Подготовка управленческих кадров для биоэкономики: межфакультетская магистерская программа МГУ "Менеджмент биотехнологий" – взгляд студента-биолога и студента-экономиста | Статья в журнале «Биоэкономика и экобиополитика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Кадры биоэкономики

Опубликовано в Биоэкономика и экобиополитика №1 (1) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 09.12.2015

Статья просмотрена: 636 раз

Библиографическое описание:

Кирюшин, П. А. Подготовка управленческих кадров для биоэкономики: межфакультетская магистерская программа МГУ "Менеджмент биотехнологий" – взгляд студента-биолога и студента-экономиста / П. А. Кирюшин, Ю. В. Нарайкина, И. А. Дубовик. — Текст : непосредственный // Биоэкономика и экобиополитика. — 2015. — № 1 (1). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/th/7/archive/20/531/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В статье, во-первых, рассматриваются содержательные аспекты биоэкономики в России и задачи ее формирования. Во-вторых, на примере межфакультетской магистерской программы МГУ «Менеджмент биотехнологий» рассматриваются возможности подготовки управленческих кадров для биоэкономики. В-третьих, даётся анализ со стороны студента программы, имеющего базовое естественнонаучное образование, и студента программы, имеющего базовое экономическое образование. Делаются выводы о возможностях, ограничениях и перспективах межфакультетских магистерских программ в вузах для подготовки управленцев в сфере биоэкономики.

Ключевые слова: биоэкономика, биотехнологии, менеджмент.

 

Management Training for the economy: the Moscow State University interfaculty master program "Management of Biotechnology" - a look biology students and student-economist

P.A. Kiriushin, Y.V. Naraikina, I.A. Dubovik

Moscow State University, Moscow, Russia

An article firstly considered substantive aspects of economy in Russia and problems of its formation. Second, the example of the Moscow State University interfaculty master program "Management of Biotechnology" considered the possibility of management training for the bioeconomy. Third, the analysis given by the students of the program, having the basic science education and undergraduate programs, with a basic economic education. Conclusions about the capabilities, limitations and prospects interfaculty master's degree programs at universities to train managers in the bioeconomy.

Keywords:Bioeconomy, biotechnology, management

 

БИОЭКОНОМИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ

Сейчас в мире все большую популярность приобретает концепция биоэкономики. С одной стороны, биоэкономика рассматривается как системное использование биотехнологий. Биотехнологии, в свою очередь, являются одним из ключевых направлений инновационного развития и модернизации многих отраслей: медицины, фармацевтики, сельского хозяйства, пищевой промышленности, топливно-энергетического комплекса, охраны окружающей среды и других. В Комплексной программе Правительства РФ по развитию биотехнологий поставлена задача значительного увеличения доли продукции биотехнологических отраслей в ВВП [1]. С другой стороны, биоэкономика представляет собой новую экономическую парадигму, в основе которой использование возобновляемого биологического сырья, его глубокая переработка, включая технологии замкнутого цикла, что также предполагает экологичность и повышение наукоёмкости экономики. В этом контексте для нашей страны биоэкономика может рассматриваться как возможность модернизации отраслей экономики и перехода к новому технологическому укладу [2].

Для Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова биотехнологии являются одним из приоритетных направлений инновационного развития. В МГУ существует как значительный потенциал по созданию и коммерциализации биотехнологий, а также по подготовке кадров для биоэкономики. На факультетах МГУ на фундаментальном и прикладном уровне ведутся наукоёмкие разработки в сфере биотехнологий: на биологическом факультете, факультете биоинженерии и биоинформатики, факультете почвоведения, химическом, физическом, факультете фундаментальной медицины и других. На этих же факультетах готовят молодых ученых, имеющих соответствующие компетенции для создания и развития биотехнологических разработок.

В то же время, в МГУ уже существуют успешные биотехнологические и прикладные разработки. Например, технологии биодеградации нефти, созданные на базе Лаборатории микробной биотехнологии биологического факультета – по данному проекту идёт сотрудничество с компанией «Роснефть». Также есть известные успешные междисциплинарные проекты в сфере биотехнологий. Например, существует компания «Genotek», занимающаяся анализом ДНК с целью выявления генетических предрасположенностей. Эта компания была создана студентами механико-математического и биологического факультетов.

О МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ МГУ «МЕНЕДЖМЕНТ БИОТЕХНОЛОГИЙ»

Значимой инициативой в МГУ в сфере биоэкономики может рассматриваться сотрудничество экономического и биологического факультетов по реализации межфакультетских магистерских программ в этой области.В 2014 году были открыты две межфакультетские программы: на биологическом факультете совместно с экономическим факультетом – программа называется «Биоинженерия, биотехнология и биоэкономика»; а также на экономическом факультете совместно с биологическим факультетом – программа называется «Менеджмент биотехнологий». По замыслу организаторов данные программы должны стать первыми межфакультетскими магистерскими программами в МГУ (а, возможно, и в России), где факультеты на паритетных началах проводят обучение магистров.

Создание и реализация выше обозначенных новых магистерских программ основаны на паритетном сотрудничестве факультетов, которое предполагает:

а) совместную образовательную часть в виде:

  •                   общего набора курсов, которые могут читаться одновременно для студентов новой магистерской программы биологического факультета и студентов новой магистерской программы экономического факультета;
  •                   возможности привлечения преподавателей со стороны биологического факультета для обучения по новой магистерской программе экономического факультета и возможности привлечения преподавателей со стороны экономического факультета для обучения по новой магистерской программе биологического факультета;
  •                   проведения совместных научных семинаров и участия магистров обеих программ в разработке и реализации совместных научных проектов ;

б) согласованную подготовку и управление новыми магистерскими программами;

в) совместный маркетинг и продвижение новых магистерских программ.

С точки зрения развития инновационной экосистемы важным элементом межфакультетских программ по биоэкономике стала возможность создания и продвижения наукоёмких биотехнологических разработок, созданных на биологическом факультете. На основе этих разработок студенты в рамках курсов учатся различным аспектам продвижения и коммерциализации. Важно отметить, что участниками этого проекта являются междисциплинарные команды, состоящие из специалистов естественнонаучных областей (биологи, химики, биоинженеры, биотехнологи) и гуманитариев (в т.ч. выпускники направления «менеджмент» и «экономика» экономического факультета МГУ). На базе такого сотрудничества студенты развивают биотехнологические разработки: среди тем проектов – выведение на рынок тромболитического препарата микробного происхождения, разработка технологий диагностики онкоурологических патологий, разработка микробного метода увеличения нефтеотдачи, разработка тест-систем для детекции микотоксинов и другие.

С целью вклада в развитие инновационной экосистемы в сфере биотехнологий студенты магистерской программы формируют решения для взаимодействия бизнеса, государства и науки и формирования биотехнологического кластера МГУ. В рамках кластера важными являются три направления: 1) коммерциализация и выведение на рынок наукоёмких биотех-разработок; 2) подготовка кадров для биотехнологий и биоэкономики; 3) популяризация и продвижения биоэкономики на региональном, страновом и международном уровне. Идея биотехнологического кластера должна также соответствовать задачам формирования Научно-технологической Долины как крупного проекта, ассоциированного с Московским Университетом, предполагающим взаимодействие по «тройной спирали» - науки, государства и бизнеса [3].

Далее будут рассмотрены содержательные аспекты одной из двух межфакультетских магистерских программ МГУ по биоэкономике – «Менеджмент биотехнологий» с точки зрения студентов, учащихся на первом и втором году обучения на этой программе. Первый студент, точнее, студентка, получила базовое естественнонаучное образование на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ и уже учится на втором курсе магистерской программы. Второй студент закончил экономический факультет МГУ по специальности «экономика» и поступил на программу в этом, 2015 году.

ВЗГЛЯД НА МАГИСТЕРСКУЮ ПРОГРАММУ «МЕНЕДЖМЕНТ БИОТЕХНОЛОГИЙ» ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА-БИОЛОГА

Несмотря на высокий уровень фундаментального естественнонаучного образования в МГУ в сфере биотехнологий, оно не всегда предполагает получение необходимых компетенций для трансфера биотехнологий в сектор реальной экономики. В этой связи коммерчески перспективные идеи ученых зачастую остаются в рамках лаборатории, а сами специалисты попадают в «институциональную ловушку», несмотря на хороший управленческий потенциал. На пути коммерциализации технологии возникает большое количество вопросов, которые волнуют многих ученых-естественников: как защитить интеллектуальную собственность, как привлечь инвестиции, сколько потребуется времени, как зарегистрировать компанию, где производить продукт, где найти команду и многие другие.

В 2014 году была организована межфакультетская магистерская программа «Менеджмент биотехнологий», которая призвана готовить специалистов, способных организовать и управлять лабораторией или биотехнологической компанией. Очевидно, что менеджеры биотехнологий должны уметь налаживать отношения «государство-бизнес-академия» и понимать как проблемы ученого, так и риски бизнесмена.Поэтому человек с образованием в области естественных наук может получить данные компетенции и поступить на экономический факультет, в магистратуру «Менеджмент биотехнологий», сдав экзамены по английскому языку и специальности. Последний включает в себя экономическую и биологическую части.

Первый семестр обучения насыщен экономическими предметами, которые, безусловно, необходимы для понимания экономики предприятия и оценки рынка. Программа также включает целый ряд курсов, связанных с управлением проектами на уровне государственных программ, в рамках компаний или лабораторий. Большое внимание уделяется методам исследования в менеджменте, разработке стратегии компании и бизнес-планированию инновационных проектов.

Естественно, студентам-биологам бывает сложно восполнить пробелы в экономическом образовании, но наиболее важные области – корпоративные финансы и оценка проектов - рассматриваются достаточно подробно в рамках нескольких дисциплин. Большим преимуществом данной межфакультетской образовательной программы являются регулярные встречи и мастер-классы с ведущими специалистами в этой области. Они делятся своим положительным и отрицательным опытом, отмечая актуальность магистратуры по управлению биотехнологиями. Представители компаний и госструктур предлагают большое количество стажировок и проектов, на основе которых мы можем проводить исследования для магистерской диссертации.

Совместно с технологической платформой «Биотех-2030», которая, являясь формой частно-государственного партнерства, призвана объединить и гармонизировать интересы государства, научного и бизнес сообществ в деле построения биоэкономики в России, мною проводится исследовательская работа по разработке модели управления биотехнологическими инжиниринговыми центрами. Это один из последних инфраструктурных проектов технологической платформы, который заключается в создании центров для масштабирования и внедрения биотехнологий (демонстрационные пилотные производства, инжиниринговые центры), использующие различные типы возобновляемого сырья и отходов. Главное предназначение таких центров – это коммерциализация технологий, включая масштабирование, разработку и регистрацию необходимой научно-технической и производственной документации, создание прототипов и промышленных образцов.

В связи с тем, что для платформы «Биотех-2030» и для российских биотехнологий в целом создание инжиниринговых центров является новой практикой, весьма актуальной видится разработка модели управления подобными проектами для налаживания эффективной работы биотехнологических компаний.

ВЗГЛЯД НА МАГИСТЕРСКУЮ ПРОГРАММУ «МЕНЕДЖМЕНТ БИОТЕХНОЛОГИЙ» ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА-ЭКОНОМИСТА

Закончив бакалавриат экономического факультета МГУ, выпускники сталкиваются с проблемой выбора сферы своей деятельности. Большинство идут в бизнес, связанный с консалтингом и аудитом. Студенты же, решившие поступать на программу «Менеджмент биотехнологий», заинтересованы работать в области биоэкономики. Одной из главных причин принятия решения о поступлении на данное направление является желание научиться организовывать процесс развития биотехнологической разработки в конечный продукт, полезный для общества.

Биоэкономика – одно из наиболее перспективных направлений в наши дни. Безусловно, нужно не только создавать новые продукты и разработки в сфере биотехнологий, но и понимать, как выводить их на рынок, оценивать рентабельность и экономический потенциал проектов. Организацией и управлением этих и многих других процессов занимаются менеджеры, понимающие специфику данного направления.

Структура вступительных испытаний в межфакультетскую магистратуру позволяет поступить как студентам, имеющим изначально естественнонаучное образование, так и студентам с экономическим образованием. В первом триместре на данном направлении обучают основам менеджмента, что уже знакомо бакалаврам экономики и менеджмента, и что активно изучают студенты, закончившие другие специальности. Далее учебные дисциплины становятся более специализированными и ориентированными на отдельные сферы биотехнологий. Параллельно с основной программой происходит налаживание связей с биотехнологическими компаниями, таким образом, студенты приобретают необходимые навыки и компетенции для развития карьеры в данной области.
  В этом году было принято решение провести исследование для выпускников программы и составить древо вариантов трудоустройства в различных отраслях биотехнологий. К числу наиболее популярных можно отнести следующие области: сельское хозяйство и животноводство, топливно-энергетический комплекс, а также фармацевтика. Одна из сопутствующих целей исследования состоит в том, чтобы выяснить, в каких ключевых навыках и умениях заинтересованы работодатели. Но даже до окончания исследования, становится понятно, что специалисты данного направления востребованы на рынке труда. Данный факт был выявлен на встрече, посвященной трудоустройству в сфере биотехнологий между студентами и представителями различных фирм, чья деятельность напрямую или косвенно связанна с применением и разработкой биотехнологий. Итог очевиден: специалисты с навыками в сфере экономики и менеджмента нужны в данной отрасли, а дальнейшее исследование уточнит, какие именно компетенции наиболее важны для работодателей.

ВЫВОДЫ

Для развития биоэкономики в России и модернизации отраслей экономики на основе биотехнологий, необходимо реализовывать идеи по внедрению на рынок инновационных разработок в этой области. Данный процесс может происходить эффективно только под управлением квалифицированных менеджеров, обладающих набором соответствующих компетенций. Межфакультетские магистерские программы экономического и биологического факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова «Менеджмент биотехнологий» и «Биоинженерия, биотехнология и биоэкономика» призваны готовить таких менеджеров, способных оптимизировать реализацию различных биотехнологических проектов. Несмотря на то, что обучение студентов с разным базовым образованием имеет свою специфику, данные межфакультетские программы стали инновационным образовательным продуктом и могут являться успешным примером междисциплинарного сотрудничества в области биотехнологий.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Разработка комплексного междисциплинарного подхода для оценки эколого-экономической эффективности биоэкономики (на примере биоэнергетической отрасли)» № 14-06-00385 А

 

Литература:

  1. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года
  2. Бобылев С.Н., Михайлова С.Ю., Кирюшин П.А. Биоэкономика: проблемы становления. Экономика. Налоги. Право, (6), 2014.
  3. Иващенко Н.П., Энговатова А.А., Коростылева И.И. Трансформация отечественных вузов в предпринимательские: логика пути. Экономические стратегии, (8), 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): биологический факультет, МАГИСТЕРСКая ПРОГРАММа, программа, сфера биотехнологий, экономический факультет, биоэкономика, Разработка, Россия, студент, экономический факультет МГУ.

Похожие статьи

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Образовательный и воспитательный аспекты языковой подготовки магистрантов и аспирантов

В статье обсуждаются актуальные вопросы и нерешенные проблемы формирования коммуникативно-языковой компетенции студентов в аспекте реализации образовательной и воспитательной функций высшего образования на уровне аспирантуры и магистратуры. На пример...

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования

Данная научная статья посвящена изучению теоретических основ формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования. Профессиональные компетенции игр...

Лингвистическое образование в России

В представленном научном исследовании отражена оценка лингвистического образования на факультете иностранных языков в России российскими студентами и изменение их ожиданий и планов при поступлении и окончании факультета иностранных языков. Также иссл...

Формирование готовности к инновационной деятельности в процессе языковой подготовки студентов, магистрантов и аспирантов в образовательной среде Московского политехнического университета

В статье рассматриваются способы формирования терминологической базы английского языка по инновационной деятельности у студентов, магистрантов и аспирантов вуза.

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Межпредметные связи как дидактический инструмент интеграции иноязычных коммуникативных навыков и умений в процессе формирования профессиональной компетенции будущих экономистов

В статье освещается лингводидактическая проблематика межпредметных связей в системе вузовских дисциплин на факультетах экономического профиля, представленных в гуманитарно-экономическом блоке спецдисциплинами и дисциплиной «Иностранный язык», в частн...

Особенности формирования читательских умений у будущего учителя начальных классов через естественнонаучные тексты

В статье описан опыт организации учебного занятия на тему «Почва как особый биокосный компонент биосферы» с целью формирования читательской грамотности у студентов 1 курса в рамках междисциплинарного курса «Методика преподавания естествознания». В к...

Взгляд «снизу»: что, с точки зрения студента, следует изменить в российской системе образования

Рождение идеи, сбор материалов и их анализ для данной статьи заняли более 1 года. Данная работа в большинстве своем ориентирована на магистров, аспирантов и молодых ученых, которые планируют строить свою научную карьеру и в будущем могут стать руково...

Похожие статьи

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Образовательный и воспитательный аспекты языковой подготовки магистрантов и аспирантов

В статье обсуждаются актуальные вопросы и нерешенные проблемы формирования коммуникативно-языковой компетенции студентов в аспекте реализации образовательной и воспитательной функций высшего образования на уровне аспирантуры и магистратуры. На пример...

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования

Данная научная статья посвящена изучению теоретических основ формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования. Профессиональные компетенции игр...

Лингвистическое образование в России

В представленном научном исследовании отражена оценка лингвистического образования на факультете иностранных языков в России российскими студентами и изменение их ожиданий и планов при поступлении и окончании факультета иностранных языков. Также иссл...

Формирование готовности к инновационной деятельности в процессе языковой подготовки студентов, магистрантов и аспирантов в образовательной среде Московского политехнического университета

В статье рассматриваются способы формирования терминологической базы английского языка по инновационной деятельности у студентов, магистрантов и аспирантов вуза.

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Межпредметные связи как дидактический инструмент интеграции иноязычных коммуникативных навыков и умений в процессе формирования профессиональной компетенции будущих экономистов

В статье освещается лингводидактическая проблематика межпредметных связей в системе вузовских дисциплин на факультетах экономического профиля, представленных в гуманитарно-экономическом блоке спецдисциплинами и дисциплиной «Иностранный язык», в частн...

Особенности формирования читательских умений у будущего учителя начальных классов через естественнонаучные тексты

В статье описан опыт организации учебного занятия на тему «Почва как особый биокосный компонент биосферы» с целью формирования читательской грамотности у студентов 1 курса в рамках междисциплинарного курса «Методика преподавания естествознания». В к...

Взгляд «снизу»: что, с точки зрения студента, следует изменить в российской системе образования

Рождение идеи, сбор материалов и их анализ для данной статьи заняли более 1 года. Данная работа в большинстве своем ориентирована на магистров, аспирантов и молодых ученых, которые планируют строить свою научную карьеру и в будущем могут стать руково...

Задать вопрос