Применение нейропсихологических упражнений в коррекционной деятельности учителя-логопеда с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи
Авторы: Валуйских Анастасия Владимировна, Авдеева Виктория Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (52) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 27.11.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Валуйских, А. В. Применение нейропсихологических упражнений в коррекционной деятельности учителя-логопеда с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи / А. В. Валуйских, В. Н. Авдеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9613/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями развития речи. Это во многом связано с появлением в жизни детей различных современных гаджетов, благодаря которым у школьников снижается речевая активность. Общение детей в семье носит формальный характер, когда высказывания взрослого не вызывают реакции ребёнка, а общение со взрослым заменяется использованием планшетов. У школьников, живущих в компьютерном мире, интерес к родному языку, родному слову ослабевает, возникают проблемы в орфографии, учащиеся не проявляют активности и инициативности в речевой деятельности [4].
Важной составляющей начального общего образования выделяется уровень освоения, которых закладывает успешность всего последующего обучения. Речь — это высшая психическая функция, которая реализуется сложными структурными образованиями головного мозга. Для успешного формирования речи необходимо взаимодействие левого и правого полушарий мозга, тесно связанных между собой системой нервных волокон — мозолистого тела. Нарушение или недоразвитие мозолистого тела дают сбой межполушарного взаимодействия. А это приводит к тому, что дети начинают поздно говорить, нарушаются все основные компоненты речи: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Это сказывается на формировании общеучебных умений и навыков у школьников на всех уровнях обучения: на уроках русского языка, литературы, окружающего мира, музыки, математики и др.
В связи с этим является актуальным применение нейропсихологических упражнений в коррекционной деятельности с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи. Данные упражнения базируются на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций (по Александру Романовичу Лурия). Нейропсихология изучает развитие психики в сравнении — то есть, в норме и при патологии. Нейропсихологические упражнения позволяют синхронизировать полушария мозга, подготавливая базу для дальнейшей коррекционной деятельности логопеда. Систематическое применение таких упражнений оказывает положительное влияние на обучение, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю [2].
Коррекционно-образовательная деятельность школьного учителя-логопеда, которая имеет нейропсихологическую направленность, позволяет развивать и восстанавливать межполушарные взаимодействия, корректировать нарушенные психические процессы (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Цель коррекционной деятельности учителя-логопеда является коррекция речевых нарушений у школьников с тяжелыми нарушениями речи, для это эффективнее всего применять нейропсихологические упражнения с младшими школьниками.
Система коррекционной деятельности с применением нейропсихологических упражнений реализовывалась в соответствии с направлениями, которые классифицировались по типу и очагу поражения мозговых структур. Внутри каждого направления определены этапы коррекционных комплексов в модели «от простого к сложному».
Первое направление — это работа над кинестетическим праксисом в статичной и динамической формах. Упражнения на данном этапе направлены на повышение тонуса коры полушарий мозга у школьников. В данном направлении проводились такие виды коррекционной деятельности как: подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению звуков речи, постановка звуков, с использованием нейро-артикуляционной гимнастики с кинезотеропией, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, попеременное выполнение движений руками, двуручная деятельность и нейропрописи.
Следующее направление заключается в развитие слухо-моторной координации. Упражнения по данному направлению способствуют улучшению контроля и регулированию деятельности и речи, усилению восприятия акустических следов [5].
Применялись упражнения на дифференциацию неречевых звуков с моторным подключением. При выполнении таких игр у школьника развивается слуховое внимание и память, моторная координация рук, способность прогнозировать деятельность согласно неречевому сигналу. Использовались различные нейроигры, например, игры для ладоней, которые направлены на повышение нейродинамики с помощью активизации нервных окончаний, расположенных на ладонях; развитие чувства ритма; общей моторики. Эти игры проводятся с поэтапным усложнением, вначале школьник слушает проговаривание слов логопедом, затем проговаривание слов совместно с ребенком, потом последующий просмотр движения, проговаривание слов и воспроизведение движения, совместно с логопедом, ускоренные проговаривание слов и воспроизведение движения.
Третье направление заключается в мозжечковой стимуляции, она способствует развитию когнитивных функции, улучшает способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса. На данном этапе применялись нейротренажеры: 1. Балансиры для рук:лабиринты для рук, нейровосьмерки. 2. Балансиры для ног: балансборд, рокерборд, балансир-лабиринт, доска Бильгоу, балансировочные мостики, нейроскакалки. 3. Межполушарные тренажёры: межполушарные доски, ногоборды. 4. Сенсорные тренажёры: тактильные сенсорные панели, кинезиомешочки, массажные коврики, сенсорные тропы.
Данные тренажеры развивают межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге, в процессе упражнений мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов. На данном этапе применялись с учащимися нейроскакалки, для прыжков. Одна нога совершает прыжки, а другая нога совершает движение вправо-влево, либо вперед-назад. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярного аппарата, гармонизуется работа мозга. Нейроскакалку использовали и с целью автоматизации и дифференциации звуков у учащихся.Например,на каждый круг скакалки произносим автоматизируемый звук так способствуем развитию левого полушарие. Ребенок прыгая через нейроскакалку, одновременно хлопает в ладони, затем говорит определенные слова, для автоматизации звуков в спонтанной речи. Для закрепления звуков в речи, школьник произносим скороговорки, стихи и при этом скачет на скакалке.
Так же была организована просветительская деятельность с учителями, которые работаю со школьниками с тяжелыми нарушениями речи. С целью осознания учителяминеобходимости применения нейропсихологических упражнений в образовательный процесс, был организован тренинг для учителей. Данный тренинг позволил отработать с педагогами последовательность действий и приемов нейропсихологического подхода по применению в работе со школьниками, имеющими речевые нарушения [3]. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в коррекционной деятельности с учениками. Учителям были представлены упражнения, которые позволяют синхронизировать работу полушарий, улучшить мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, облегчать процесс чтения и письма. Такие упражнения как: «Классики». «Веселые дорожки» (3D- конструкция), игры «Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование», «Передай мяч», «С бумажками играем — ум развиваем» и т. д.
Таким образом, предложенная система коррекционной деятельности с использованием нейропсихологических упражнений школьным учителем-логопедом, позволяет стабилизировать общий энергетический потенциал учащегося, активировать его мозговую деятельность, совершенствовать двигательный и сенсорный опыта, задействовать все психические процессы, совершенствуя мышление и речь, поддерживая интерес детей школьного возраста к коррекционной деятельности учителя-логопеда.
Литература:
- Глозман Ж. М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. — М.: Генезис, 2019. — 336 с.
- Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М.: 1996. — 64 с
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб: Питер, 2013. — С.87.
- Черкасская Т. Нейроигры для детей 4–6 лет, 2020. — 47 с.
- Чердакова Е. М. Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений // Молодой ученый. — 2022. — № 48. — С. 517–518.