Размышление об оценке качества преподавания в вузах | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 28.12.2014

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Чжу Л. Размышление об оценке качества преподавания в вузах // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/4/10/ (дата обращения: 21.06.2018).

Ныне приоритетное направление в деятельности вузов Китая — обеспечение высокого качества образовательных услуг. На качество образования влияют многие факторы, но обеспечивает его, прежде всего, учебное качество педагогов. Оценка качества преподавания имеет особенно важное значение в отношении стимулирования преподавательских кадров к повышению качества обучения, совершенствованию методики преподавания. Данная статья посвящена анализу значений, показателей и стандартов оценки качества преподавательских кадров, проектированию процедур показателей оценки учебного качества преподавателей в вузах.

Ключевые слова: оценка качества преподавания, учебное качество

 

С 2002-го года в Китае регулярно растёт число новичков высших учебных заведений. И в 2012–ом году их численность достигла 6,8 миллионов, то есть в течение десяти лет численность новых студентов увеличилась в 3раза. В связи с этим остро стоит проблема поддержания и совершенствования качества образовательных услуг.

В вузах преподавание в лекционной форме представляет собой основной метод обучения и определяет качество образования в вузах. Преподавание содержит в себе много таких элементов, как условие обучения, степень трудностей устроенных лекций, преподавание педагогов, эффективность учёбы и т. д. Все эти элементы взаимосвязаны друг с другом. Преподавание является важнейшим звеном и непосредственно обуславливает уровень подготовки специалистов. Поэтому оценка качества преподавания (в дальнейшем ОКП) имеет актуальное значение в стимулировании преподавателей к повышению качества образования.

1. Значение оценки учебного качества преподавателей

Во-первых, оценка учебного качества преподавателей диагностирует и улучшает учебную деятельность. Научно-техническое развитие требует непрерывного преобразования в процессе подготовки специалистов в сфере высшего образования, чтобы удовлетворить постоянно растущую потребность в экономическом строительстве страны и общественном развитии. Регулярно ведя ОКП, собирая большое количество учебной информации, можно систематически анализировать процесс обучения, своевременно обнаружить проблемы и улучшить образовательные услуги, стимулировать углублённое преобразование в вузах.

Во-вторых, ОКП перестроит управление профессорско-преподавательского состава на научный лад. ОКП ориентирована на точное определение качества преподавательского состава, получение обратной информации для принятия мер в вузах, помогает руководству всесторонне и точно осознать состояние обучения, представляет основу и объективные стандарты с целью правильного приема мер, осуществления научного управления вузами.

В-третьих, ОКП способствует совершенствованию самого преподавателя. Оценка поможет педагогам обнаружить проблемы в осуществлении обучения, анализировать причины их возникновения, найти методы их разрешения, и тем самым содействует развитию и прогрессу самого педагога.

2. Показатели и стандарты учебной оценки

Показатели и стандарты неотъемлемо связаны между собой. В операции ОКП, с одной стороны, показатели оценки служат основанием для стандартов, стандарты оценки немыслимы без показателей, стандарты также являются меркой для проверки степени осуществления показателей. Стандарты определяют цели обучения. С другой стороны, стандарты и показатели соотносительны, в некоторых случаях они превращаются из одного вида в другой: содержание показателей преобразуется в стандарты и наоборот.

Показатели, как основа ОКП, в современном китайском языке означают «необходимо достигнутые цели, установленные в плане» и в тоже время служат конкретными, измеряющими подцелями. Черты образовательных целей проявляются путём оценки этих подцелей.

Стандарты ОКП по строению разделяются на три типа: стандарт личности преподавателей, стандарт их ответственности и стандарт эффективности обучения. Три стандарта относительно независимы друг от друга и органически связаны между собой. В деятельности ОКП надо учесть все три стандарта. Одностороннее рассмотрение одного из стандартов сделает оценку обучения неточной.

3. Проектирование процедур показателей ОКП в вузах

Нужно принять серию строгих, научных и нормативных процедур и методов, чтобы адекватно совершить проектирование показателей ОКП. В общих чертах проектирование процедур содержит в себе следующее:

3.1. Вырабатывать первую редакцию показателей и стандартов оценки. При этом надо создать специальную комиссию по ОКП, составить модели показателей и стандартов оценки.

По принципу проектирования, прежде всего, надо разделить цели обучения на конкретные показатели. При этом надо принять во внимание, что процедура показателей составлена по определённой логике и критериям в классифицировании предметов. Необходимо как можно подробнее разработать каждый филиал-показатель. Те показатели, для которых трудно установить конкретные квантитативные (в количественном выражении) требования, надо описать точным языком, чтобы наиболее адекватно произвести проверку состояния их выполнения.

3.2. Классифицировать и объединить

В первично разработанной системе ОКП неизбежно существует такое положение, как повторение между собой, содержание в себе друг друга, противоречие, неясность и постановка вопроса «с ног на голову». При этом показатели и стандарты в некоторой степени не отражают существенных черт объекта оценки. Поэтому, составив систему оценки, надо всесторонне проанализировать её, применяя комплексный подход: индуктивный метод, анализ статистических данных, качественное исследование проблемы, чтобы выбрать необходимое и отбросить второстепенное, совершить классификацию и объединение. Таким образом, показатели и стандарты воплощают принцип их проектирования.

3.3. Рассуждение со стороны экспертов

К обеспечению объективности и дальновидности составленной системы ОКП необходимо провести экспертный анализ, привлечь соответствующих специалистов, экспертов по данной проблеме. Необходимо обсудить соответствующие вопросы в форме анкетирования. В заключение, по мнению экспертов, необходимо провести обобщение, статистический анализ, составить официальную таблицу ОКП.

3.4 Предварительная проверка и аргументирование

После обсуждения экспертами выбрать пункты для проведения ОКП в действие, в процессе проверки уточнить, насколько действительна возможность распространить её и существующие вопросы.

При выборе пунктов необходимо уделить внимание следующему: а) принять метод произвольного выбора, тем самым гарантировать представительность образцовых пунктов; б) учесть интегральность (размах) выбранных образцов, то есть представительность образцов нуждается в обеспечении со стороны их интегральности. Это позволит, как можно меньше допустить ошибок в выборе образцов. По результатам проверки необходимо провести комплексное изменение в системе показателей ОКП. При этом нужно учесть мнение теоретических работников, соответствующих лиц и общества, извлечь рациональные предложения для проведения дальнейшего пересмотра показателей и стандартов оценки.

3.5 Работа над окончательным текстом и применение на практике

После вышесказанных процедур надо ещё раз обсудить проект системы показателей ОКП, только после этого можно работать над окончательным текстом. При создании конечного текста по-прежнему необходимо выбрать пункты для произведения в опытном порядке, и по результатам этой работы произвести переработку и сформировать конечную систему ОКП.

4. Квантитативная таблица ОКП в вузах

После установления системы показателей ОКП в целях удобного применения в вузах обычно составляется квантитативная таблица, в которой записывается информация в сфере обучения педагогов. Такая таблица воплощает систему показателей ОКП, служит основанием для оценки качества преподавания в вузах.

4.1. Составные части квантитативной таблицы ОКП

Таблица по своей структуре состоит из трёх частей — показателей, стандартов и разрядов оценки качества преподавания.

4.2. Назначение квантитативной таблицы ОКП

Данную таблицу используют преподаватели, студенты и управляющие обучением. Она позволяет преподавателям отмечать свои достоинства и недостатки в преподавании, студентам — передать свои обратные замечания управляющему ведомству, и управляющим — обнаруживать всеобщие вопросы в преподавании педагогов, принять меры по решению их. Квантитативная таблица полезна для трёх частей учебного процесса. Как узел, она соединяет преподавателей, студентов и управляющих, служит надёжным путём контакта трёх сторон.

4.3. Составление квантитативной таблицы ОКП

Надо всесторонне проектировать квантитативную таблицу, чтобы она не только продемонстрировала процесс преподавания, но и показала эффективность преподавания. В таблице представлена и оценка обучения, и оценка комплексной личности педагогов, в том числе отражается отношение к обучению, содержание, методика, способности, эффективности преподавания.

Первый шаг: упорядочить показатели по определённому формату, четким и понятным языком описать показатели.

Второй шаг: определить балл каждому показателю.

Третий шаг: установить условный параметр показателей ОКП. В первую очередь необходимо определить балльный эквивалент каждому разряду.

 

Литература

 

1.      李莉. 高校教学的方法在教学质量评估中的应用研究 [J]. 中国经贸导刊. 2009(21)

2.      徐薇薇,吴建成,蒋必彪,龚方红. 高校教师教学质量评价体系的研究与实践 [J]. 高等教育研究. 2011(01)

3.      董建梅,韩伏彬. 高师通识课程学生满意度影响因素调查——与专业课的比较研究 [J]. 西南科技大学高教研究. 2011(01)

4.      龚放. 聚焦本科教育质量:重视“学生满意度”调查 [J]. 江苏高教. 2012(01)

5.      朱永江 基于全面质量管理的高校内部教学质量保证体系构建 [J]. 当代教育科学.2010

6.      王妍,蒋悟生. 构建高校本科教学质量保障体系的实践研究——以天津师范大学为例 [J]. 黑龙江高教研究. 2010(07)

7.      刘超. 抓住关键环节 构建地方高校教学质量保障体系 [J]. 中国高等教育. 2007(18)

Основные термины (генерируются автоматически): квантитативная таблица, показатель, стандарт, оценка качества преподавания, стандарт оценки, учебное качество преподавателей, вуз, окончательный текст, качество образования, оценка обучения.

Ключевые слова

оценка качества преподавания, учебное качество

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос