Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование гражданственности детей-сирот средствами активного обучения на уроках права

Общеобразовательная школа
2
Поделиться
Аннотация
В данной статье рассматривается аспект формирования гражданственности как составной части социализации детей-сирот, с применением средств методики активного обучения.
Библиографическое описание
Коломацкая, А. Ю. Формирование гражданственности детей-сирот средствами активного обучения на уроках права / А. Ю. Коломацкая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1035.


В данной статье рассматривается аспект формирования гражданственности как составной части социализации детей-сирот, с применением средств методики активного обучения.

В современное время, в период формирования правового государства и становления гражданского общества, становится актуальным формирование гражданственности у подрастающего поколения. Это значимо для развития личности детей-сирот, поскольку интегрирует в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы. Формирование данного качества у детей-сирот будет эффективным, если использовать на уроках права средства активного обучения.

Формирование гражданственности у детей-сирот будет затрудненным, поскольку мировоззрение детей, а также их жизненная позиция будут обусловлены следующими факторами:

  1. Прохождение социализации в жизни на основе отрицательного опыта и негативных ценностей, а также образцов поведения без положительных ценностей.
  2. Отсутствие самостоятельности выбора, ответственности за собственные поступки, невозможность противостояния негативным событиям действительности.
  3. Снижение интеллектуального уровня развития, что не дает возможности заниматься профессиональной деятельностью с интеллектуальной направленностью.
  4. Постоянное пребывание в состоянии тревоги, что сопровождается неуверенностью в завтрашнем дне, боязнью остаться без средств к существованию, страхом неожиданных и непредвиденных событий.

Перечень данных факторов является основанием для того, чтобы констатировать, что у детей начинает развиваться такое качество, как фрустрация, сопровождаемое психологическими процессами, такими как разочарование, тревога, раздражение и отчаяние. Это то качество, за которым следует немало процессов: агрессия, возникающая тревога, а в итоге происходит возникновение защитных реакций. Это распространяется не только на микроокружение, но также и на государство в целом. Дети-сироты находятся в очень затрудненной жизненной ситуации, и их осознание и восприятие себя как гражданина и части государства отсутствует. Также необходимо отметить, что данные дети находятся полностью на государственном обеспечении, что создает условия для нормального проживания данных индивидов в стране. Наличие того факта, что государство заботится о гражданах (детях-сиротах), находящихся в трудной жизненной ситуации, является основанием, чтобы говорить о том, что дети, относящиеся к данному социальному статусу, должны стремиться взамен любить и уважать свое государство, выполнять свои обязанности гражданина, участвовать в жизни страны, не оставаться в стороне при решении различных вопросов. Необходимо констатировать, что на данном этапе развития и в будущем государству необходимы добропорядочные граждане, что и является основанием для поисков методов формирования гражданственности. На данном этапе развития методологии нет четко выработанной методики по формированию гражданственности у детей-сирот, прошедших ресоциализацию и находящихся в детских домах, а в последующем поступивших в образовательные учреждения. Данный аспект приводит к расслоению общества и увеличению граждан, которые не заинтересованы в дальнейшей судьбе государства. Также в дальнейшем, происходит большая «потеря» индивидов как граждан государства, которые считают, что только государство должно обеспечивать их, а они могут оставаться безразличными к судьбе государства. Поэтому необходимо формировать у детей-сирот позитивное и эмоциональное отношение к Родине, нормы гражданского поведения, а также вырабатывать основную систему представлений и мнений о происходящих процессах в стране. В связи с этим появляется необходимость пробудить интерес к протекающим в ней процессам и правовой осведомленности с целью обретения собственной жизненной позиции в правовом государстве.

При формировании гражданственности необходимо учитывать момент десоциализации, т. е. некоторую деформацию личности, попавшей под влияние незнакомой микросреды, которую индивид считает отрицательной для себя. В результате этого воздействия у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Данный момент целесообразно применить к тем детям, которые достаточно долгое время находятся в семье, а в дальнейшем по каким-либо обстоятельствам становятся детьми — сиротами и оказываются в детских домах.

В данной статье аспект формирования гражданственности у детей-сирот рассматривается как неотъемлемая часть социализации личности. Социализация рассматривается как процесс усвоения детьми-сиротами образцов правового поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей правового государства, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в гражданском обществе, становиться неотъемлемой частью государства, находиться не только под покровительством данной страны, но также принимать участие в управлении государством, стремиться стать гражданином с определенным качеством — гражданственность. Оно является очень сложным и интегративным, так как содержит в себе несколько аспектов:

− самоконтроль личности, проявляющийся в виде сознания, также переживание личностью своего поведения по отношению к нормам общества, соотношение своих в соответствии с общепринятыми социальными нормами.

− гражданская активность как необходимость участия граждан в общественно значимых задачах, проявляющаяся в отношении к обществу, труду, к людям социума, к самому себе.

− уважение прав других граждан и соблюдение обязанностей.

− гражданское сознание как способ отношения к объективной действительности, опосредованный соответствующей формой деятельности человека.

− уважение к законам государства как способность воспринимать законы и готовность к их выполнению.

− чувство патриотизма как специфическое чувство любви к Родине, также деятельность, направленная на служение интересам Отечества, при уважении суверенитета и национальной гордости других народов.

Рассмотренное качество может формироваться всю жизнь. Затруднительно его сформировать и привить детям-сиротам, чтобы они потом могли жить в социуме и быть гражданами государства с активной правовой позицией.

Формированию гражданственности у детей-сирот может способствовать технология активного обучения. Активные методы обучения являются наиболее эффективными, поскольку сочетают в себе как обучение, так и воспитание. Основой активного обучения является практическая направленность, творческий характер, групповая форма организации работы, что активизирует мыслительную работу учащихся, происходит формирование коммуникативной и дискуссионной культуры, образование собственной позиции и мнения, прослеживается мотивация обучающихся к самостоятельному и инициативному освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что эта технология целесообразна, если преподаватель ставит своей задачей формирование гражданственности, что позволяет преодолеть негативные факторы, влияющие на формирование жизненной позиции детей-сирот, отмеченные выше.

Активная форма обучения может осуществляться с помощью различных методов, таких как дискуссия, игровой метод, методы проблемного обучения и т. д. В данной статье активная технология рассматривается на примере методики проблемного обучения.

Проблемное обучение является активным процессом. Оно предполагает двустороннюю деятельность, сторонами которой являются преподаватель и обучающиеся, находящиеся в активном взаимодействии по достижению цели — решению поставленной проблемы. Итогом всего процесса деятельности будет получение научного знания в ходе решения проблемы. Данная методика порождает у обучающихся высокую заинтересованность к существующей проблеме. Также прослеживается концентрация внимания на такое проведение урока у студентов, активность в обучении у которых более низкая. Самым главным аспектом в данной методике является развитие мышления, поскольку данное обучение является самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Методика проблемного обучения рассчитана на возбуждение интереса, поисковую деятельность, развитие способностей, воспитание активной творческой личности обучающего, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные задачи.

Особенностью данной методики является то, что учащиеся знакомятся не только с решением проблем, но и с логикой самого процесса решения. В ходе проблемного изложения преподаватель ставит проблемы, разъясняет гипотезы, строит мысленный эксперимент, делает выводы из различных вариантов решения и показывает необходимость их проверки. В отличие от информационного проблемное изложение не только предусматривает восприятие, осознание и запоминание обучающимися излагаемого материала, но и обеспечивает то, что обучающий следит за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя, контролирует ее убедительность.

Проблемное обучение содержит в себе ряд методов: создание проблемной ситуации, решение проблемных задач и метод проблемных вопросов. В данной статье за основу проблемного обучения будет взят метод проблемного вопроса. Под проблемным вопросом понимается такой вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса». Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления, в данном случае на уроках права. С помощью проблемных вопросов необходимо вызвать у учеников интерес к знаниям. Данный метод является очень эффективным, поскольку не предполагает эталонного ответа и дает ученикам право выбора при изложении своей точки зрения, не боясь ошибиться. В данной деятельности очень важно охватить всю аудиторию эмоциональным всплеском, чтоб задействовать всех учеников при рассмотрении проблемного вопроса.

Таким образом, в активных технологиях присутствует большая система методов, которые являются эффективными для формирования гражданственности у детей-сирот. Данные проблемные вопросы помогают преподавателю сформировать у обучающихся образовательные компетенции, установленные ФГОС СПО, включающие готовность и способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, самостоятельно определять задачи личностного развития, исполнять воинскую обязанность. И еще ряд результатов: сплоченности, осознанию себя гражданином, заинтересованности в общественном благе, заинтересованности учеников в собственном благополучии в государстве, активной гражданской позиции, ответственности всех за исполнение (неисполнение) гражданского долга, патриотизму как определенной области системы эмоционально окрашенных отношений граждан, сопряженных с чувством любви к Родине.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [федер. конст. закон: принят Всенародным референдумом 12 дек. 1993 г.: по состоянию на 30 дек. 2008 г.] — М.: «Омега-Л», 2012. — 63 с. — ISBN 978–5–370–02571–6
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ / [электронный ресурс]/ — режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 / [электронный ресурс] / — режим доступа: http://base.garant.ru/70429496/
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015» годы от 05.10.2010 № 795/. Постановление Правительства Российской Федерации / [электронный ресурс] / режим доступа: http://base.garant.ru/199483/
  5. О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания / Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 [электронный ресурс] / Гарант/ режим доступа: http://base.garant.ru/70244894/
  6. Гражданское общество в России: истоки и современность / под ред. И. И. Кальной. — СПб: Изд-во: Юридический центр пресс, 2000. — 256 с.
  7. Гражданское общество, правовое государство и право: («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Вопросы философии. — 2002. — № 1. — С. 3–50.
  8. Леонтьев А. Г. Педагогические ситуация. Как учить? // Знание — сила. № 2. 1990.
  9. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
  10. Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина / В. А. Сухомлинский // Воспитание школьников. № 1. 1966. С. 6–10.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный