Основные проблемы при планировании доходов и расходов предприятия | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Автор:

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 24.06.2016

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Бухорбаева А. Т. Основные проблемы при планировании доходов и расходов предприятия // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/1110/ (дата обращения: 17.10.2018).



В статье представлены основные проблемы, возникающие при планировании доходов и расходов деятельности, как на уровне всего предприятия, так и его подразделений.

Ключевые слова: план, планирование, доходы, расходы, предприятие, подразделение, процесс, ресурсы.

Планирование следует рассматривать с точки зрения методологии, технологии и подсистемы управления. Методология планирования заключает в себе принципы, методы и логику разработки планов.

Планирование в качестве технологического процесса предусматривает разработку комплекса мероприятий, которые определяют очередность исполнения конкретных задач и целей, учитывая возможности эффективного применения ресурсов.

Одним из наиболее важных этапов планирования деятельности предприятия является процесс планирования доходов и расходов деятельности предприятия и его производственный отделений.

Основной проблемой анализа системы планирования на предприятии и процесса планирования бюджета доходов и расходов является обеспечение стабильности в планировании бюджета доходов и расходов.

Стабильность планов — это та характеристика, которая позволяет достаточно объективно оценить эффективность всей системы управления на предприятии. Переход к рыночным условиям хозяйствования существенно сместил акценты в организации плановой работы на самом предприятии.

В первую очередь необходимо выделить такую подпроблему как увеличение сроков формирования бюджета доходов и расходов, которая может возникать в процессе планирования бюджета доходов и расходов предприятия на этапе разработки технической документации (методологии, отчетных форм), разработки сценарных условий, определении контрольных показателей, консультации сотрудников аппарата управления и планово-экономического отдела производственных отделений по методике формирования бюджета доходов и расходов и порядку заполнения форм. На данном этапе проблема может быть связана с изменением методологии учета затрат и доходов, несвоевременном поступлением сценарных условий из исполнительного аппарата предприятия и несвоевременном доведением сценарных условий до производственных отделений, а так же с несвоевременным поступлением форм для формирования бюджета доходов и расходов из исполнительного аппарата предприятия и несвоевременной разработкой форм для формирования бюджета доходов и расходов производственных отделений.

На этапе формирования плана, скорректированного плана и отчета по бюджету доходов и расходов предприятия, производственных отделений, увеличение сроков формирования бюджета доходов и расходов обычно связанно с нарушением сроков предоставления планов кураторами, реже — с возвратом расчетов на доработку и повторное согласование.

В редких случаях увеличение сроков формирования бюджета доходов и расходов может происходить на этапе согласования бюджета доходов и расходов производственных отделений результате нарушения сроков предоставления планов на согласование в аппарат управления предприятия, либо из-за возврата расчетов на доработку и повторное согласование.

По аналогичным причинам происходит увеличение сроков формирования бюджета доходов и расходов на этапе согласования бюджета доходов и расходов предприятия.

На этапе доведения утвержденных показателей до производственных отделений и руководства предприятия увеличение сроков формирования бюджета доходов и расходов возможно по причине пересмотра распределения затрат и доходов между производственными отделениями.

На этапе согласования бизнес-плана и отчета по бизнес-плану возможно имеющихся дочерних зависимых обществ и учреждений в аппарате управления увеличение сроков формирования бюджета доходов и расходов обычно происходит в результате нарушения дочерними зависимыми обществами и учреждениями сроков предоставления планов на согласование в аппарат управления головного предприятия. Намного реже это происходит из-за возврата расчетов на доработку и повторное согласование.

При планировании бюджета доходов и расходов производственных отделений, как и в процессе планирования бюджета доходов и расходов самого предприятия возникает подпроблема увеличения сроков формирования бюджета доходов и расходов. Данная подпроблема может возникнуть уже на этапе разработки технической документации (методологии, отчетных форм), разработки сценарных условий, определения контрольных показателей, консультации сотрудников аппарата управления и планово-экономического отдела производственных отделений по методике формирования бюджета доходов и расходов и порядку заполнения форм. Иногда возникает из-за изменения методологии учета затрат и доходов, в редких случаях из-за несвоевременного поступления сценарных условий в производственных отделений или несвоевременной разработки форм для формирования бюджета доходов и расходов.

В редких случаях эта подпроблема проявляется на этапе формирования плана, скорректированного плана и отчета по бюджету доходов и расходов производственных отделений. Обычно это происходит в связи с нарушением сроков предоставления планов кураторами, а также из-за возврата расчетов на доработку и повторное согласование. По приведенным выше причинам увеличение сроков формирования бюджета доходов и расходов может происходить и на этапе согласования бюджета доходов и расходов производственных отделений.

На этапе доведения утвержденных показателей до производственных отделений увеличение сроков формирования бюджета доходов и расходов возможно по причине пересмотра кураторами распределения затрат и доходов предприятия между производственными отделениями, реже по причине изменения формы утвержденного бюджета доходов и расходов относительно отправляемого на согласование. По аналогичным причинам данная подпроблема может быть на этапе формирования бюджета доходов и расходов производственных отделений на основании утвержденного бюджета доходов и расходов производственных отделений.

На этапе согласования мероприятий программы управления издержками, формирование плана, скорректированного плана, отчета по программе управления издержками производственных отделений вероятно увеличение сроков формирования бюджета доходов и расходов вследствие нарушения сроков предоставления планов, отчетов на согласование в аппарат управления предприятия, не верно определенного экономического эффекта от реализации мероприятий программы управления издержками, реже — по причине возврата расчетов на доработку и повторное согласование.

Одной из главных проблем при организации планирования на предприятии является информация и ее качество. Роль информационного обеспечения процесса планирования трудно переоценить, так как от качества, полноты и достоверности информации зависит обоснованность плановых расчетов, а в последующем и эффективность управленческих решений, построенных на этих расчетах. Кроме того, формализация плановых расчетов, использование современных информационных технологий невозможны без соответствующего качественного информационного ресурса.

Подпроблемой при планировании бюджета доходов и расходов является невыполнение утвержденных контрольных показателей предприятия. На этапе формирования плана, скорректированного плана и отчета по бюджету доходов и расходов предприятия, производственных отделений она возникает в случаях, когда неверно определены потребности в затратах по курируемым статьям кураторами, неверный расчет доходов, а также если неверно определены сроки списания затрат, неверный расчет сроков поступления доходов.

На таких этапах как: согласование бюджета доходов и расходов производственных отделений в аппарате управления предприятия; согласование бюджета доходов и расходов в исполнительном аппарате предприятия, согласование бизнес-плана и отчета по бизнес-плану дочернего зависимого общества в аппарате управления; согласование бизнес-плана и отчета по бизнес-плану дочернего зависимого общества в исполнительном аппарате предприятия, невыполнение утвержденных контрольных показателей предприятия происходит по уже выше приведенным причинам.

Невыполнение утвержденных контрольных показателей предприятия на этапе согласования мероприятий программы управления издержками, формирования плана, скорректированного плана, отчета по программе управления издержками производственных отделений происходит в случаях, когда неверно определен экономический эффект от реализации мероприятий программы управления издержками.

При планировании бюджета доходов и расходов производственных отделений на этапе формирования плана, скорректированного плана и отчета по бюджету доходов и расходов производственных отделений также может возникать данная подпроблема, но уже либо из-за неверно определенных потребностей в затратах по курируемым статьям кураторами, либо из-за неверного расчета доходов, а также из-за неверно определенных сроков списания затрат, неверного расчета сроков поступления доходов.

Еще одной серьезной подпроблемой является вероятность не выполнения запланированных работ предприятия. Данная подпроблема возникает в процессе планирования бюджета доходов и расходов предприятия на этапе согласования бюджета доходов и расходов предприятия в исполнительном аппарате предприятия, и обычно связана с сокращением расходов по отдельным статьям, изменением запланированных доходов предприятия.

В процессе планирования бюджета доходов и расходов предприятия иногда возникает и такая подпроблема как перенос сроков проведения торгов, заключения договоров. На этапе доведения утвержденных показателей до производственных отделений и кураторов производственных отделений данная подпроблема возникает в результате увеличения времени на доведение показателей в связи с корректировкой потребности с учетом доведенных показателей бюджета доходов и расходов.

В процессе планирования бюджета доходов и расходов производственных отделений данная подпроблема также возникает на этапе доведения утвержденных показателей до производственных отделений. Обычно причиной является корректировка потребности с учетом доведенных показателей бюджета доходов и расходов.

Увеличение сроков формирования программы управления издержками может произойти из-за нарушения сроков предоставления предложений по формированию программы управления издержками производственных отделений на согласование в аппарат управления Филиала. Обычно данная подпроблема возникает в процессе планирования бюджета доходов и расходов предприятия на этапе установления величины задания по программе управления издержками для производственных отделений.

На этапе согласования мероприятий программы управления издержками, формирования плана, скорректированного плана, отчета по программе управления издержками производственных отделений данная подпроблема возникает по причинам нарушения сроков предоставления планов на согласование в аппарат управления предприятия, а также возврата расчетов на доработку и повторное согласование.

Литература:

  1. Зарубинский В. М. Еще раз к вопросу о планировании на предприятии. / В. М. Зарубинский // Финансовый менеджмент. 2012. — № 3. — С. 112–122. — Библиогр.: с. 122 (4 назв.).
  2. Герасимова Л. Н. особенности формирования доходов и расходов компании / Аудит и финансовый анализ // Л. Н. Герасимова, В. Г. Гетьман 2014. — № 2. — С. 36–38. — Библиогр.: с. 38 (3 назв.).- Рец. Гетьман В. Г. на ст. автора приведена в конце.
Основные термины (генерируются автоматически): расход, увеличение сроков формирования бюджета доходов, отделение, расход предприятия, скорректированный план, процесс планирования бюджета доходов, повторное согласование, исполнительный аппарат предприятия, возврат расчетов, аппарат управления предприятия.

Похожие статьи

Бюджетирование и его влияние на эффективность затрат на...

Основная идея бюджета доходов и расходов показать руководителям предприятия эффективность его хозяйственной деятельности в будущий период, то есть, будет ли получена прибыль (валовой, операционный, чистый) и в каком размере...

Совершенствование системы бюджетирования производственного...

На третьем этапе разрабатываются формы бюджетов и методика их составления, определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия. Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования...

Составление бюджета предприятия | Статья в журнале...

Бюджетирование является по своей сути процессом планирования доходов и расходов предприятия или организации. Он является своеобразным ориентиром для компании в процессе ее финансовой деятельности...

Бюджетирование как метод эффективного планирования...

Бюджетирование — это процесс построения и исполнения бюджета организации на основе бюджетов отдельных подразделений [1]. В управленческом учете термин «бюджет» приближен к понятию смета (смета доходов и расходов, или план). Управленческий учет как подсистема...

Финансовый план, расчет расходов, количества покупателей...

Библиографическое описание: Бадараев А. Д., Егорова М. С. Финансовый план, расчет расходов, количества покупателей, себестоимости продукции, планирование доходов предприятия, специализирующегося на создании изображений (принта)...

Проблемы организации и направления совершенствования...

- наконец, фрагментарность бюджетирования (формирование только финансовых бюджетов, таких как бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, или только оперативных бюджетов, например, бюджета продаж, бюджета закупок).

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

– учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета; – учет значения и роли определенных учреждений или мероприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

Ключевые слова: система финансового планирования, финансовый план, бюджет, бюджетирование. В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия играет значимую роль.

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном...

В работе описаны современные способы и инструменты повышения доходов местных бюджетов. Ключевые понятия: местный бюджет, доход, инвестиции, муниципальное унитарное предприятие, бюджетный кредит, муниципальные заимствования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Бюджетирование и его влияние на эффективность затрат на...

Основная идея бюджета доходов и расходов показать руководителям предприятия эффективность его хозяйственной деятельности в будущий период, то есть, будет ли получена прибыль (валовой, операционный, чистый) и в каком размере...

Совершенствование системы бюджетирования производственного...

На третьем этапе разрабатываются формы бюджетов и методика их составления, определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия. Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования...

Составление бюджета предприятия | Статья в журнале...

Бюджетирование является по своей сути процессом планирования доходов и расходов предприятия или организации. Он является своеобразным ориентиром для компании в процессе ее финансовой деятельности...

Бюджетирование как метод эффективного планирования...

Бюджетирование — это процесс построения и исполнения бюджета организации на основе бюджетов отдельных подразделений [1]. В управленческом учете термин «бюджет» приближен к понятию смета (смета доходов и расходов, или план). Управленческий учет как подсистема...

Финансовый план, расчет расходов, количества покупателей...

Библиографическое описание: Бадараев А. Д., Егорова М. С. Финансовый план, расчет расходов, количества покупателей, себестоимости продукции, планирование доходов предприятия, специализирующегося на создании изображений (принта)...

Проблемы организации и направления совершенствования...

- наконец, фрагментарность бюджетирования (формирование только финансовых бюджетов, таких как бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, или только оперативных бюджетов, например, бюджета продаж, бюджета закупок).

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

– учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета; – учет значения и роли определенных учреждений или мероприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

Ключевые слова: система финансового планирования, финансовый план, бюджет, бюджетирование. В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия играет значимую роль.

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном...

В работе описаны современные способы и инструменты повышения доходов местных бюджетов. Ключевые понятия: местный бюджет, доход, инвестиции, муниципальное унитарное предприятие, бюджетный кредит, муниципальные заимствования.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос