Хозяйственный расчет как фактор ускорения развития рыночной экономики АПК России
Автор: Старченко Инна Викторовна
Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (1) июль 2015 г.
Дата публикации: 23.05.2015
Статья просмотрена: 648 раз
Библиографическое описание:
Старченко, И. В. Хозяйственный расчет как фактор ускорения развития рыночной экономики АПК России / И. В. Старченко. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 1 (1). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/10/169/ (дата обращения: 17.12.2024).
Среди экономических категорий хозяйственный расчет занимает особое место. Сменялись этапы развития производительных сил и производственных отношений, различные течения возникали в экономической науке, а хозрасчетная проблема в той или иной мере постоянно сохраняла свою актуальность. С хозрасчетом всегда связывали экономические методы хозяйствования.
Попытки перевести предприятия на хозрасчет предпринимались неоднократно, но часто были безуспешными. И сейчас многие сельскохозяйственные предприятия являются убыточными. Среди причин этого — монополизация отношений собственности, неэквивалентность обмена между селом и городом, слабое развитие инфраструктуры села и другие. Однако, главная из них — низкая мотивация к труду. Начиная с периода сплошной коллективизации, сельский труженик перестал быть хозяином, как своего труда, так и его результатов. Участие работника в общественном производстве и валовом продукте отражалось лишь в форме оплаты труда. И хотя абсолютный уровень ее в колхозах и совхозах, особенно в последние годы значительно возрос, доля оплаты труда в стоимости валовой продукции составляет менее трети. В средствах производства, имуществе предприятия непосредственный производитель своей доли до последнего времени не имел [1, с.62].
Хозрасчет как самостоятельная экономическая категория выражает производственные отношения, развивающиеся на основе оборота материально-вещественных и финансовых ресурсов в основных звеньях хозяйственной системы — предприятиях и объединениях.
Хозрасчет теснейшим образом связан с рынком. Через рынок как важнейший элемент воспроизводственного процесса реализуются требования экономических законов, обеспечивается (при соответствующих условиях) удовлетворение общественных потребностей, непрерывность функционирования народного хозяйства. Регуляторами рыночных отношений являются спрос и предложение, план, цены, налоги, кредит, дотации.
Вообще, рынок является экономической категорией всякого товарного хозяйства, выражающей экономические отношения между производителями и потребителями в сфере обмена. Он не характеризует всю систему производственных отношений, а напротив, отражает отношения, свойственные данному способу производства.
Системы рыночных отношений и хозяйственного расчета имеют много общего. Такие элементы обеих систем как объективные основы функционирования, выполняемые функции, факторы развития совпадают или не противоречат друг другу. И к хозрасчету, и к рынку можно отнести такие общие задачи, как управление, координация и стимулирование производства.
Имеются и различия, определяемые спецификой и сферой действия хозрасчетных и рыночных отношений. Если хозрасчет выражает систему производственных отношений на уровне первичного звена (непосредственно производство, распределение, обмен и потребление), то рынок представляет лишь те отношения, которые складываются исключительно в процессе обмена, выражая форму обращения товаров. Экономические отношения на рынке составляют своего рода подсистему в системе производственных отношений. Без обмена разрывается замкнутая цепь: производство — распределение — обмен — потребление. И поскольку в основе рынка лежит общественная потребность в форме платежеспособного спроса, не только производство определяет рынок, но и рынок влияет на производство.
Следовательно, хозрасчет и рынок находятся во взаимодействии. Подтверждением этому служит период НЭПа, когда высокий уровень и непрерывность производства были обеспечены путем широкого использования рыночных отношений. А хозрасчет строился, с одной стороны, на основе учета запросов рынка, с другой — на основе контроля расходов и доходов предприятий [2, с.41]. Рынок в этот период сыграл исключительную роль в решении задач хозрасчета.
В конце 80-х и 90-х годов, когда сельскохозяйственные предприятия переводили на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, для хозрасчетных подразделений была выработана модель формирования фонда оплаты труда по итогам работы за год. Она была основана на нормативном распределении хозрасчетного дохода, полученного после возмещения из выручки материальных затрат. Схематично эту модель можно изобразить следующей формулой:
, (1)
где ХД — хозрасчетный доход;
РП — стоимость реализованной продукции;
МЗ — материальные затраты;
АП — арендная плата, включая амортизацию, расходы на содержание аппарата управления, платежи и налоги в бюджет, долю прибыли на формирование фондов производственного и социального развития предприятия;
РФ — резервный фонд;
ФОТ — фонд оплаты труда хозрасчетного подразделения.
В этой схеме работодатель формирует централизованные финансовые ресурсы через арендную плату хозрасчетных подразделений для образования единого амортизационного фонда, обязательных платежей, уплаты налогов в бюджет и процентов по ссудам банков, а также денежных средств на производственное и социальное развитие предприятия.
В процессе производства одни подразделения постоянно взаимодействуют с другими, вступают в отношения с функциональными службами, органами управления предприятия. В результате на каждом предприятии создается внутрихозяйственный экономический механизм, основанный на элементах товарно-денежных, рыночных отношений, предпринимательстве.
Внутрихозяйственный расчет призван регулировать и выстраивать экономические отношения между структурными подразделениями предприятия, возникающие в процессе производства.
Основные причины, сдерживающие развитие системы оплаты труда от валового дохода в сельском хозяйстве: упрощенный подход к разработке системы нормативов сопоставимости показателей; отстранение внутрихозяйственных подразделений от распределения чистого дохода (прибыли); диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и средства для него [3, с.47].
В существующей методике определения доли оплаты труда в валовом доходе, как показывают исследования, содержится ошибка, заключающаяся в том, что оплата труда определяется только для основных работников, что не позволяет объективно выделить долю оплаты труда специалистов и работников аппарата управления в созданном валовом доходе. В связи с этим, нормативный валовой доход предлагается рассчитывать по формуле:
(2)
где ВДН — нормативный валовой доход, руб.;
ВП — стоимость валовой продукции, руб.;
МЗП — прямые материальные затраты, руб.;
ЗОХ — общехозяйственные расходы без оплаты труда, руб.;
ЗОП — общепроизводственные расходы без оплаты труда, руб.;
Тогда валовой доход будет иметь следующий вид:
(3)
где ОТСР — оплата труда производителей и специалистов, руб.;
ОТОР — оплата труда основных работников, руб.;
ЧД — чистый доход, руб.
В сложившейся экономической ситуации необходимо применять различные формы и системы оплаты труда применительно к конкретным условиям производства. Как правило, система оплаты труда для всех категорий работников должны состоять из двух частей. Постоянная, обеспечивающая ежемесячно начисляемый аванс. Переменная — в виде поощрений, размер которых зависит от финансового состояния предприятия и тесно увязанная с достижением наиболее важных для предприятия показателей (увеличением производства продукции, улучшением ее качества, повышением товарности, прироста прибыли, ростом производительности труда и т. д.).
В хозяйствах страны на протяжении ряда лет были проведены эксперименты по проверке эффективности различных систем оплаты. Содержание этих экспериментов сводилось к применению различных вариантов связей основной оплаты и премирования с конечными результатами производства.
В отдельных сельхозпредприятиях делалась попытка поставить доплату за продукцию в прямую зависимость от величины валового дохода хозяйства. Нормы отчислений от валового дохода устанавливались по каждой культуре, что делает одни культуры «выгодными», а другие «невыгодными» от которых хозяйства избавлялись.
Практиковался также вариант определения норм отчислений в среднем по всем культурам в звене. Нормы устанавливались на ряд лет, а пересмотр их осуществлялся только в случае существенных изменений технологии производства, системы организации труда или изменения цен на продукцию или другие ресурсы.
Эти системы оплаты труда в основном были рассчитаны на стабильные цены на материальные ресурсы и строгий централизованный контроль за расходом фонда оплаты труда. Они не отличались доступностью для понимания многих работников сельскохозяйственных предприятий и были рассчитаны на получение продукции любой ценой.
При реформировании системы оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях практикуется три основных варианта ее совершенствования.
Первый, на основе значительного роста стимулирующего воздействия тарифной (гарантированной) оплаты;
Второй, на базе повышения стимулирующего воздействия нетарифных выплат (премий, доплат за продукцию и ее качество, надбавок, замены надтарифной части фонда оплаты труда натуральными выплатами с применением КТУ и другие);
Третий, путем усиления стимулирующей роли механизма формирования и распределения фонда оплаты труда между внутрихозяйственными товаропроизводителями.
Практика показывает, что для работников сельхозпредприятий при производстве лучше осуществлять совершенствование оплаты и стимулирование труда на базе повышения уровня тарифной (гарантированной) оплаты, прироста ее доли в заработке трудового коллектива при сочетании с натуральными выплатами продукций.
Первый вариант совершенствования оплаты труда необходимо использовать в убыточных сельскохозяйственных предприятиях, применяющих первую форму внутрихозяйственного расчета, ориентируясь при этом на сдельно-прогрессивные расценки за единицу произведенной продукции сверх установленного уровня.
В рентабельных с устойчивым финансовым положением хозяйствах для более тесной увязки оплаты труда с конечными производственно-финансовыми результатами можно использовать второй и третий варианты совершенствования системы оплаты труда, но не от валового дохода, а от прироста хозрасчетного дохода или суммы прибыли. Такое материальное стимулирование работников хозрасчетных подразделений будет направлено не только на повышение продуктивности полей и ферм, но на улучшение качества сельскохозяйственной продукции.
Система оплаты труда должна гарантировать людям заработок не ниже стоимости рабочей силы. В связи с чем, наемным работникам начисленную заработную плату следует выдавать полностью и своевременно, независимо от финансового положения предприятия или результатов работы структурного подразделения. Что же касается владельцев-собственников имущественных паев и земельных долей, то для них должен быть задействован иной принцип оплаты труда. Они в полной мере должны нести ответственность за рост доходности своего предприятия.
Литература:
1. Бунич П. Г. Хозяйственный расчет и эффективность производства / П. Г. Бунич. — М.: Мысль, 1974. — 142 с.
2. Старченко, И. В. Хозяйственный расчет сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка: дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Зерноград: АЧГАА, 2002. — 155 с.
3. Старченко И. В. Оплата труда работников сельскохозяйственных предприятий переходной экономики / И. В. Старченко // Экономическое развитие АПК Юга России: концепции и механизмы: Тез. регионал. науч.- практич. конф. 29 мая 2002 г. — Ростов н/Д, 2002. — Вып.2. — С.110–115.