Урок русского языка в шестом классе на тему «Сочетаемость собирательных числительных двое — десятеро с другими частями речи» | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №3 (12) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 04.12.2019

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Чикалова, О. И. Урок русского языка в шестом классе на тему «Сочетаемость собирательных числительных двое — десятеро с другими частями речи» / О. И. Чикалова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2019. — № 3 (12). — С. 25-30. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/144/4690/ (дата обращения: 16.12.2024).



Для проведения урока русского языка в шестом классе на тему «Сочетаемость собирательных числительных двое-десятеро со словами» вам потребуется:

  1. слова над доской КОТ, КОТЕНОК, ПАРТА, СТОЛ;
  2. слова над дверью «Ребята, мы исчезнем из языка, если вы будете нас неправильно употреблять. Числительные»;
  3. вертящаяся доска, с оборотной стороны которой перед уроком прикреплены слова СЧЕТ, 6 «В», ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ;
  4. на стене кабинета прикреплена табличка «Поиграем?»;
  5. презентация;
  6. индивидуальная рабочая тетрадь, сделанная учителем к уроку (рис. 1, рис. 2);
  7. парты расставлены по две (по группам);
  8. одна парта стоит впереди посередине класса, на ней 4 игрушечных домика;
  9. заборы для домиков ЦЕЛЫЕ, ДРОБНЫЕ, СОБИРАТЕЛЬНЫЕ;
  10. карточки с числительными разных разрядов для их распределения по домикам;
  11. учебник «Русский язык 6 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов;
  12. индивидуальная карточка со словосочетаниями с целыми числительными;
  13. красные и зеленые кружочки у каждого ученика для игры «Светофор»;
  14. у каждой группы на столах набор карточек ДВОЕ-ДЕСЯТЕРО, +, КОНЬ, ЖЕРЕБЕНОК, ОТЕЦ, СЫН, МАТЬ, ДОЧЬ;
  15. у каждого ученика на парте карточки-оценки 2,3,4,5.

Рис. 1. Первая страница рабочей тетради

Рис. 2. Вторая страница рабочей тетради

Сегодня за эти 40 минут мы познакомимся со словами, которым уже около 1000 лет. Но, несмотря на то, что они такие древние, они представляют собой самую молодую часть речи. И имя ее имя числительное. Вот к ним напоследок перед каникулами мы и отправимся [2].

Звучат гусли. На слайде — гусляры.

Давным-давно, когда наше государство еще называлось Киевской Русью и правили там киевские князья, а по городам и весям бродили старцы да калики перехожие, в древнерусском языке появились слова для счета. Мы помним, что жили они среди других частей речи входили в состав существительных и прилагательных. Надоело им по чужим частям речи скитаться. И решили они выделиться в отдельную — имя числительное. Было это в 13 веке. Как вы думаете, какие слова объединились первыми? от одного до десяти.

Наверное, наша генетическая память по сей день хранит благодарность этим словам, и поэтому именно эти числительные первыми узнают маленькие дети, обучаясь счету. А потом стали к ним и другие счетные слова подтягиваться. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Только к 19 веку оформилась эта часть речи. То есть, сколько времени понадобилось словам, чтобы выделиться в отдельную часть речи? 700 (семьсот) лет. И хотя числительных на самом деле мало (всего несколько десятков слов), но они решили разделить свое государство на 2 части. Какие? На порядковые и количественные. А какая часть больше? Количественные. Почему? Уколичественных числительных целых 3 семьи. [3]

Далее учитель перед домиками ставит заборы с надписью ЦЕЛЫЕ, ДРОБНЫЕ, СОБИРАТЕЛЬНЫЕ.

А теперь посмотрим, правильно ли вы делите их между собой. И учитель дает карточки с разными числительными ученику, который распределяет числительные по домикам, объясняя свой выбор.

Затем мы отправимся к самым «вредным» из них. А почему они вредные — догадайтесь сами. Подсказка в учебнике [1, с. 252]. Прочтите правило, подумайте. Догадались? Количественные числительные двое-десятеро не сочетаются со словами женского рода. Значит, о чем мы будем с вами говорить? осочетаемости собирательных числительных двое-десятеро. Записываем в тетради вверху тему сегодняшнего урока

На слайде появляется название темы «Сочетаемость количественных собирательных числительных двое-десятеро». И заполним с вами рыбку (прием называется фишбоун). На слайде появляется заготовка рыбки, в ее хвосте запись «Никогда не сочетаются с существительными женского рода». Но они же с чем-то сочетаться должны?

Открываем стр. 251 учебника [1]. Читаем и заполняем вместе со мной. (В верхней части рыбки ученики с учителем записывают пункты правила, а в нижней части рыбки — свои примеры).

Далее учим в паре. Рассказываем друг другу. Через минуту — фронтальный опрос: каждый пункт правила рассказывает один ученик от группы. Между прочим, я не случайно выбрала рыбку, ведь древние славяне всегда селились по крутым берегам рек. Почему? Река — это источник воды, еды, путь к отступлению, торговый путь.

Далее пробуем работать с собирательными числительными двое-десятеро. Открываем упражнение 621 [1] и заполняем свою табличку в тетради (фронтальная работа).

А теперь сделаем разминку для глаз и заодно поработаем с темой: постарайтесь, не поворачивая головы, а двигая только глазами, найти над доской «Четвертое лишнее»иобъяснить свой ответ [3] (над доской перед уроком прикреплены слова КОТ, КОТЕНОК, ПАРТА, СТОЛ).

Поработаем самостоятельно в парах (складывают формулу: двое-десятеро + конь, жеребенок, отец, мать, сын, дочь). Зачитайте, какие слова вы прибавили (жеребенок, отец, сын).

У доски самостоятельно работает один ребенок (переписывает с карточки словосочетания, употребляя, где возможно, собирательные числительные вместо целых).

В это время учитель проводит с классом игру «Светофор»: ученики поднимают красный кружок, если звучит предложение с ошибкой в употреблении числительного, зеленый — если ошибки нет:

Пятеро дней мы были в походе.

У меня есть двоепопугаев.

У меня есть двое попугайчиков.

Мы ехали пятеро суток.

Одиннадцатеро суток лил дождь.

Мне нравится сказка «Семеро козлят».

Семеро козлов жевали траву.

У троих друзей хорошее настроение.

У нас в классе трое новеньких девочек.

После этого вместе проверяем, как ученик возле доски выполнил задание.

Собирательные числительные никогда не сочетаются с существительными женского рода. Но язык — это всего лишь отражение жизни людей. И раньше во многих странах, и в России в том числе, равенства между мужчиной и женщиной не было. Это сейчас многие ваши бабушки и мамы имеют высшее образование, а не так давно женщин в высшие учебные заведения не принимали. В 19 веке в нашей стране жила Софья Ковалевская. Она с детства была увлечена математикой и не расставалась с учебниками и задачниками. Родители стали замечать, что девочка прячет под подушкой книгу и читает ее по ночам. Они решили, что это любовный роман. И были удивлены, когда увидели сборник задач. Чтобы получить высшее образование, Софья Ковалевская была вынуждена уехать за границу. Но немецкий математик решил отвязаться от странной посетительницы и поставил ей условие: он примет ее, если она решит несколько задач. Эти задачи были придуманы им, их не могли решить лучшие математики Европы. Через полчаса Софья Ковалевская протянула профессору листок — все задачи были решены. Софья Ковалевская стала первой женщиной — профессором математики в России [2].

Чему учит нас эта история? (никогда не сдаваться, действовать, а не ждать, быть активным — и тогда все в жизни получится).

Многие знают, что Ковалевская была математиком. Но, оказывается, она еще и писала. Для меня это стало открытием. А вообще, ребята, вы должны знать, что наши ученые — это национальная гордость. Они всегда были востребованы во всем мире. Поэтому учитесь, изобретайте и прославляйте нашу страну, как делали это наши предки. Но не забывайте, что «здоровый дух — только в здоровом теле». А что нужно делать, чтобы быть здоровым? вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, ограничивать время работы с компьютером и телефоном. Поэтому наш урок выстроен так, чтобы свести работу с компьютером к минимуму.

А теперь давайте простимулируем наше мозговое кровообращение: спокойно повращаем головой и найдем на стене кабинета подсказку, чем мы сейчас займемся. (Ученики находят табличку «Поиграем?»). Учитель переворачивает крутящуюся доску с табличками СЧЕТ, 6 «В», ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

Собирательные числительные предлагают с ними поиграть: если вы даете правильный ответ — балл отходит классу, если ошиблись — балл получают числительные.

  1. Один говорит, двое слушают, двое смотрят. Что это? Язык, уши, глаза.
  2. У двух матерей десятеро сыновей? Руки и пальцы.
  3. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? Одна.
  4. Что не любят собирательные числительные двое-десятеро брюки или пиджаки?
  5. Учитель пускает воздушный шарик. В этом шарике собирательные числительные от двое до десятеро: передаем их от команды к команде и составляем словосочетания (1 балл — если все выполнили задание без ошибки).
  6. Учитель просит выйти к доске «самого смелого» ученика, который выполнит индивидуальное задание
  7. Пантомима «семеро одного не ждут». (ученик должен показать без слов пословицу «у семерых нянек дитя без глаза», а класс угадывает ответ).
  8. А теперь вспомним математику и решим задачу. Один капитан и двое матросов сели на корабль и решили объехать весь свет. Они плыли со скоростью 15 минут в час. Сколько лет капитану? (Вопрос задается капитану команды, капитан команды должен назвать свой возраст).
  9. Вы знаете сказ про Левшу? А кто автор? Чем известен Левша и его тульские друзья? Могли ли они подковать шестеро блох? Нет, потому что числительное «шестеро» не употребляется с существительными женского рода.
  10. А были ли действительно такие мастера самородки? Да. К сожалению, имен многих из них мы не знаем. Но про Ивана Петровича Кулибина известно. О нем вы можете спросить у родителей, прочитать в книгах, посмотреть в Интернете, ссылка на сайт есть в ваших рабочих тетрадях.
  11. А теперь послушайте сказку, при этом команда держится за руки и поднимает их, если звучит ошибка в употреблении числительного.

В некотором царстве, в тридевятом государстве лет 300 тому назад случилась такая история. Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Идет — торопится. 20 лет дома не был, все на войне сражался: семеро раз его ранили, четверо раз тонул, пятнадцатерых человек спас — ничего не боится. У солдат даже поговорка такая: двоим смертям не бывать, а одной не миновать. И вот идет он через лес: ранец за спиной, саблю сбоку повесил, двое наград прикрепил. А навстречу ему ведьма.

Узнали, какая сказка переделана? «Огниво» Андерсена. У каждой команды на столе есть лист сказки: на нем дома следует записать свой вариант «Огнива», наполнив его числительными без ошибок. Я даю вам титульный лист, с его помощью вы потом соберете свой сборник сказок. Если вы не можете участвовать в групповом проекте, то выполняете самостоятельно упражнение 620 [1] (домашнее задание есть на обороте вашей тетрадки).

А сейчас приходит время расставаться с собирательными числительными. Вспомните, что вы теперь знаете о числительных двое-десятеро. Что оказалось сложным в работе с ними?

Проводится рефлексия. Покажите оценку, на которую, вам кажется, вы усвоили пока эту тему.

Будете вы теперь уверенней себя чувствовать, употребляя собирательные числительные?

А я в конце урока хочу пожелать: учитесь, растите и помните, что «язык — это город, на построение которого каждый, живущий на Земле, принес свой камень». Берегите родной язык, заботьтесь о его чистоте и сохраняйте его для следующих поколений. Знайте: народ перестает существовать, когда исчезает его язык. Мы, как народ, известны с 9 века. За 1000 с лишним лет нас не раз пытались уничтожить. И последний раз 70 лет назад наши деды и прадеды страшной ценой отстояли наше право на жизнь и сохранили русскую речь. Мы должны помнить это. Поэтому на память о сегодняшнем уроке я дарю вам юбилейные наклейки ко Дню Победы. А выходя из кабинета, прочтите обращение, которое оставили вам числительные. Над входной дверью прикреплены слова «Ребята, мы исчезнем из языка, если вы будете нас неправильно употреблять. Числительные».

Если у вас нет вопросов, то всем большое спасибо за внимание. До свидания.

Литература:

  1. Учебник «Русский язык 6 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов
  2. Печенёва, Т. А. Уроки русского языка. 6 класс: учеб. пособие для учителей / Т. А. Печенёва — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 205 с.: Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1036712
  3. Штельтер, О. В этой маленькой корзинке... Игры на уроке русского языка. Выпуск 1 [Электронный ресурс] / О. Штельтер. — 3-е изд. — СПб.: Златоуст, 2011. — 80 с. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515244
Основные термины (генерируются автоматически): числительное, слово, женский род, ученик, учитель, высшее образование, задача были, рабочая тетрадь, Россия, Русский язык.

Похожие статьи

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Конспект урока по математике в 1-м классе на тему «Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала»

Сценарий урока русского языка в 3 классе на тему «Изменение глаголов по числам»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов на примере лексической темы «Птицы»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»

Сценарий урока по математике (2-й класс) на тему «Сложение и вычитание по частям. Нахождение периметра прямоугольника»

Конспект урока русского языка во 2-м классе «Твердые и мягкие согласные звуки. Правильное употребление слов надеть и одеть»

Похожие статьи

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Конспект урока по математике в 1-м классе на тему «Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала»

Сценарий урока русского языка в 3 классе на тему «Изменение глаголов по числам»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов на примере лексической темы «Птицы»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»

Сценарий урока по математике (2-й класс) на тему «Сложение и вычитание по частям. Нахождение периметра прямоугольника»

Конспект урока русского языка во 2-м классе «Твердые и мягкие согласные звуки. Правильное употребление слов надеть и одеть»

Задать вопрос