Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области дистанционных образовательных технологий
Авторы: Лихтина Ирина Станиславовна, Павлова Наталья Алексеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 25.12.2017
Статья просмотрена: 1102 раза
Скачать Спецвыпуск Краевые инновационные площадки. Хабаровский край (pdf)
Библиографическое описание:
Лихтина, И. С. Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области дистанционных образовательных технологий / И. С. Лихтина, Н. А. Павлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5.1 (15.1). — С. 40-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3008/ (дата обращения: 26.12.2024).
Последние несколько десятилетий можно охарактеризовать как годы формирования новой информационной культуры, резкого возрастания роли информационных технологий и технологической составляющей, в том числе в сфере образовании. Российская сфера образования во многих аспектах является авангардом в применении новых технологии, в том числе и в области информатизации, что поддерживается крупными проектами, реализуемыми в данном направлении на федеральном и региональном уровне, прежде всего это приоритетный национальный проект «Образование».
Отдельное внимание уделяется вопросам внедрения в образование современных дистанционных технологий.
Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.
Кроме того, существовавшие до недавнего времени пробелы в законодательном обеспечении понятий, связанных с дистанционным образованием, устранены с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В п. 2 ст.13 «Общие требования к реализации образовательных программ» сказано, что «при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» [1].
Современный образовательный процесс сегодня уже невозможно представить без использования компьютеров, информационно коммуникационных технологий (ИКТ), электронного и дистанционного обучения. В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) требования к условиям реализации программ подготовки предусматривают обязательное использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
Преподаватель сегодня, кроме своего предмета, должен знать основы управления учебной деятельностью в ИКТ-насыщенной среде, использовать последние достижения электронной педагогики. И это уже не просто пожелание, а необходимые профессиональные компетенции. Так, в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования» для всех категорий преподавателей написано: «Должен знать ... современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных». В 2015 году приказом Минтруда России от 08.09.2015 г. №608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», где сказано, что преподаватель СПО должен обладать:
необходимыми знаниями современных образовательных технологий профессионального образования (обучения предмету), включая технологии электронного и дистанционного обучения и возможности их применения в образовательном процессе;
необходимыми умениями использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, применять современные ТСО и образовательные технологии (в т.ч. технологии электронного и дистанционного обучения) с учетом специфики образовательных программ СПО, требований ФГОС СПО; особенностей преподаваемого курса (дисциплины, модуля); задач занятия, вида занятия; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в т.ч. стадии профессионального развития, возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания [2].
В связи с этим в колледже ведется систематическая работа по повышению профессиональных компетенций педагогических работников в области ИКТ. Необходимо понимать, что сегодня в рамках федерального или регионального законодательства нет четких критериев, определяющих готовность той или иной образовательной организации к реализации на практике такой формы получения образования как электронное обучение, кроме того не определены конкретные оболочки информационных систем, поэтому можно сделать вывод, что данные вопросы находятся исключительно в компетенции самих образовательных организаций.
С 2016 года на базе нашего колледжа начала работу краевая инновационная площадка «Дистанционные образовательные технологии как средство расширения информационного пространства колледжа» целью которой является повышение качества образования посредством формирования единого информационно-образовательного пространства и интенсивного внедрения дистанционных образовательных технологий.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Формирование современного единого информационно-образовательного пространства колледжа.
2.Создание и развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса.
3.Создание, распространение и внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий, их интеграция с традиционными технологиями образования.
В ходе реализации проекта по внедрению дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс в колледже мы столкнулись с рядом проблем и трудностей, одна из которых – организация тьюторской модели управления образования с использованием дистанционных образовательных технологий, прежде всего, это переподготовка для организации деятельности в сети, поскольку роль, требования и функции преподавателя ДО существенно изменяются.
Преподаватель дистанционного обучения должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологий. Но главное все-таки – психолого-педагогическое мастерство преподавателя. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих обучающихся на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, подчас сдерживать пыл экстравертов, предотвращать возможные конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны преподавателя, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса.
Для обучения преподавателей разработке своих курсов для дистанционной формы требуется много времени, да и работать они должны совместно с программистами, поскольку создание курса это не только большая методическая, но и квалифицированная техническая работа.
В результате мы пришли к выводу о необходимости разработки и реализации программы по обучению и подготовки преподавателей – тьюторов, которые в дальнейшем смогут разрабатывать и сопровождать курсы дистанционного обучения.
Дистанционные образовательные технологии требуют от преподавателя не только высокой степени владения ИКТ-технологиями, но и совершенно другой психолого-педагогической модели обучения, это:
интенсивное взаимодействие между преподавателем и студентами;
целенаправленное использование студентами информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
переход от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
Анализ доступных источников разработанных курсов и методических рекомендаций по работе в обучающей среде Moodle позволил сделать выводы, что авторы либо делают упор на методические аспекты разработки обучающего курса, ссылаясь на то, что интерфейс системы интуитивно понятен. Поэтому в работах Е.А. Гриневича, Е.В. Дырдиной, В.В. Запорожко, М.В. Моисееваой, Е.С. Полат, Н.П. Клейносовой, Э.А. Кадыровой, И.А. Телкова, Р.В. Хруничева предлагает краткое описание возможностей среды Moodle без рекомендаций по разработке дисциплинарного курса. Практически никто из авторов не дает рекомендаций по сопровождению разработанного курса.
В результате в колледже разработана программа курсов повышения квалификации «Создание электронного учебного курса в системе Moodle». Для сопровождения обучающего курса внедренного в сентябре 2016 года в систему повышения квалификации преподавателей КГБ ПОУ «Комсомольский –на-Амуре колледж технологий и сервиса» разработаны «Методические рекомендации по работе в объектно -ориентированной динамической обучающей среде Moodle (инструкция для преподавателей)» призванные реализовать следующие цели:
дать пошаговую инструкцию по разработке и сопровождению дисциплинарного курса в обучающей среде Moodle, начиная с регистрации и настройки своего профиля, заканчивая управления курсом;
позволить преподавателю посмотреть на обучение с помощью дистанционных технологий с разных позиций (как обучающийся, разработчик и тьютор)
параллельно дать методические рекомендации по разработке и дальнейшему сопровождению различных элементов курса.
О возможности применения данной программы в сетевом образовании мы задумались после того, как на базе нашего колледжа в 2015 году прошли курсы повышения квалификации для преподавателей других учебных заведений города. После знакомства с возможностями обучающей среды Moodle многие слушатели курсов повышения квалификации изъявили желание пройти обучение по работе в этой среде. Обеспечить доступ к нашему курсу преподавателей других ОУ можно с помощью активного сотрудничества с Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования.
Развитие образования в крае все более настойчиво требует привлечения новых профессиональных кадров в качестве преподавателей – в том числе и в плане сетевого взаимодействия. В некоторых случаях, единственная возможность их привлечения – это дистанционное образование.
Таким образом можно сделать вывод, что в колледже ведется систематическая работа по повышению профессиональных компетенций педагогических работников в области ИКТ.
Необходимо понимать, что сегодня в рамках федерального или регионального законодательства нет четких критериев, определяющих готовность той или иной образовательной организации к реализации на практике такой формы получения образования как электронное обучение, кроме того не определены конкретные оболочки информационных систем, поэтому можно сделать вывод, что данные вопросы находятся исключительно в компетенции самих образовательных организаций.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
3. Запорожко, В. В. Создание электронных учебных курсов в системе Moodle для реализации образовательных программ факультетом дистанционных образовательных технологий: методические рекомендации / Запорожко В. В., Дырдина Е. В., Парфёнов И. В.; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2016. – 41 с.
4. Клейносова, Н. П. Дистанционное обучение в среде Moodle: методические указания/ Рязан. гос. радиотехн. ун-т; сост.: Клейносова Н. П., Кадырова Э. А., Телков И. А., Баскакова О. М., Хруничев Р. В. Рязань, 2011. – 28 с.
5. Моисеева, М. В. Интернет_обучение: технологии педагогического дизайна. / Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. – 216 с.