Страхование особо опасных объектов: особенности Калининградской области
Авторы: Волков Кирилл Захарович, Мариненко Эдуард Андреевич, Синицина Диана Гариевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 16.05.2016
Статья просмотрена: 454 раза
Библиографическое описание:
Волков, К. З. Страхование особо опасных объектов: особенности Калининградской области / К. З. Волков, Э. А. Мариненко, Д. Г. Синицина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/939/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье рассмотрены основные подходы к страхованию особо опасных объектов города Калининград. Представлены два примера по данному виду страхования — Калининградский морской рыбный порт и Калининградская ТЭЦ-2.
Ключевые слова: страхование ОСОПО, Калининградский морской рыбный порт, Калининградская ТЭЦ-2.
Целью страхования является защита. Вся история экономики показывает объективную потребность общества в страховой защите, причем в защите надежной и эффективной. Тогда основная цель, или миссия, страховой деятельности может быть определена как удовлетворение общественной потребности в надежной страховой защите от случайных опасностей, соответствующей общепринятым требованиям по финансовой надежности.
Страхование ОСОПО — сокращение от «Обязательного страхования опасных производственных объектов». Правильное полное наименование данного вида страхования — «Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Страхование ОСОПО требует профессионального подхода — этот вид страхования весьма сложен, не каждый страховой агент сможет дать необходимую консультацию владельцу ОПО (какие объекты относятся к ОПО и подлежат страхованию, как правильно определить страховую сумму и рассчитать тариф).
На территории Российской Федерации существует перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов:
1. Ядерно- и / или радиационно-опасные объекты.
2. Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов.
3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов.
4. Объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей.
5. Магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 МПа.
6. Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов и изотермические хранилища сжиженных газов.
7. Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению.
8. Предприятия по подземной и открытой) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых.
9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.
10. Морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.
11. Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.
К сожалению, страхование объектов данного типа стало обязательным после череды масштабных катастроф техногенного характера в конце ХХ века. Последствия аварий на производствах, работающих с опасными веществами, оказались серьезными и длительными. В 1984 году произошла авария в Индии (г. Бхопал) на предприятии американской Union Carbide. 3 декабря 1984 г. погибло около трех тысяч человек, в последующие годы — еще около 15 тысяч. Но, по подсчетам ученых, общее количество жертв катастрофы составляет около полумиллиона человеческих жизней. Данная техногенная катастрофа является крупнейшей в мире. История аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1886 г., известна всем россиянам. Неудивительно, что государство приняло еще в 1997 году закон о страховании деятельности производств, которые представляет потенциальную опасность для граждан и окружающей среды.
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», действующий с 1.01.2012 г., обязал всех владельцев ОПО страховать риск причинения ущерба гражданам и организациям в результате производственной аварии.
Осуществлять ОСОПО имеют право лишь страховые компании — члена Национального Союза Страховщиков Ответственности (НССО), имеющие соответственные лицензии. Лицензии на страхование ОПО начали выдавать только в декабре 2011 года. В настоящее время большинство страховых компаний — членов НССО уже получили лицензии и с 1 января 2012 года приступили к страхованию ОПО.
На территории Калининградской области имеют право на заключения страховых договоров ОСОПО такие компании как «ВСК», «Согаз», «Альфа-страхование», СК «Согласие», «РОСГОССТРАХ». Так же на рис. 1 показана общая картина рынка страхования области, и мы видим, что из-за высокой конкуренции большая доля компаний уходит с рынка. Что вызывает еще больший дефицит предложения.
Рис. 1. Страховые компании на рынке Калининградской области
Но как осуществляется страхование ОПО? Для оформления страховки владелец опасного производства вправе обратиться в страховую фирму по своему выбору. Сумма страхового возмещения определяется в результате экспертизы. Эксперты устанавливают максимальный размер выплаты, в зависимости от которой назначается сумма страхового взноса. Взнос может выплачиваться по частям — этот вопрос согласовывается владельцем ОПО со страховой компанией.
Чтобы застраховать ОПО, необходимо совершить ряд действий: во-первых, произвести экспертизу для оценки степени потенциальной опасности объекта; во-вторых, предоставить пакет документов (документы, устанавливающие право собственности (владения): договор купли-продажи, инвентарная карта, товарные накладные с платежными поручениями и т. п.; документы, характеризующие объект (приложение к карте учета); карта учета опасного производственного объекта; свидетельство о регистрации опасного объекта; форма УБ; форма МВКП; заявление); в-третьих, заключить договор и получить полис.
При наступлении предусмотренного страховым полисом случая (аварии, причинившей вред здоровью людей, имущественный или экологический ущерб) страховая компания из своих средств осуществляет следующие выплаты потерпевшим:
затраты на ликвидацию последствий техногенной катастрофы;
затраты по уменьшению убытков от аварии, если такие действия были произведены в результате указаний страховой компании;
затраты по расследованию причин аварии и выявлению виновных лиц;
затраты по спасению жизни и имущества, пострадавших от аварии;
затраты на ведение дел о возмещении ущерба, причиненного производственной аварией, в суде и арбитраже.
Как показывает практика, даже на тех предприятиях, где добросовестно выполняются все требования техники безопасности, могут возникнуть аварии. Список опасных производств составлен неслучайно — это результат печального многолетнего опыта.
Обязательное страхование опасных производств позволяет не только снизить расходы владельца ОПО, но и получить полноценную компенсацию жертвам катастрофы. Разумеется, после наступления страхового случая компания возмещает ущерб. В случае с ОПО пределы страховых выплат установлены федеральным законом и зависят от рода деятельности опасного производства. Так же на некоторых предприятиях разрабатывается декларация промышленной безопасности на опасном объекте. В соответствии с декларацией определяется возможное количество жертв в результате производственной аварии.
В зависимости от вероятного максимального количества пострадавших назначается размер страховой суммы. При количестве жертв менее 10 человек страховая сумма составит 10 миллионов рублей, более 3000 человек — 6,5 млрд рублей и т. п.
В случае отсутствия декларации промышленной безопасности страховая сумма определяется видом ОПО:
нефтеперерабатывающие, нефтехимические и химические производства — 50 млн. рублей;
объекты газоснабжения, газопотребления и газовые сети — 25 млн. рублей;
прочие ОПО — 10 млн. рублей.
Правила страхования опасных производств предусматривают ряд ситуаций, когда выплаты не осуществляются, поскольку не предусмотрены законодательством о страховании ОПО.
К страховым случаям не относятся: выбытие опасного объекта из обладания страхователя; природные стихийные бедствия; народные волнения, гражданская война, забастовка; террористический акт; война; ядерный взрыв и радиоактивное заражение; умышленные действия потерпевшего или владельца ОПО. В последнем случае страховая компания выплачивает компенсацию, если ущерб нанесен жизни и здоровью третьего лица по вине страхователя.
На территории Калининградской области расположено 95 особо опасных объектов (рис. 2), мы рассмотрим несколько из них: Калининградский морской рыбный порт и Калининградская ТЭЦ-2.
Рис. 2. ОСОПО на территории Калининградской области
Незамерзающий Калининградский морской рыбный порт расположен в устье реки Преголя с общей площадью акватории — 28,7 га, имеет географические координаты 54,697829° N, 20.469616° E. Местное время по Гринвичу + 2 часа. Порт принимает суда с максимальной длиной 175 метров и осадкой 8 метров. Многолетний средний уровень воды в акватории порта выше уровня Балтийского моря на 500 мм, при этом приливов и отливов, влияющих на судоходство, не наблюдается. Производственный потенциал позволяет порту обрабатывать ежегодно более 2000 российских и иностранных промысловых и транспортных судов грузоподъемностью до 15 000 т., и более 40 000 железнодорожных вагонов. Порт устойчиво обеспечивается водой (автономно), теплом (автономно), электроэнергией от городской электросети, имеет заглубленные коммунально-энергетические сети.
Конечно, Калининградский морской рыбный порт попадает под перечень ОПО и на сегодняшний день является застрахованным объектом. 17 июня 2011 был заключен договор между Калининградским филиалом «Югории» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Калининградский морской рыбный порт». На 5 млн. рублей застрахована профессиональная ответственность предприятия.
Второй объект, взятый на рассмотрение — это Калининградская ТЭЦ-2. Калининградская ТЭЦ-2, которая является одной из наиболее современных электростанций в России, работающих на основе парогазовой технологии со сбросом отработанных газов в котлы-утилизаторы. Станция была спроектирована и построена для обеспечения энергетической самостоятельности Калининградской области с перспективой выхода на энергетический рынок Литвы. Калининградская ТЭЦ-2 является важнейшим стратегическим энергообъектом Калининградской области.
Компания «КапиталЪ Страхование» заключила договор страхования имущества предприятия «Калининградская ТЭЦ-2». По данному договору «КапиталЪ Страхование» предоставляет страховую защиту имущества с условием «от всех рисков», включая страхование от терроризма, а также от поломок машин и оборудования. Договор заключен в рамках выигранного «КапиталЪ Страхованием» конкурса, организованного компанией «Страховой брокер «Энергозащита», в котором участвовали крупнейшие страховые компании России. ОАО «Капитал Страхование» (ранее — «Страховая группа «ЛУКОЙЛ», «Страховая группа «КапиталЪ») входит в Группу компаний РОСГОССТРАХ.
В заключение хотелось отметить, на территории нашей страны и края находится множество опасных и особо сложных объектов. Главная задача страховых компаний помощь данным объектам свезти риски к минимуму, чтобы люди могли безопасно трудиться. В ХХ веке было слишком много катастроф техногенного характера и важен тот факт, чтобы они больше не повторялись, именно поэтому государство обязано вовремя законодательно контролировать данную деятельность, а страховым компаниям и ОПО правильно и грамотно выполнять свою работу, потому что они несут ответственность за судьбы многих людей.
Литература:
- Страховое дело / под редакцией Л. И. Рейтмана. М. Феникс: 2002.
- Рубина Ю. Б., Солдаткин В. И. Страховой портфель. М.: СОМИНТЕК, 2004.
- Финансы. Под редакцией Родионовой В. М. М.: Финансы и статистика, 2005.
- Современная экономика. Учебный курс. Ростов на Дону: Феникс, 2007.
Ключевые слова
страхование ОСОПО, Калининградский морской рыбный порт, Калининградская ТЭЦ-2Похожие статьи
Особенности страхования в энергетической отрасли Калининградской области
Авторами представлены результаты исследования особенностей страхования в энергетической отрасли. Выявлены специфические проблемы страхования, проанализирована специфика данной отрасли в эксклавном регионе на примере Калининградской области.
Состояние и развитие индустрии гостеприимства в Калининградской области
Статья содержит оценку текущего состояния рынка общественного питания и коллективных средств размещения в Калининградской области, а также включает анализ количества предприятий в период с 2012 по 2019 год.
Деятельность в вопросах уменьшения существующих причин загрязнения окружающей среды при эксплуатации объектов инфраструктуры аэропорта на примере аэропорта «Рощино»
В статье рассмотрена и исследована деятельность в вопросах уменьшения существующих причин загрязнения окружающей среды при эксплуатации объектов инфраструктуры аэропорта. Изучена инфраструктура АО аэропорт «Рощино» и деятельность данного аэропортовог...
Особенности участия специалистов при расследовании преступлений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов
В представленной статье проводится исследование особенностей привлечения специалистов при расследовании преступлений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов. Автор акцентирует особое внимание на специфике работы специалиста при ...
Анализ контейнерного терминала НУТЭП Новороссийского морского порта и его роли в экспортно-импортных отношениях России и Турции
В статье проанализированы текущие экспортно-импортные отношения между Россией и Турцией (по состоянию на 2024 год), определена роль Краснодарского края и Новороссийского морского порта в их функционировании, а также проведён анализ одного из крупнейш...
Условия рационального проектирования зон склада
В статье рассмотрена классификация складов запчастей, а также возможные зоны, необходимые для таких складов. Представлены рекомендации по улучшению зонирования при модернизации склада компании ООО «Евролак».
Сравнительный анализ деятельности строительных организаций, производящих сухие строительные смеси в Санкт-Петербурге
В рамках статьи были изучены особенности производства сухих строительных смесей и рассмотрены изменения, произошедшие в области сертификации, связанные с данным видом деятельности. Также в статье проанализирована деятельность двух строительных органи...
Тенденции и перспективы развития автосервисной деятельности в Калининградской области
В статье рассматривается общая ситуация автосервисных центров в Калининградской области, их развитие и деятельность как отдельной отрасли.
Особенности развития рыбопромышленной отрасли в Калининградской области, влияние таможенной политики и таможенного регулирования
В статье представлены основные особенности развития рыбной отрасли Калининградской области, выявленные в результате изучения ее истории, статистики и состояния на сегодняшний день, а также определено влияние таможенной политики и таможенного регулиро...
Основные преимущества и недостатки программы «Дальневосточный гектар» на примере Сахалинской области
В данной статье рассмотрена программа «Дальневосточный гектар» по истечении пятилетнего периода с начала реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ. Проведен анализ статистических данных на примере Сахалинской области, а также выделены осн...
Похожие статьи
Особенности страхования в энергетической отрасли Калининградской области
Авторами представлены результаты исследования особенностей страхования в энергетической отрасли. Выявлены специфические проблемы страхования, проанализирована специфика данной отрасли в эксклавном регионе на примере Калининградской области.
Состояние и развитие индустрии гостеприимства в Калининградской области
Статья содержит оценку текущего состояния рынка общественного питания и коллективных средств размещения в Калининградской области, а также включает анализ количества предприятий в период с 2012 по 2019 год.
Деятельность в вопросах уменьшения существующих причин загрязнения окружающей среды при эксплуатации объектов инфраструктуры аэропорта на примере аэропорта «Рощино»
В статье рассмотрена и исследована деятельность в вопросах уменьшения существующих причин загрязнения окружающей среды при эксплуатации объектов инфраструктуры аэропорта. Изучена инфраструктура АО аэропорт «Рощино» и деятельность данного аэропортовог...
Особенности участия специалистов при расследовании преступлений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов
В представленной статье проводится исследование особенностей привлечения специалистов при расследовании преступлений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов. Автор акцентирует особое внимание на специфике работы специалиста при ...
Анализ контейнерного терминала НУТЭП Новороссийского морского порта и его роли в экспортно-импортных отношениях России и Турции
В статье проанализированы текущие экспортно-импортные отношения между Россией и Турцией (по состоянию на 2024 год), определена роль Краснодарского края и Новороссийского морского порта в их функционировании, а также проведён анализ одного из крупнейш...
Условия рационального проектирования зон склада
В статье рассмотрена классификация складов запчастей, а также возможные зоны, необходимые для таких складов. Представлены рекомендации по улучшению зонирования при модернизации склада компании ООО «Евролак».
Сравнительный анализ деятельности строительных организаций, производящих сухие строительные смеси в Санкт-Петербурге
В рамках статьи были изучены особенности производства сухих строительных смесей и рассмотрены изменения, произошедшие в области сертификации, связанные с данным видом деятельности. Также в статье проанализирована деятельность двух строительных органи...
Тенденции и перспективы развития автосервисной деятельности в Калининградской области
В статье рассматривается общая ситуация автосервисных центров в Калининградской области, их развитие и деятельность как отдельной отрасли.
Особенности развития рыбопромышленной отрасли в Калининградской области, влияние таможенной политики и таможенного регулирования
В статье представлены основные особенности развития рыбной отрасли Калининградской области, выявленные в результате изучения ее истории, статистики и состояния на сегодняшний день, а также определено влияние таможенной политики и таможенного регулиро...
Основные преимущества и недостатки программы «Дальневосточный гектар» на примере Сахалинской области
В данной статье рассмотрена программа «Дальневосточный гектар» по истечении пятилетнего периода с начала реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ. Проведен анализ статистических данных на примере Сахалинской области, а также выделены осн...