Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Репрезентация художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака

Общие вопросы литературоведения. Теория литературы
13.05.2020
632
Поделиться
Библиографическое описание
Гибралтарская, О. Н. Репрезентация художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака / О. Н. Гибралтарская. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2020. — № 2 (14). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/173/5041/.


Статья посвящена репрезентации художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака в современной русскоязычной литературе. В частности, опосредованному представлению таких компонентов, как пространство, композиция, заглавие.

Ключевые слова: историко-эпохальное, национальное пространство, точка зрения, рассказчик-персонаж, композиция, завершающая и эстетическая форма.

Репрезентация художественных систем — один из ключевых феноменов современного литературного процесса. В данной статье репрезентация понимается, как опосредованное представление знаковых художественных систем, сформировавшихся в 20–30-е годы ХХ века, в другой художественной системе, в частности, в современных русскоязычных произведениях. Данное явление демонстрирует непосредственную связь современной русскоязычной литературы с русской литературой ХХ века и особую эстетическую концепцию действительности. Так, художественные системы М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернакаформируются вследствие взаимодействия романного и драматического, в частности, на уровне историко-эпохального и национального типах сюжетного пространства. Это находит отражение в произведениях А. Фазилова, А. Васильевой, В. Васильева, М. Зайчика, В. Попова, Е. Абдуллаева.

В пьесе «Кабала святош (Мольер)» и в романе «Жизнь господина де Мольера» представлены оба типа обозначенного пространства. Историко-эпохальное, как бы надвремененное пространство, создается посредством символа театра — занавеса, разделяющего прошлое (век Мольера) и настоящее (современность), игровое пространство «комедиантов» и реальное пространство современного театра, и символа жизни и смерти главного героя. Национальное пространство — через упоминание творчества Грибоедова, Пушкина, Гоголя, аналогии судеб русских писателей и французского комедианта в контексте эстетического осмысления проблемы «художник и власть».

В творчестве Б. Пастернака также наблюдается взаимодействие романного и драматического, в частности, после романа «Доктор Живаго» он начинает писать пьесу «Слепая красавица», основная тема которой судьба талантливого человека в сложных социальных и политических условиях.Пастернак решаетосуществить исследование темы искусства и его роли в жизни отдельно взятой личности на историческом материале XIX века, тем самым представить исторические предпосылки сложившейся в ХХ веке ситуации. Такой же подход характерен для произведений «Уникальное подпространство», «Время осенних птиц», «Чалма Искандера (Альтернативная история)», в частности, пристальное внимание к ключевым историческим событиям ХХ века, наложившим отпечаток на научную и культурную жизнь, но при этом это «уникальное подпространство» с узнаваемыми чертами и конкретное время с обобщенным значением. В данном случае важна не прямая генетическая связь с произведениями М. А. Булгакова Б. Л. Пастернака, но общий подход к изображению историко-эпохального, надвременного пространства.

Феномены искусства, факты истории, науки и спорта, знаковые личности в произведениях «Боксэр», «Увидеть Ташкент…», «Проснуться в Ташкенте» позволяют охарактеризовать репрезентацию национального пространства, поскольку наглядно проиллюстрирована мифологема «Азия» с предельной осязаемостью деталей и «фантастичностью целого» [1, c. 5]. Содержание этих произведений позволяет расширить пространство и время, затронуть важнейшие вопросы современности, в частности диалога культур.

Отношение системы к своему субъекту раскрывает ценностный аспект точки зрения в композиции произведения. В повести А. П. Платонова «Котлован» превалирует отсутствие слияния субъекта оценки с объектом. Позиции героев, взаимно дополняя друг друга, эксплицируют ценностные ориентации каждого. Общая оценочная точка зрения показана через разрушение утопии средствами самой утопии. В повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» точка зрения принадлежит рассказчику и окрашена иронией, сатирой и сарказмом.

Структурные и повествовательные особенности художественной системы А. П. Платонова, М. А. Булгакова репрезентируются в творчестве таких разных писателей, как З. Мусаков, А. Устименко.И. Н. Сухих считает, что три книги романа-лабиринта «Мастер и Маргарита» «сшивает» автор, перевоплощающийся то в строгого хроникера-евангелиста, то в разбитного фельетониста, то в патетического рассказчика, то в проникновенного лирика» [3, c. 484]. В повести З. Мусакова «Свинец» три сюжета, связанных с историческими событиями от Второй мировой войны до современности, составляют повесть из отдельных рассказов. Организующим началом является персонифицированный рассказчик-персонаж: Сиротин, Рим Марлен, Абдулла, при этом нет просто линейной или ретроспективной, или зеркальной композиции, но есть органичное соединение всех этих видов, поскольку судьба Рима Марлена и Умара Худоярова продолжена в судьбах Сиротина, Николаева и Абдуллы. Сиротин выступает автором повести «Записки проходимца» и рассказчиком-персонажем, ретроспективно воссоздающим события существования метрополии, Рим Марлен ведет дневниковые записи,образ Абдуллы является продолжением образа Умара Худоярова.

В повести А. Устименко «Хмарь стеклянной Бухары» перед каждой главой графически обозначен эпиграф, но особенность заключается в том, что это последние строчки предшествующей главы. То есть возникает необычная ситуация: чтобы понять смысл эпиграфа, надо помнить конец первой главы, чтобы иметь ориентир в понимании основной идеи второй главы, необходимо эпиграф соотнести с общей картиной представлений о мире. Ко всей повести предпослан эпиграф «Его жизнь сгорала как-то криво, с одной стороны, как неудачно закуренная папироса. Анатолий Мариенгоф», но при этом получается, что основная тема повести в первую очередь связана не с отдельными судьбами героев (Есенина, Ширяевца, Волкова), но с общим осмыслением обстоятельств места и времени, в которых оказались герои.

А. И. Калыгин в работе «Ранний Бахтин. Эстетика как преодоление этики» говорит о терминах М. М. Бахтина «эстетическая форма» и «завершающая форма» [2, c. 54]. Исследователь говорит о том, что последний этап эстетического процесса по М. М. Бахтину, связан с обретением самодовлеюще-успокоенным, завершенным, художественным целым и что таким образом в слове проявляется идеальное содержание, которое называется М. М. Бахтиным «завершающей формой». Именно эти термины мы будем использовать по отношению к роману А. П. Платонова «Счастливая Москва». Эстетическая форма реализуется здесь посредством заглавия, поскольку тема счастья, присутствовавшая в повестях «Котлован», «Джан», представлена непосредственно в заглавии, но автор выбирает форму имени прилагательного «счастливая», зависящего от имени собственного «Москва». Это главный город новой страны, в которой кипит новая жизнь, построенная по другим законам. Это воплощение конкретно-исторического аспекта понимания темы счастья. Москва — это женщина, воплощающая и судьбу современной молодежи, и вечные человеческие ценности: любовь, понимание, сострадание. Это реализация ценностного понимания счастья, его непреходящего значения. Завершающая форма произведения А. П. Платонова представляет собой формулу счастья, которая сама как бы разрушается изнутри.

По отношению к произведению М. А. Булгакова существует триада актуальных для реципиента заглавий: «Театральный роман» — «Записки покойника» — «Черный снег». Первое заглавие акцентирует внимание на жанровом понятии «роман» и особом виде искусства «театр». То есть эстетическая форма — концепция творчества, завершающая форма — творчество как жизнь, жизнь как театр. Заглавие «Записки покойника» отсылает нас к знаковым текстам в русской литературе, здесь представлен такой феномен как игра с заглавием другого текста и коррелирует с заглавием повести Сиротина «Записки проходимца». Третий член триады — «Черный снег» — ориентирует на анализ автореминисценций: непосредственно соотносится с заглавием «Белая гвардия», «Дни Турбиных».

В драматических произведениях в представлении завершающей формы участвуют заглавие, подзаголовок, список действующих лиц, авторские ремарки. Сравнительный анализ завершающей формы пьес М. А. Булгакова «Последние дни (Пушкин)» и А. П. Платонова «Ученик лицея» показал, что заглавие эксплицирует время, субъект изображения и пространство, поскольку писатели выбирают разные периоды жизни А. С. Пушкина: последние дни и лицейские годы. Картины о последних днях Пушкина показаны без Пушкина, то есть он отсутствует в пьесе в числе действующих лиц, но представлен опосредовано: в речи персонажей. Такой прием позволяет создать, с одной стороны, объективную, с другой стороны, трагическую картину.

Таким образом, в основе феноменов, наблюдаемых в современной русскоязычной литературе, лежит результат таких процессов, как репрезентация историко-эпохального и национального пространства, точки зрения, рассказчика-персонажа в композиции, завершающей и эстетической формы в заглавии.

Литература:

  1. Давшан А. Н. Азия в русской литературе ХХ века. — Т., 2011.
  2. Калыгин А. И. Ранний Бахтин. Эстетика как преодоление этики. — М., 2007.
  3. Сухих И. Н. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: роман-лабиринт // Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. — СПб., 2002.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
историко-эпохальное
национальное пространство
точка зрения
рассказчик-персонаж
композиция
завершающая и эстетическая форма

Молодой учёный