Функционирование образов космического пространства в метафорических контекстах (на примере поэтических текстов начала ХХ века) | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (8) май 2018 г.

Дата публикации: 05.04.2018

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Биль, О. Н. Функционирование образов космического пространства в метафорических контекстах (на примере поэтических текстов начала ХХ века) / О. Н. Биль, Н. А. Туранина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2018. — № 2 (8). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/89/3241/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: космические образы, космическое пространство, образ космоса, троп, метафора, метафорический контекст, поэтический текст.

Вторичные космические образы, выступающие как один из способов создания поэтической картины мира и основанные на поиске аналогий и уподоблений познаваемых явлений, функционируют в составе тропеических средств, среди которых доминируют сравнение, олицетворение, метафора. Соотношение прямых и образных употреблений в поэзии начала ХХ века: 59 % — прямая номинация, 41 % — переносные словоупотребления, среди них: сравнение — 16 %, олицетворение — 12 %, метафора — 10 %, другие образные средства — 3 %, что отражено в диаграмме «Прямые и образные космические наименования в языке поэзии начала ХХ века» (рис. 1), согласно данным которой прямая номинация космической лексики составляет 59 %, переносные словоупотребления — 41 %, среди них: сравнения — 16 %, олицетворения — 12 %, метафора — 10 %, другие образные средства — 3 % [3, с. 51].

Рис. 1. Диаграмма «Прямые и образные космические номинации в языке поэзии начала ХХ века»

Метафора представляет интерес как одно из средств отображения образно-поэтической картины мира, поскольку выбор лексических единиц, вовлеченных в процесс метафоризации, в результате которого происходит трансформация семантики лексем, появление у них новых смыслов, обусловлен ценностными ориентирами поэтов начала ХХ века. Модель метафоры складывается из двух компонентов: метафоризируемый компонент — космическое наименование и неметафоризируемый компонент, определяющий связь космических образов с реалиями окружающего мира, выявляющий закономерность формирования и функционирования метафорической парадигмы.

Космические образы, функционирующие в составе метафоры в поэзии начала ХХ века представлен широким спектром космических номинаций, однако в создании метафорического образа космоса наиболее задействованы наименования таких тематических групп (ТГ) и тематических подгрупп (ТП), как ТГ «Небесные тела» (ТП «Светила и явления, связанные с ними» (солнце, луна, луч, заря, рассвет, закат), ТП «Общее обозначения небесных тел» (звезда, планета, светило, комета, созвездие, метеор)) и ТГ «Небесная сфера» (ТП «Небесные и атмосферные явления» (гром, туча, зарница, облако, гроза, радуга, зарево, молния, дождь)), низкою частотностью в метафорических контекстах отличаются наименования ТГ «Общие обозначения космического пространства». Приведем примеры многообразия метафорических космических единиц в текстах некоторых поэтов начала ХХ (см. таблицу «Метафоризируемые космические наименования в поэзии начала ХХ века», отражающую метафорическое воплощение космической лексики в лирических произведениях поэтов указанного периода).

Таблица

Метафоризируемые космические наименования в поэзии начала ХХ века

ТГ

Поэт

ТП, ТО

К.Бальмонт

В. Брюсов

М.Волошин

Н.Гумилев

«Общие обозначения космического пространства»

_________

_______

мир(-ы) (3 с/у)

вселенная (2 с/у)

мир(-ы) (2 с/у)

_______

«Небесные тела»

ТП «Общее обозначение небесных тел»

звезда (8 с/у)

планета (4 с/у)

светило (4 с/у)

звезда (8 с/у)

комета (6 с/у)

звезда (10 с/у)

созвездие (8 с/у)

звезда (12 с/у)

созвездие (6 с/у)

светило (5 с/у)

комета (4 с/у)

метеор (3 с/у)

ТП «Светила и явления, связанные с ними»

луна (14 с/у)

солнце (13 с/у)

заря (10 с/у)

луч (7 с/у)

луна (13 с/у)

солнце (11 с/у)

заря (7 с/у)

луч (7 с/у)

рассвет (3 с/у)

солнце (19 с/у)

луна (17 с/у)

заря (13 с/у)

закат (12 с/у)

луч (11 с/у)

солнце (17 с/у)

луна (14 с/у)

луч (12 с/у)

«Небесная сфера»

ТП «Небо и явления, связанные с ним»

_______

небо (7 с/у)

_______

небо (7 с/у)

ТП «Небесные и атмосферные явления»

гроза (9 с/у)

облако (9 с/у)

туча (9 с/у)

гром (8 с/у)

зарница (7 с/у)

радуга (7 с/у)

дождь (8 с/у)

молния (7 с/у)

радуга (6 с/у)

гроза (5 с/у)

зарево (5 с/у)

молния (9 с/у)

туча (9 с/у)

радуга (5 с/у)

молния (8 с/у)

гроза (7 с/у)

радуга (5 с/у)

зарница (3 с/у)

зарево (3 с/у)

В целом в рассматриваемых поэтических текстах в метафорических контекстах космические наименования в составе метафоры наиболее актуализируются в раннем периоде творчества. Приведем примеры:

К. Бальмонт: ты — солнце во мраке ненастья (Бальм., 1895) — бросил с неба им цветы, вызвал радугу мечты (Бальм., 1900).

В. Брюсов: уступает земное звездам небесной любви (Брюс., 1893) — и вы…, чьи грозно вопящие тени в лучах побед вознесены (Брюс., 1920).

М. Волошин: промелькнула она, как осенней порой луч блестящего дня (Волош., 1894) — сознанье — вспышка молнии в ночи (Волош., 1923).

Н. Гумилев: …вышина властно превратила сердце в солнце (Гум., 1900) — и в душе твоей вспыхнет свет самых вольных Божьих комет (Гум., 1920).

Космические единицы, метафоризируемые в поэзии всех анализируемых авторов, активно использовались в составе метафоры в лирике других русских поэтов разных временных периодов и литературных течений, о чем свидетельствуют материалы «Словаря языка русской поэзии» (Словарь языка русской поэзии 2004), согласно данным которого наименования звезда, солнце, луна (месяц), луч, заря, радуга проявляют высокую частотность в метафорических контекстах:

звезда: звезда дружбы (Вяз., Хомяк.), звезда счастья (Пушк., Фет), звезда надежды (Жук., Рыл.), звезды глаз, очей (Лерм., Плещ.).

солнце: солнце любви (Якуб.), солнце радости (Тепл.), солнце юных дней (Майк.), солнце мысли (Боровик.).

‒ луна (месяц): луна счастья (Мерзл.).

луч: луч взора (Фет), луч сердца (Сумар.), луч вечности (Держ.), луч радости (Тютч.).

‒ заря: заря грез (Григ.), заря отрады (Люц.).

радуга: радуга надежды (Бест.-Марл.)

В функциональной направленности метафорических космических образов в поэтических текстах начала ХХ века прослеживается антропоцентризм, хотя эти образы могут выполнять и другие функции. Таким образом, космические образы в лирике К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева могут использоваться для описания:

внутреннего мира человека: о, да, в начале было Слово, и как не помнить мне его!... Сознанье, Сила и Основа — три солнца духа моего! (Бальм., 1903); я брошен ею, но не плачу: видишь ли: я улыбаюсь. — Твоя улыбка — рассвет печальный над погоревшей деревней (Брюс., 1913).

внешнего образа человека: и, трепеща, необычайны, горе мы подняли сердца и причастились страшной Тайны в лучах пылавшего лица (Волош., 1904–1905);если звезды ясны и горды, отвернутся от нашей земли, у нее есть две лучших звезды: это смелые очи твои (Гум., 1915).

физиологических и психических процессов человека: клесам, к горам, к вершинам белоснежным я мчусь в мечтах, как будто дух больной, я бодрствую над миром безмятежным и сладко плачу и дышу — луной (Бальм., 1894); мы вдруг умираем, в истоме дрожа, без сил умираем и дышим луной (Брюс., 1898).

эмоциональных состояний: ты хочешь, чтоб была я смелой? Так не пугай, поэт, тогда моей любви, голубки белой на небе розовом стыда (Гум., 1912).

действий человека (чаще всего движения): не кляните, мудрые. Что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите: плыву. И зову мечтательней… Вас я не зову (Бальм., 1902).

артефактов: сестра ожиданий моих, звезда исканий полночных, огонь мгновений урочных (о храме) (Бальм., 1906); Париж, Царьград, и Рим — кариатиды при входе в храм! Вам — солнцам-городам, кольцеобразно легшим по водам, завещан мир. В вас семя Атлантиды (Волош., 1915); давно без карты и магнита кручусь в волнах, носим судьбой, и мой маяк — звезда зенита… (Брюс., 1919).

отвлеченных понятий: я жаждал слиянья с лучом откровенья, созвучия встречи с бессмертной душой (Бальм., 1897);ввысоте небесной засветлеют звезды золотые из разрыва туч. Это звезды истины и знанья, и они не меркнут никогда (Волош., 1897);четвертый воскликнул: «Мы эти мгновенья навек околдуем: да светятся, святы, они над вселенной в лучах вдохновенья» (Брюс., 1017)

времени (будущего и прошедшего): ичерный тисс одели леса склоны… Туда идем, к закатам темных дней, во сретенье тоскующих теней (Волош., 1907); огни твоей земной вселенной — как тень в лучах иных миров! За гранью счастий и несчастий, есть лучшей жизни небосклон (Брюс., 1907); пойми великое предназначенье славянством затаенного огня: в нем брезжит солнце завтрашнего дня, и крест его — всемирное служенье (Волош., 1918).

обрядов и ритуалов: жернов крутится упорный, белый праздник ночью черной… звезды обновленья прорезают как туман, в круге знаменье, раденье, со святой водою чан (Бальм., 1906)

мира природы: акогда к устам красный льнет закат, по златым следам, мы к иным цветам, мы к плодам-звездам удалимся в сад (Бальм., 1916).

Космические образы в поэтических текстах начала ХХ века активно вовлекаются в метафорический процесс, в результате чего при метафоризации образов космического пространства прослеживается общая семантизация, являющаяся, с одной стороны, соответствующим продолжением традиций русских поэтов различных эпох, с другой стороны осмысленная в русле поэзии начала ХХ века.

Литература:

  1. Словарь языка поэзии (образный арсенал лирики конца XVIII — начала ХХ в.) / Н. Н. Иванов, О. Е. Иванова. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство «Русские словари»: ООО «Транзит книга», 2004. — 666 с.
  2. Туранина Н., Биль О. Космическое пространство в поэзии Серебряного века (на материале текстов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева). — Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing, 2011. — 174 с.
  3. Туранина Н., Биль О. Образ космоса в поэзии начала ХХ века: лингвистический аспект: Монография. — М.: Издательство «Спутник*», 2011. — 108 с.
Основные термины (генерируются автоматически): век, звезда, космическое пространство, луна, луч, солнце, образ, поэзия начала, язык поэзии начала, состав метафоры, русская поэзия, радуга, прямая номинация, поэтический текст начала, образная, небо, мир, метафора, космическая лексика, заря.

Похожие статьи

Метафорическое использование космических номинаций...

Солнце, космический образ, космическое пространство, звезда, поэтический дискурс начала, луч, луна, солнце духа, луч побед, Звезда любви.

Образ космического пространства в поэтическом дискурсе...

Метафорическое использование космических номинаций... Солнце, космический образ, космическое пространство, звезда

Ключевые слова: космические образы, космическое пространство, образ космоса, троп, метафора, метафорический контекст, поэтический текст.

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

В. Брюсов высказывался о нём так: «Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва

[1, с. 459]. Уже во многих названиях поэтических сборников Бальмонта прослеживается образ солнца: «Будем как солнце.

Образ космоса в русском национальном сознании

образ, образ космоса, образы космического пространства, космическое пространство, русская национальная картина мира

Ключевые слова: космические образы, космическое пространство, образ космоса, троп, метафора, метафорический контекст, поэтический текст.

Проблемы перевода метафоры (на материале современной...)

Художественный перевод поэзии или прозы — это особый вид перевода, имеющий собственную специфику и ряд проблем. Для осуществления полноценного художественного перевода необходимо не просто адаптировать переводной текст к нормам переводящего языка...

Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворениях...

Функционирование образов космического пространства...

Функционирование образов космического пространства... Метафора представляет интерес как одно из средств отображения образно-поэтической.

Эволюция авиаобразов в поэзии В. Я. Брюсова | Статья в журнале...

Впервые Брюсов использует в своей поэзии название летательного аппарата тяжелее воздуха, и «крылья» перестают восприниматься как поэтическая метафора. Аэропланы в этом стихотворении статичны, они подобны декорациям...

Мифологическая картина мира в творчестве С. А. Есенина

«Космические» метафоры Есенина построены на образах крестьянского обихода и подчинены принципу конкретизации абстрактного. Особый интерес представляет мифологическое древо и сопоставление жизни человека с природными циклами в поэзии С. А. Есенина.

Похожие статьи

Метафорическое использование космических номинаций...

Солнце, космический образ, космическое пространство, звезда, поэтический дискурс начала, луч, луна, солнце духа, луч побед, Звезда любви.

Образ космического пространства в поэтическом дискурсе...

Метафорическое использование космических номинаций... Солнце, космический образ, космическое пространство, звезда

Ключевые слова: космические образы, космическое пространство, образ космоса, троп, метафора, метафорический контекст, поэтический текст.

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

В. Брюсов высказывался о нём так: «Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва

[1, с. 459]. Уже во многих названиях поэтических сборников Бальмонта прослеживается образ солнца: «Будем как солнце.

Образ космоса в русском национальном сознании

образ, образ космоса, образы космического пространства, космическое пространство, русская национальная картина мира

Ключевые слова: космические образы, космическое пространство, образ космоса, троп, метафора, метафорический контекст, поэтический текст.

Проблемы перевода метафоры (на материале современной...)

Художественный перевод поэзии или прозы — это особый вид перевода, имеющий собственную специфику и ряд проблем. Для осуществления полноценного художественного перевода необходимо не просто адаптировать переводной текст к нормам переводящего языка...

Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворениях...

Функционирование образов космического пространства...

Функционирование образов космического пространства... Метафора представляет интерес как одно из средств отображения образно-поэтической.

Эволюция авиаобразов в поэзии В. Я. Брюсова | Статья в журнале...

Впервые Брюсов использует в своей поэзии название летательного аппарата тяжелее воздуха, и «крылья» перестают восприниматься как поэтическая метафора. Аэропланы в этом стихотворении статичны, они подобны декорациям...

Мифологическая картина мира в творчестве С. А. Есенина

«Космические» метафоры Есенина построены на образах крестьянского обихода и подчинены принципу конкретизации абстрактного. Особый интерес представляет мифологическое древо и сопоставление жизни человека с природными циклами в поэзии С. А. Есенина.

Задать вопрос