Особенности гражданско-правовой формы киберспортивной организации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №10 (24) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Малявина, Н. Б. Особенности гражданско-правовой формы киберспортивной организации / Н. Б. Малявина, М. И. Лабузов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 10 (24). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/182/5742/ (дата обращения: 23.01.2021).



В статье поднимается вопрос определения киберспортивной организации с точки зрения гражданского законодательства РФ. Проводится анализ определения «киберспортивной организации» с точки зрения ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», изучаются интернет-страницы киберспортивной организации в целях поиска необходимой юридической информации. Приводятся пути решения проблемы определения (дефиниции) «киберспортивная организация».

Ключевые слова: дефиниция, Гражданский кодекс РФ, организационно-правовая форма, коммерческая организация, некоммерческая организация, спортивный клуб, киберспортивная организация.

Сегодня в условиях развития компьютерных технологий, игры всё более глубоко интегрируются в жизнь наших граждан (общественную жизнь, порождая новые правоотношения). Для современного, молодого поколения они порой приобретают чуть ли не смысл жизни и, почувствовав в себе уверенность и накопив знания и опыт, идут в так называемые спортивные клубы или организации по тем или иным интересам (игровым дисциплинам), где они начинают строить свою киберспортивную карьеру и достигать успехов на различных турнирах по той или иной игровой дисциплине.

Актуальность темы выражается в проблеме определения гражданско-правовой формы киберспортивной организации: что это такое, какую организационно-правовую форму имеет с точки зрения Гражданского кодекса Российской Федерации, если же это юридическое лицо, то какую форму она воплощает и т. д. То есть очень важно правильно определить форму осуществления деятельности киберспортивной организации, поскольку сегодня в законодательстве окончательно сформировавшейся точки зрения на этот счёт не имеется, а это значит, что затрудняется регулирование гражданско-правовых споров между киберспортивными организациями. От дефиниции организационно-правовой формы киберспортивных организаций может зависеть исход разрешения правового спора, поскольку суды очень часто обращаются к дефинициям тех или иных юридических терминов.

Чтобы найти решение данной проблемы, для начала нам необходимо определить, а что же такое киберспортивная организация? Что она из себя представляет? В отечественном законодательстве нет чёткого определения этого понятия. Однако, если провести анализ ст. 19 Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 329) [1], то спортивные клубы мы можем определить по аналогии как «юридические лица, осуществляющие тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность». Ст. 10 этого закона гласит, что «физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций». Таким образом, если мы положим юридические характеристики спортивного клуба из ФЗ № 239 на плоскость киберспортивной организации, то киберспортивная организация будет определяться как юридическое лицо в виде преимущественно коммерческой или некоммерческой организации, целью которой является осуществление тренировочной, соревновательной, культурно-воспитательной деятельности. Иначе говоря, их создают с целью получения прибыли от побед в тех или иных киберспортивных дисциплинах, прибыли от рекламы партнёров и спонсоров, а также прибыли от реализации продукции под логотипом киберспортивной организации.

Следует отметить, что Российская Федерация пытается уделять внимание киберспорту из-за набора его популярности, поэтому в нашей стране действует так называемая Федерация компьютерного спорта России (ФКС) как общероссийская общественная организация, наделённая Министерством спорта РФ правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта «компьютерный спорт».

Но тем не менее, исходя из сложности определения «киберспортивная организация», следует признать, что оно очень слабо закреплено, точнее — вообще не закреплено. Оно есть на обыденном уровне среди игроков (иногда так называемых «геймеров»), людей, которые знакомы с играми и наблюдающие за киберспортивными турнирами, но нет этого определения на законодательном уровне (в том числе и в гражданском законодательстве). То определение, которое дано выше — это предложенный нами вариант толкования понятия «киберспортивная организация».

На практике, киберспортивные организации (например, Gambit Esports, Virtus.pro) существуют без образования юридического лица как группы людей, занимающиеся тренировочной и соревновательной по определённым киберспортивным дисциплинам. Проведя анализ сайта такой киберспортивной организации как «Team Spirit» (киберспортивная организация, возникшая в России в 2015 году), была найдена информация о её составе (количестве участников), но не было информации о том, что же себя она представляет, нет определения её целей или какого-либо документа, который, например, разъяснял бы права и обязанности участников данной киберспортивной организации, что, в свою очередь, влечёт правовую неопределённость статуса лиц, входящих в данную киберспортивную организацию. Анализ сайта другой киберспортивной организации «Gambit Esports» (возникла в 2013 году в России) также показал, что отсутствует информация о целях данной киберспортивной организации или какого-либо документа, который определял бы цели, права и обязанности участников этой организации, но есть информация об истории данной киберспортивной организации и о составе (количестве) участников.

Гражданский кодекс Российской Федерации, к сожалению, очень обобщённо говорит о некоммерческих организациях, а, например, Федеральный закон «О некоммерческих организациях»[2] вообще не предусматривает такую форму некоммерческой организации как «киберспортивная организация». Как отмечают некоторые исследователи, до сих пор отсутствует и международное регулирование киберспорта, ввиду чего невозможно как таковое отслеживание правонарушений в данной области и привлечение правонарушителей к ответственности. В данном случае необходимо закрепление правового положения киберспорта на международном уровне посредством разработки и дальнейшего подписания соглашения, Конвенции «О статусе компьютерного спорта». Подписание данного документа позволит начать историю правового института киберспорта и киберспортивного права [3].

На наш взгляд, необходимо дать легальное толкование определения «киберспортивная организация», а также, как вариант, закрепить положения о киберспортивных организациях либо в федеральном законе № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» путём внесения формулировки (дефиниция) киберспортивная организация и прикрепление отсылочного положения функционирования к данному ФЗ, ГК РФ, законодательству о коммерческих и некоммерческих организациях, либо определение и отсылку, но в форму некоммерческих организаций в ФЗ «О некоммерческих организациях». Либо разработать отдельный закон, который определял бы определение киберспортивной организации, требования к ней и особенности. Это, на наш взгляд, позволит на прозрачный уровень вывести их на легальный уровень. Также мы предлагаем закрепить определение «киберспортивная организация» в следующей формулировке: «Киберспортивная организация — это коммерческая или некоммерческая организация с образованием, организующее свою деятельность в соответствии с целями, указанными в уставе данной организации». Считаем, что законодательно следует закрепить киберспортивные организации в форме юридического лица, так как это облегчит понимание организационно-правовой формы киберспортивной организации для правоприменителя.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 50. — ст. 6242.
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — ст. 145.
  3. Сутырина Е. В. Правовое регулирование деятельности киберспортивной организации (клуба) / Е. В. Сутырнина // Электронный научный журнал Universium. — 2017. — № 1 (46). — URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/5424 (дата обращения: 19.10.2020).
  4. Официальный сайт Федерации компьютерного спорта России (ФКС). // https://resf.ru/ (дата обращения: 20.10.2020)
  5. Официальный сайт киберспортивной организации «Team Spirit». // URL: https://teamspirit.ru/ (дата обращения: 20.10.2020)
  6. Официальный сайт киберспортивной организации «Gambit Esports». // URL: https://gambit.gg/ (дата обращения: 20.10.2020)
Задать вопрос