замечается в практике наших судов, как высших, так и низших, и можно опасаться, что тот новый дух, который внесли новые суды в жизнь, будет парализован подрывом чувства законности в обществе, чего можно ожидать от указанной точки зрения. Слова «правда и милость», которыми были напутствованы новые суды, были поняты именно в смысле справедливости, сменяющей формализм, тогда как в действительности они означали законность и неподкупность, идущие на смену произволу и взяточничеству [8, с.31]. Право и закон в данной концепции выступают в качестве синонимов. При этом справедливость как категория морально-нравственная, а не правовая выводится за рамки правотворчества. Право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. Г. Ф. Шершенович говорил: “ Я нахожу закон несправедливым — я готов и обязан все сделать, чтобы способствовать его изменению, но я и не подумаю отступить от него потому только, что мне кажется несправедливым его действие при данных конкретных обстоятельствах [8, c.27].
В России, в середине XIX века большое распространение получила социологическая школа . Эта школа имела свои взгляды на соотношение понятий права и справедливости. Как представитель социологической школы права С . А . Муромцев утверждает, что справедливость, во-первых, изначально заложена в общественных отношениях, во-вторых, является результатом деятельности судьи (и любого субъекта правоприменительной деятельности), поскольку в его решении получает действительное выражение. Препятствием к этому, как отмечает С. А. Муромцев, может быть умысел правоприменителя или, что бывает гораздо чаще, его ошибка, обусловленная как его личными качествами, так и общими условиями деятельности. Кроме того, несовершенство человеческого рода устанавливает известный предел возможностям человека, который не в силах преодолеть даже самый талантливый судья. С. А. Муромцев, рассматривая соотношение справедливости и права, резко противопоставляет право и справедливость. По мнению мыслителя, если право можно охарактеризовать как нечто непреклонное и строгое, то справедливость, напротив, есть нечто снисходительное и тягучее. Право интересуется формальной стороной вопроса, справедливость — содержательной; право опирается на логику, справедливость — на нравственное чувство; право отражает интересы государства и стремится к его защите, справедливость выражает чаяния всего народа и ориентируется на человеческие потребности; право эгоистично, справедливость альтруистична; право — продукт сознательной деятельности человека, справедливость — «голос разума природы, откровение разума божественного» [6, c. 68]. Он, рассматривая соотношение справедливости и права, также утверждал, что «в своем наиболее резком очертании право и справедливость представляются нашему сознанию именно как два понятия, противоположных одно другому», а в случае реализации идеала справедливости в праве, «когда идеальное становится реальным» и противопоставление справедливости и права теряет свое значение, мы получаем право, гармонирующее с требованиями лишь «вчерашней справедливости» [2, с.39].
На рубеже 19–20 веков психологическая школа, в лице Л. И. Петражицкого , решала вопрос о соотношении справедливости и правотворчества, выделяя право интуитивное и право позитивное. Позитивное право выражено в установленных государством законах, а «справедливость представляет не что иное как интуитивное право», существующее в сознании народа. Л. И. Петражицкий выделял два вида эмоций: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые). Справедливость — это «интуитивные этические переживания императивно-атрибутивного типа», — то, что следует от одного субъекта и принадлежит другому. [5, с.223]. В учении Л. И. Петражицкого справедливость обладает рядом преимуществ по сравнению с позитивным правом, но, несмотря на это, он не возвышает роль справедливости и не принижает роль позитивного права в регулировании общественных отношений. Ученый пишет о том, что без позитивного права стабильный социальный порядок немыслим, поскольку справедливость бессильна обеспечить четкое правовое нормирование в тех сферах общественной жизни, где это необходимо. Он утверждает постепенное уменьшение области действия позитивного права в пользу расширения сфер влияния справедливости [6, c.66]. Л. И. Петражицкий приходит к выводу о том, что справедливость обладает, по сравнению с позитивным правом, гораздо более мощными рычагами воздействия на индивидуальное и массовое поведение людей, на различные аспекты социальной жизни и общество в целом. С одной стороны, полагает мыслитель, между ними «имеется и должно иметься согласие по содержанию в главных основах, в общем, и основном направлении», а с другой стороны, неизбежны «частные разногласия» между справедливостью и позитивным правом ввиду различий, а именно индивидуального характера норм справедливости, более закономерного развития и большей гибкости ее по сравнению с позитивным правом. Вместе с тем есть и такие сферы жизни, где справедливость бессильна что-либо регулировать. [6, c.66] Однако есть большая часть общественных отношений, которые, вообще не подлежит позитивно-правовому регулированию, а в тех областях, где эти нормы действуют, люди в первую очередь опираются на свои представления о справедливости. По мнению Л. И. Петражицкого, граница между областями действия справедливости и позитивного права пролегает следующим образом: нормы справедливости применяются в тех случаях, когда речь идет о распределении добра и зла (иначе говоря — определенных благ и тягот) между субъектами, нормы позитивного права — когда появляется необходимость урегулирования каких — либо формальных, технических вопросов, безразличных с точки зрения добра и зла, но необходимых с позиции целесообразности.
Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Русский философ и правовед П. И. Новгородцев , по сути, являлся одним из главных представителей данного течения. Категорию «справедливости», он пытался осмыслить не только на политическом и социальном уровне, но и на уровне экономическом. Справедливость выступала в его теории как своеобразный синтез экономического, социального и политического, как некая норма, выражающая принцип социального права и реализуемая в целом ряде основных социальных прав. В своих работе «Об общественном идеале», П. И Новгородцев развивал концепцию справедливости, в которой сама справедливость понималась как некое абсолютное начало, объединяющее людей, и реализующееся путем постепенного внедрения социальных и политических реформ со стороны государства как высшего органа власти, системы административных и правительственных распоряжений. Философ считал недопустимой мысль о полном разделении права и нравственности, поскольку, по его мнению, что только религиозно-нравственное обоснование права и придает последнему силу и эффективность, побуждая человека к повиновению. Более того, благодаря этой связи человеческое общество сможет постепенно стать обществом справедливым, в котором в большинстве случаев будет торжествовать правда, а ложь и порок будут искореняться.
Большой вклад в развитие идей справедливости внесла марксистская теория . С точки зрения философии марксизма, «содержание справедливости не имеет абстрактно-всеобщего характера, оно всецело определяется условиями совместной жизни людей, состоянием материального производства, характером производственных отношений», а «право есть лишь возведенная в закон воля высшего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни высшего класса». Например, В. И. Ленин полагал, что «справедливость подчинена интересам свержения капитализма». При всей неоднозначности современных подходов к социализму невозможно умалять его значения для развития цивилизации и концепции справедливости [7, с.31].
Я пришла к следующим выводам, изучив и проанализировав точки зрения ученых-правоведов дореволюционной России, на соотношение понятий Право и понятия Справедливость.
1. Мной были рассмотрены следующие возможные точки зрения на проблему соотношении понятия «право» и понятия «справедливость», а также взгляды учёных-правоведов.
Первая точка зрения : Понятие Право первично, понятие Справедливость вторично. На мой взгляд, данной точки зрения придерживался представитель школы права (юридический позитивизм) — Г. Ф. Шершеневич. Габриель Феликсович считал, что закон может быть несправедлив, и он готов способствовать его изменению, но не подумает отступать от закона. Также сюда можно отнести представителей Марксистской теории (Фридрих Энгельс, Карл Маркс, Владимир Ильич Ленин). Для марксистов право — возведенная в закон воля. В данной ситуации народ имеет право (то есть волю) для свержения капитализма, а справедливость подчинена интересам свержения капитализма.
Вторая точка зрения: Понятие Справедливость первично, а понятие Право вторично. К этой точке зрения можно отнести взгляды такого представителя школ права, как П. И. Новгородцев (нормативизм этический). Павел Иванович высказывал мнение, что Справедливость — это абсолютное начало, объединяющее людей. Он придавал праву религиозно-нравственное обоснование и это таким образом заставляет людей повиноваться.
Третья точка зрения: Понятие права и понятие справедливость противоположны. С этой точки зрения, на мой взгляд, придерживается представитель Социологической школы права С. А. Муромцев. Сергей Андреевич считал, что понятие Право и понятие Справедливость разные понятия, потому что Право опирается на логику, а Справедливость нравственное чувство.
Четвертая точка зрения : Понятия права и понятие справедливость тождественны по главным основаниям. К этой точке зрения, как мне кажется, можно отнести взгляды Л. И. Петражицкого. Лев Иосифович полагал, что Справедливость и Право находятся в согласии по главным основам. Однако есть сферы, где Справедливость бессильно что-либо регулировать, но есть часть общественных отношений, которые не подлежат позитивно-правовому регулированию.
2. Мне кажется, что соотношение понятия Право и понятия Справедливость, это философски — правовая проблема, потому что проблема соотношения понятий Право и понятий Справедливость решалась не только правоведами, но и философами той эпохи. А они нередко являлись одновременно и философами, и правоведами. Долгое время, в литературных, философских произведениях писателей, философов отражалась вера в справедливое общество и вера в справедливого «батюшку-царя», который всех рассудит правильно. Но на смену этим взглядам пришли другие, в частности марксистская теория права. Её представитель В. И. Ленин придерживался главной идеи — свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. А для этого нужна воля народа, которые имеют право свергнуть своих угнетателей и справедливость здесь подчинена интересам свержения капитализма. Теория марксизма — ленинизма очень сильно повлияла на развитие российского общества. Произошли глубокие изменения в России — революции, свержение царского строя, и как следствия образования СССР, смена идеологии на «марксизм — ленинизм», а также жизни простых людей в создавшихся условиях на протяжении 70 лет.
Мне кажется, что можно по-разному относиться к описанным выше школам права и их взглядам на соотношение Права и Справедливости. Но я надеюсь, мы будем жить в мире, где, по словам Виктора Мари Гюго «Право — это все то, что истинно и справедливо».
Литература:
1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.07.2020). Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 31 июля 2020 года). Ст.6./ источник http://docs.cntd.ru/document/9017477.
- Иванов В. А., Гроздилов С. В. Справедливость как объект правового сознания //Журнал Философия и общество. 2012. № 4.С.37–50.
- Корнев А. В. Толкование права в контексте различных типов правопонимания//Современные проблемы токования права//Журнал российского права. 2016. № 8. С.29–43.
- Лиска О. М. Учения о применении права в России во второй половине XIX –начале XX вв.: дис…канд. юр. наук: 12.00.01. Москва, 2015. — 197 с.
- Прибыткова Е. А. Спор о справедливости//Философия, этика, религиоведение//Журнал Соловьевские исследования. 2006. № 2(13). С.220–227.
- Табаков А. Л. Справедливость и позитивное право: проблемы соотношения в русской философии права второй половины XIX — первой половины XX в. //Теория и философия права //Актуальные проблемы российского права. 2017.№ 6(79) июнь. С.64–72.
- Чечельницкий И. В. Справедливость в правотворчестве теоретико-правовое исследование: дис…канд. юр. наук: 12.00.01. Москва, 2014. — 286 с.
- Шершеневич Г. Ф. О чувстве законности: публичная лекция, читанная 10 марта 1897 г. //вводные замечания Ю. Н. Старилова. Воронеж/ Издательский дом ВГУ. Библиотека студента-первокурсника юридического факультета Воронежского государственного университета 2018. — 36 с.
- Щербаков В. А. К вопросу о нравственно-правовой сущности категории «справедливости»//Журнал Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. —2016. № 4(12) — С.35–43.
- Яшин А. Н. Идеи гуманизма, справедливости и жертвенности в правозащитной деятельности русских адвокатов XIX века/ А. Н. Яшин// Гуманитарный факультет МГТУ. Кафедра философии. Вестник МГТУ. — 2008. — том 11. № 4. — С. 713–718.