В данной статье рассматривается аспект формирования гражданственности как составной части социализации детей-сирот, с применением средств методики активного обучения.
В современное время, в период формирования правового государства и становления гражданского общества, становится актуальным формирование гражданственности у подрастающего поколения. Это значимо для развития личности детей-сирот, поскольку интегрирует в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы. Формирование данного качества у детей-сирот будет эффективным, если использовать на уроках права средства активного обучения.
Формирование гражданственности у детей-сирот будет затрудненным, поскольку мировоззрение детей, а также их жизненная позиция будут обусловлены следующими факторами:
- Прохождение социализации в жизни на основе отрицательного опыта и негативных ценностей, а также образцов поведения без положительных ценностей.
- Отсутствие самостоятельности выбора, ответственности за собственные поступки, невозможность противостояния негативным событиям действительности.
- Снижение интеллектуального уровня развития, что не дает возможности заниматься профессиональной деятельностью с интеллектуальной направленностью.
- Постоянное пребывание в состоянии тревоги, что сопровождается неуверенностью в завтрашнем дне, боязнью остаться без средств к существованию, страхом неожиданных и непредвиденных событий.
Перечень данных факторов является основанием для того, чтобы констатировать, что у детей начинает развиваться такое качество, как фрустрация, сопровождаемое психологическими процессами, такими как разочарование, тревога, раздражение и отчаяние. Это то качество, за которым следует немало процессов: агрессия, возникающая тревога, а в итоге происходит возникновение защитных реакций. Это распространяется не только на микроокружение, но также и на государство в целом. Дети-сироты находятся в очень затрудненной жизненной ситуации, и их осознание и восприятие себя как гражданина и части государства отсутствует. Также необходимо отметить, что данные дети находятся полностью на государственном обеспечении, что создает условия для нормального проживания данных индивидов в стране. Наличие того факта, что государство заботится о гражданах (детях-сиротах), находящихся в трудной жизненной ситуации, является основанием, чтобы говорить о том, что дети, относящиеся к данному социальному статусу, должны стремиться взамен любить и уважать свое государство, выполнять свои обязанности гражданина, участвовать в жизни страны, не оставаться в стороне при решении различных вопросов. Необходимо констатировать, что на данном этапе развития и в будущем государству необходимы добропорядочные граждане, что и является основанием для поисков методов формирования гражданственности. На данном этапе развития методологии нет четко выработанной методики по формированию гражданственности у детей-сирот, прошедших ресоциализацию и находящихся в детских домах, а в последующем поступивших в образовательные учреждения. Данный аспект приводит к расслоению общества и увеличению граждан, которые не заинтересованы в дальнейшей судьбе государства. Также в дальнейшем, происходит большая «потеря» индивидов как граждан государства, которые считают, что только государство должно обеспечивать их, а они могут оставаться безразличными к судьбе государства. Поэтому необходимо формировать у детей-сирот позитивное и эмоциональное отношение к Родине, нормы гражданского поведения, а также вырабатывать основную систему представлений и мнений о происходящих процессах в стране. В связи с этим появляется необходимость пробудить интерес к протекающим в ней процессам и правовой осведомленности с целью обретения собственной жизненной позиции в правовом государстве.
При формировании гражданственности необходимо учитывать момент десоциализации, т. е. некоторую деформацию личности, попавшей под влияние незнакомой микросреды, которую индивид считает отрицательной для себя. В результате этого воздействия у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Данный момент целесообразно применить к тем детям, которые достаточно долгое время находятся в семье, а в дальнейшем по каким-либо обстоятельствам становятся детьми — сиротами и оказываются в детских домах.
В данной статье аспект формирования гражданственности у детей-сирот рассматривается как неотъемлемая часть социализации личности. Социализация рассматривается как процесс усвоения детьми-сиротами образцов правового поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей правового государства, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в гражданском обществе, становиться неотъемлемой частью государства, находиться не только под покровительством данной страны, но также принимать участие в управлении государством, стремиться стать гражданином с определенным качеством — гражданственность. Оно является очень сложным и интегративным, так как содержит в себе несколько аспектов:
− самоконтроль личности, проявляющийся в виде сознания, также переживание личностью своего поведения по отношению к нормам общества, соотношение своих в соответствии с общепринятыми социальными нормами.
− гражданская активность как необходимость участия граждан в общественно значимых задачах, проявляющаяся в отношении к обществу, труду, к людям социума, к самому себе.
− уважение прав других граждан и соблюдение обязанностей.
− гражданское сознание как способ отношения к объективной действительности, опосредованный соответствующей формой деятельности человека.
− уважение к законам государства как способность воспринимать законы и готовность к их выполнению.
− чувство патриотизма как специфическое чувство любви к Родине, также деятельность, направленная на служение интересам Отечества, при уважении суверенитета и национальной гордости других народов.
Рассмотренное качество может формироваться всю жизнь. Затруднительно его сформировать и привить детям-сиротам, чтобы они потом могли жить в социуме и быть гражданами государства с активной правовой позицией.
Формированию гражданственности у детей-сирот может способствовать технология активного обучения. Активные методы обучения являются наиболее эффективными, поскольку сочетают в себе как обучение, так и воспитание. Основой активного обучения является практическая направленность, творческий характер, групповая форма организации работы, что активизирует мыслительную работу учащихся, происходит формирование коммуникативной и дискуссионной культуры, образование собственной позиции и мнения, прослеживается мотивация обучающихся к самостоятельному и инициативному освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что эта технология целесообразна, если преподаватель ставит своей задачей формирование гражданственности, что позволяет преодолеть негативные факторы, влияющие на формирование жизненной позиции детей-сирот, отмеченные выше.
Активная форма обучения может осуществляться с помощью различных методов, таких как дискуссия, игровой метод, методы проблемного обучения и т. д. В данной статье активная технология рассматривается на примере методики проблемного обучения.
Проблемное обучение является активным процессом. Оно предполагает двустороннюю деятельность, сторонами которой являются преподаватель и обучающиеся, находящиеся в активном взаимодействии по достижению цели — решению поставленной проблемы. Итогом всего процесса деятельности будет получение научного знания в ходе решения проблемы. Данная методика порождает у обучающихся высокую заинтересованность к существующей проблеме. Также прослеживается концентрация внимания на такое проведение урока у студентов, активность в обучении у которых более низкая. Самым главным аспектом в данной методике является развитие мышления, поскольку данное обучение является самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Методика проблемного обучения рассчитана на возбуждение интереса, поисковую деятельность, развитие способностей, воспитание активной творческой личности обучающего, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные задачи.
Особенностью данной методики является то, что учащиеся знакомятся не только с решением проблем, но и с логикой самого процесса решения. В ходе проблемного изложения преподаватель ставит проблемы, разъясняет гипотезы, строит мысленный эксперимент, делает выводы из различных вариантов решения и показывает необходимость их проверки. В отличие от информационного проблемное изложение не только предусматривает восприятие, осознание и запоминание обучающимися излагаемого материала, но и обеспечивает то, что обучающий следит за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя, контролирует ее убедительность.
Проблемное обучение содержит в себе ряд методов: создание проблемной ситуации, решение проблемных задач и метод проблемных вопросов. В данной статье за основу проблемного обучения будет взят метод проблемного вопроса. Под проблемным вопросом понимается такой вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса». Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления, в данном случае на уроках права. С помощью проблемных вопросов необходимо вызвать у учеников интерес к знаниям. Данный метод является очень эффективным, поскольку не предполагает эталонного ответа и дает ученикам право выбора при изложении своей точки зрения, не боясь ошибиться. В данной деятельности очень важно охватить всю аудиторию эмоциональным всплеском, чтоб задействовать всех учеников при рассмотрении проблемного вопроса.
Таким образом, в активных технологиях присутствует большая система методов, которые являются эффективными для формирования гражданственности у детей-сирот. Данные проблемные вопросы помогают преподавателю сформировать у обучающихся образовательные компетенции, установленные ФГОС СПО, включающие готовность и способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, самостоятельно определять задачи личностного развития, исполнять воинскую обязанность. И еще ряд результатов: сплоченности, осознанию себя гражданином, заинтересованности в общественном благе, заинтересованности учеников в собственном благополучии в государстве, активной гражданской позиции, ответственности всех за исполнение (неисполнение) гражданского долга, патриотизму как определенной области системы эмоционально окрашенных отношений граждан, сопряженных с чувством любви к Родине.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: [федер. конст. закон: принят Всенародным референдумом 12 дек. 1993 г.: по состоянию на 30 дек. 2008 г.] — М.: «Омега-Л», 2012. — 63 с. — ISBN 978–5–370–02571–6
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ / [электронный ресурс]/ — режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 / [электронный ресурс] / — режим доступа: http://base.garant.ru/70429496/
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015» годы от 05.10.2010 № 795/. Постановление Правительства Российской Федерации / [электронный ресурс] / режим доступа: http://base.garant.ru/199483/
- О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания / Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 [электронный ресурс] / Гарант/ режим доступа: http://base.garant.ru/70244894/
- Гражданское общество в России: истоки и современность / под ред. И. И. Кальной. — СПб: Изд-во: Юридический центр пресс, 2000. — 256 с.
- Гражданское общество, правовое государство и право: («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Вопросы философии. — 2002. — № 1. — С. 3–50.
- Леонтьев А. Г. Педагогические ситуация. Как учить? // Знание — сила. № 2. 1990.
- Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
- Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина / В. А. Сухомлинский // Воспитание школьников. № 1. 1966. С. 6–10.

