Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного потенциала Южного и Уральского федеральных округов Российской Федерации
Авторы: Коновалова Татьяна Александровна, Кострюкова Мария Михайловна
Рубрика: Региональная экономика
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (14) май 2018 г.
Дата публикации: 09.04.2018
Статья просмотрена: 8576 раз
Библиографическое описание:
Коновалова, Т. А. Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного потенциала Южного и Уральского федеральных округов Российской Федерации / Т. А. Коновалова, М. М. Кострюкова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 3 (14). — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/90/3237/ (дата обращения: 19.12.2024).
Объектом исследования статьи являются Южный и Уральский федеральные округа, их преимущества и недостатки природно-ресурсного потенциала. На основании сравнительного анализа выявлены различия и сходство между природно-ресурсным потенциалом Уральского и Южного федеральных округов. Определены проблемы и найдены их пути решения.
Ключевые слова: природно-ресурсный потенциал, Южный федеральный округ, Уральский федеральный округ, сравнение, преимущества, недостатки.
Природно-ресурсный потенциал служит важнейшим показателем для определения на территории единого таможенного пространства полезных природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйстве при помощи научно — технического прогресса.
Среди всех видов экономического потенциала, природно-ресурсный — важнейший экономический показатель, благодаря которому можно оценить экономическое и географическое положение любой территории. Страна, которая обладает знаниями о своих природных ресурсах, их преимуществах и недостатках, может в полной мере направить их на улучшение благосостояния экономики и развития любой зоны. На примере Южного и Уральского федеральных округов мы проведем сравнительный анализ природно-ресурсного потенциала каждой территории. Исследование позволит выявить сильные и слабые стороны округов. Это поможет устранить недостатки, расставить приоритеты, определить цели и способы их достижения, которые помогут повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала, для улучшения благосостояния и неуязвимого состояния экономики исследуемых округов.
Анализ Южного Федерального округа
Преимущества
Южный федеральный округ (ЮФО, с 13 мая по 21 июня 2000 года — Северо-Кавказский федеральный округ) — федеральный округ Российской Федерации, расположен на юге европейской части России. В состав округа входят восемь субъектов РФ, с населением 16 428 458 человек (11,19 % от населения РФ по состоянию на 1 января 2017 года) и площадью 447 821 км² (2,61 % от площади территории РФ) [3, с. 670; 4; 7]. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»всостав ЮФО входят следующие субъекты Российской Федерации: Ростовская область, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Республика Адыгея (Адыгея), Краснодарский край, Республика Крым, Севастополь [1].
Географическое положение округа является выгодным из-за наличия водных путей в страны Южной и средней Азии через Волго-Каспийский путь, а также наличия Транссибирско-Черноморского пути, который связывает страны Азиатско-Тихоокеанского региона со странами Средиземноморского бассейна. Эти водные ресурсы обладают транспортно-транзитным потенциалом, дают возможность развития торгового мореплавания, потому что соединяют торговые порты, находящиеся на территории Российской Федерации и за ее пределами.
ЮФО имеет благоприятные климатические условия для проживания и ведения сельского хозяйства. В этом округе располагается большая зона для посева зерновых культур и овощей. Большая часть урожая идет на экспорт и обеспечивает значительный доход для государственного бюджета. Данный фактор имеет положительное влияние на округ потому, что, если доля отчисления округа в бюджет РФ высокая, то и округ будет иметь хороший бюджет, будет привлекателен иностранным инвестором; вследствие чего общее благосостояние округа возрастет: повысится уровень жизни населения, заработная плата, будут совершенствоваться различные отрасли промышленности. На данный момент округ уже является одним из лидеров по продолжительности уровня жизни населения. Именно эти условия ЮФО привлекает большое количество населения.
ЮФО имеет богатые и разнообразные топливо-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы. Топливо-энергетические ресурсы представлены природным газом, побочными газами, нефтью, каменным углем. В Волгоградской и Астраханской областях, Чечне, Ингушетии, а также Краснодарском крае сосредоточены запасы нефти.
Недостатки
Несмотря на благоприятный климат для сельского хозяйства в некоторых субъектах РФ, входящих в ЮФО, возникает проблема с орошением сельскохозяйственных угодий. Для этого в округе проводится политика по водосбережению.
В округе слабо развиты и плохо применяются инновационные технологии. Негативное влияние данного факта будет влиять на производительность труда в округе.
Существует высокий процент «теневой» занятости. Примерами таких действий является сдача жилья в аренду/найм для проживания на территориях курортных зон без оформления надлежащих документов, сдача сельскохозяйственной продукции «из рук в руки», без наличия сертификатов о качестве продукции, лицензий и патентов на осуществление данной деятельности.
Из-за того, что нефтедобыча является старейшей отраслью в Чеченской республике и республике Ингушетия, происходит истощение, запасы нефти заметно сократились. Оставшаяся нефть залегает в глубинах, что затрудняет ее добычу.
Анализ Уральского Федерального округа
Преимущества
Ура́льский федера́льный о́круг (УФО) — федеральный округ Российской Федерации (РФ), в пределах Урала и Западной Сибири. Территория округа составляет 10,62 % от территории РФ [5]. В состав Уральского Федерального округа входят следующие субъекты Российской Федерации: Курганская область, Челябинская область, Тюменская область, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Площадь Уральского федерального округа составляет 3 122,5 тыс. кв. км. [6]. Налоговые отчисления предприятий двух субъектов РФ в составе УФО формируют около трети (33,08 %) Федерального бюджета России — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (25,80 %) и Ямало-Ненецкий автономный округ (7,28 %) [3, с. 880; 4]. Численность населения УФО на 1 января 2017 по данным Росстата составила 12 345 803 чел. [3, с. 872; 4], что на 4 082 655 человека меньше, чем в ЮФО.
Уральский федеральный округ занимает восток Азиатской части России. Это дает возможность осуществлять через территорию Уральского Федерального округа торговый оборот с западными и восточными рынками сбыта.
Главным преимуществом Уральского Федерального округа является развитая промышленность и наличие природных ресурсов. Наиболее развитыми видами промышленности в округе являются газовая, нефтяная и горнодобывающая. Нефтяные и газовые ресурсы располагаются в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах [6]. Федеральный округ также специализируется на черной и цветной металлургии, машиностроении, деревообрабатывающей, химической и лесной промышленности. Железные руды и цветные металлы сконцентрированы в пределах Уральских гор. Ценность округа заключается в том, что здесь сосредоточено около 68 % природного газа и 90 % запасов нефти страны [5].
Водные ресурсы представляют собой сеть наземных и подземных вод, болот, искусственных бассейнов и водоемов. Здесь протекает одна из самых крупных рек по площади в России — Обь. Имеют судоходное значение две реки — это Иртыш и Обь.
По степени обеспеченности водными ресурсами Уральский федеральный округ занимает одно из лидирующих мест.
Недостатки
Водные ресурсы Уральского федерального округа подвержены сильному загрязнению из-за нефтедобычи. Вода содержит пестициды, тяжелые металлы, нефтепродукты. Среднее содержание нефтепродуктов в нижнем течении реки превышает ПДК в 9–10 раз [5]. Велика зона болот, которые не пригодны для использования водоснабжения населения и промышленности. Во многих регионах Уральского федерального округа возникает проблема неравномерного распределения водных ресурсов. Это затрагивает и промышленные районы, например, Свердловскую и Челябинскую область.
Климат Урала континентальный с продолжительной холодной зимой и теплым летом. Для сельского хозяйства население использует ресурсы, находящиеся на юге территории.
Сравнительная характеристика Южного иУральского федеральных округов
В связи с приведенным выше анализом федеральных округов, можно провести сравнение по их природно-ресурсному потенциалу.
Оба округа занимают выгодное географическое положение. Округа располагаются рядом с рынками сбыта производственной и сырьевой продукции. Наличие рынка сбыта играет важную роль для экономического развития каждого округа потому, что наличие взаимосвязей с рынками сбыта приносит финансовую прибыль, которая идет на улучшение различных сфер деятельности данных округов.
Южный и Уральский федеральные округа имеют доступ к водным ресурсам. Водные ресурсы необходимы в техническом процессе производства и сырьевой добычи. Если предприятия далеко расположены от воды, то издержки на поставку воды во многих случаях будут негативно сказываться на финансовой прибыли любого предприятия.
Также водные ресурсы округов обладают транспортным потенциалом. Транспортный потенциал дает возможность сбыта готовой продукции на торговые рынки.
В таблице 1–2 представлены некоторые сравнительные показатели природно-ресурсного потенциала двух исследуемых федеральных округов.
Климатические особенности данных округов различаются. ЮФЛ имеет наиболее благоприятную среду для ведения сельского хозяйства, так как обладает большим количеством чернозема. Кроме того, ЮФО в отличие от УФО обладает развитой деятельностью в области туризма. Зона Черного моря привлекательна для туристов и дает возможность заработать округу в сезонные периоды.
Большая часть территории УФО покрыта горными образованиями и болотами. На данных зонах ведение сельского хозяйства, если возможно, то очень затратно. Ведение сельского хозяйства в основном происходит в южной части УФО из — за наличия в этой зоне смешанных лесов. Округ имеет свое преимущество в рыболовстве. Здесь находятся наиболее ценные разновидности рыб. Но что касается загрязнения окружающей среды, то оба федеральных округа, УФО в большей степени, загрязняют окружающую среду путем сброса токсичных сточных вод в реки.
Округа обладают большими запасами минеральных ресурсов, а также занимаются нефтедобычей. Добыча газа и нефти несопоставимо больше в УФО, нежели в ЮФО. А вот по добыче угля лидером является ЮФО. Сырьевая промышленность на данный период времени приносит значительный вклад в бюджет Российской Федерации и в этом отношении данные округа привлекательны для иностранных инвесторов.
Два федеральных округа имеют неравномерное распределение природных ресурсов по своей территории. От этого страдает население. В стоимость воды включены значительные издержки по ее транспортировке. Не только население, но сельское хозяйство страдает от засухи. Засуха часто приводит к неурожайности. Неурожайность имеет негативное последствие, так как не оправдываются затраты труда и денежные ресурсы, которые использовались при ведении сельского хозяйства.
Таблица 1
Структура отдельных показателей природно-ресурсного потенциала Южного иУральского федеральных округов за период 2015–2016гг. [4]
Период |
Человеческий потенциал (чел.) |
Окружающая среда. Сброс загрязненных сточных вод, поверхностные объекты (млн.куб.м) |
Лесные ресурсы. Общий запас древесины (млн.куб.м) |
Сельскохозяйственные угодья (1000 ГА) |
|||||
2015 |
ЮФО 14003828 |
УФО 12275853 |
ЮФО 1321 |
УФО 1624 |
ЮФО 491,8 |
УФО 8129,6 |
ЮФО 31820,5 |
УФО 16361,1 |
|
2016 |
14044586 |
12308103 |
1306 |
2041 |
492,3 |
8133,6 |
31833 |
16352,6 |
|
Таблица 2
Структура показателей добычи полезных ископаемых Южного иУральского федеральных округов за период 2015–2016гг. [4]
Период |
Уголь (1000 тонн) |
Нефть (1000 тонн) |
Газ (млн.куб.м.) |
|||
2015 |
ЮФО 4736 |
УФО 2050 |
ЮФО 9559 |
УФО 301728 |
ЮФО 17118 |
УФО 579360 |
2016 |
5869 |
1854 |
9224 |
300619 |
16680 |
546542 |
Таким образом, при анализе и сравнительной характеристике Южного и Уральского федеральных округов были выявлены следующие основные проблемы:
- Неравномерное распределение водных ресурсов;
- Загрязнение водных ресурсов при промышленном производстве и добыче сырья;
- Теневая деятельность в области туризма и сельского хозяйства при сбыте продукции.
Представляется, что решением вышеуказанных проблем будут следующие меры.
- Необходимо провести подземные трубопроводы к регионам, которые мало обеспечены водой. Это даст возможность спасти урожай в период засухи. Хранение и транспортировка воды через систему таких трубопроводов под водой сократит ее испарение. Каналы с водой следует брать из крупных рек. Чтобы избежать проблемы неурожайности, необходимо предусмотреть системы орошения для ведения сельского хозяйства.
Затраты на транспортировку воды окупятся, если взимать налог с этой воды. Также не будут потеряны финансы, которые были вложены в ведение сельского хозяйства в засушливый период. Доступность воды будет иметь положительное влияние и на население, поскольку для здоровья человеку необходимо потреблять достаточное количество воды. Из этого следует, что тем самым повысится и уровень продолжительности жизни.
- Загрязнение водных ресурсов решается при помощи установки фильтров на заводах, что не будет давать возможность проникать грязной воде в окружающую среду. Вода будет поступать уже очищенной и не будет нести вред. Необходимо ввести закон об обязательном использовании фильтров для всех промышленных предприятий
- Теневая деятельность в области туризма и сельского хозяйства. Населению и государству следует стать партнерами. На законодательном уровне необходимо ввести процент от ведения туристического и сельскохозяйственного бизнеса в соотношении 10: 90. В этом случае, лица, ведущие такой бизнес, будут отдавать 10 % государству от общей выручки. Также необходимо ввести санитарные нормы для проживания в частном секторе (частные дома, квартиры), а также на законодательном уровне издать рекомендации для поддержания порядка в жилых помещениях. Система штрафов поможет избежать неуплаты налога. Все частные сектора должны быть зарегистрированы в специальном реестре. Реестр будет общедоступным. Таким образом, турист сможет проверять надежность предоставляемой услуги по аренде жилья. Сектора, которые не включены в реестр будут иметь маленький рейтинг и уровень доверия у туристов. Данный реестр — это бесплатная реклама для тех, кто сдает помещения в аренду. В итоге мы получаем заинтересованность трех сторон. Во-первых, туристы, которые могут снять проверенное жилье. Во-вторых, это — бесплатная реклама для стороны, которая сдает помещения. В-третьих, государство получит налоги и избавится от теневой экономики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, чтоприродно-ресурсный потенциал важен как для развития страны в целом, так и для отдельных округов. На примере Южного и Уральского федеральных округов мы провели сравнительный анализ природно-ресурсного потенциала и некоторых социально-экономических показателей. Нам удалось выявить преимущества и недостатки, которые связаны с природно-ресурсным потенциалом. Предложены пути решения выявленных проблем. Если округ обладает природно-ресурсным потенциалом, это дает возможность для добычи сырья, промышленной, сельскохозяйственной деятельности. Также данные территории привлекательны для инвестирования. Необходимыми условиями для развития округов являются следующие факторы: наличие природных ресурсов, места сбыта продукции или сырья, доступность к водным ресурсам для ведения технологических процессов.
Литература:
- Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»// Российская газета.- 14 мая 2000 г.
- Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года»// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2011.- N 38. — Ст. 5400.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2017. — 1402 с.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.01.2018).
- Уральский_федеральный_округ// Википедия. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 21.01.2018).
- Уральский_федеральный_округ//Официальный сайт полномочного представителя Президента РФ Уральского федерального округа. URL: http://uralfo.gov.ru/district/ (дата обращения 20. 01. 2018).
- Южный_федеральный_округ// Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.01.2018).
Ключевые слова
преимущества, недостатки, сравнение, природно-ресурсный потенциал, Южный федеральный округ, Уральский федеральный округПохожие статьи
Особенности развития и формы культурного ландшафта на территории Северного Кавказа
Определены особенности эволюционных изменений культурных ландшафтов Северного Кавказа. Рассмотрены основные этапы его развития, начиная с момента вхождения Северного Кавказа в состав российской цивилизации по настоящее время. Неизменным остается трад...
Правовые аспекты организации и функционирования национальных парков в Российской Федерации
В статье раскрываются особенности правового режима национальных парков в связи законодательными изменениями 2020 года. Уделяется внимание проблеме соотношения правовых режимов территорий национальных парков и расположенных на них населенных пунктов. ...
Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона (на примере Иркутской области)
Рассматриваются понятие и виды рекреационных потребностей, ценности и интересы туристов и активной части населения, исследуется основа туристско-рекреационного потенциала Иркутской области в виде особо охраняемых территорий и памятников природы. Прив...
Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)
В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...
Влияние социально-идеологических изменений на национальное культурное наследие
В работе рассматривается опыт переоценки ценности историко-архитектурного наследия под влиянием социально-идеологических изменений в период начала и конца XX века на территории Санкт-Петербурга. На примере объекта в Санкт-Петербурге установлена социа...
Социально-экономическое развитие административно-территориальных образований как ключевой фактор прогресса эксклавного региона РФ
В статье представлено исследование социально-экономического развития административно-территориальных образований Калининградской области на основе экономических, социальных и демографических показателей, собранных в «Территориальном органе службы гос...
Анализ зависимости объемов валового регионального продукта от степени использования экспортно-импортного потенциала с позиции обеспечения эколого-экономической безопасности региона
В статье проведен анализ показателей, характеризующих валовый региональный продукт и степень использования экспортно-импортного потенциала Сумской области; доказано существование связи между показателями валового регионального продукта и степенью исп...
Районирование Краснодарского края в интересах сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и туристских объектов
В данной статье рассматривается возможность внедрения метода сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и объектов индустрии туризма Краснодарского края в целях увеличения туристского потока и улучшения экономики региона. Определены э...
«Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона
В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...
Анализ современного состояния водных ресурсов в Алматинской области Казахстана
Отдых и туризм становятся важной сферой деятельности общества, охватывающей широкий круг проблем, связанных с избирательностью многих видов рекреационных ресурсов к географической среде, с рациональной организацией рекреационных территорий, с прогноз...
Похожие статьи
Особенности развития и формы культурного ландшафта на территории Северного Кавказа
Определены особенности эволюционных изменений культурных ландшафтов Северного Кавказа. Рассмотрены основные этапы его развития, начиная с момента вхождения Северного Кавказа в состав российской цивилизации по настоящее время. Неизменным остается трад...
Правовые аспекты организации и функционирования национальных парков в Российской Федерации
В статье раскрываются особенности правового режима национальных парков в связи законодательными изменениями 2020 года. Уделяется внимание проблеме соотношения правовых режимов территорий национальных парков и расположенных на них населенных пунктов. ...
Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона (на примере Иркутской области)
Рассматриваются понятие и виды рекреационных потребностей, ценности и интересы туристов и активной части населения, исследуется основа туристско-рекреационного потенциала Иркутской области в виде особо охраняемых территорий и памятников природы. Прив...
Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)
В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...
Влияние социально-идеологических изменений на национальное культурное наследие
В работе рассматривается опыт переоценки ценности историко-архитектурного наследия под влиянием социально-идеологических изменений в период начала и конца XX века на территории Санкт-Петербурга. На примере объекта в Санкт-Петербурге установлена социа...
Социально-экономическое развитие административно-территориальных образований как ключевой фактор прогресса эксклавного региона РФ
В статье представлено исследование социально-экономического развития административно-территориальных образований Калининградской области на основе экономических, социальных и демографических показателей, собранных в «Территориальном органе службы гос...
Анализ зависимости объемов валового регионального продукта от степени использования экспортно-импортного потенциала с позиции обеспечения эколого-экономической безопасности региона
В статье проведен анализ показателей, характеризующих валовый региональный продукт и степень использования экспортно-импортного потенциала Сумской области; доказано существование связи между показателями валового регионального продукта и степенью исп...
Районирование Краснодарского края в интересах сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и туристских объектов
В данной статье рассматривается возможность внедрения метода сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и объектов индустрии туризма Краснодарского края в целях увеличения туристского потока и улучшения экономики региона. Определены э...
«Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона
В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...
Анализ современного состояния водных ресурсов в Алматинской области Казахстана
Отдых и туризм становятся важной сферой деятельности общества, охватывающей широкий круг проблем, связанных с избирательностью многих видов рекреационных ресурсов к географической среде, с рациональной организацией рекреационных территорий, с прогноз...