Венский вальс: специфика обучения основам бального танца
Автор: Байков Евгений Евгеньевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 01.11.2024
Статья просмотрена: 8 раз
Библиографическое описание:
Байков, Е. Е. Венский вальс: специфика обучения основам бального танца / Е. Е. Байков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9524/ (дата обращения: 23.12.2024).
Статья исследует особенности обучения основам венского вальса. Автор анализирует подходы и техники, используемые для обучения танцоров, подчёркивая важность развития музыкальности, умения взаимодействовать с партнёром и др. Статья предлагает рекомендации для педагогов, стремящихся улучшить качество обучения и углубить понимание данного бального танца.
Ключевые слова: венский вальс, бальный танец, хореография.
Венский вальс — это не просто танец, а настоящая симфония движения, которая завораживает своей грацией и элегантностью. Он стал символом романтики и утончённости, покорил сердца огромного количества зрителей. Вальс олицетворяет лёгкость и плавность, позволяя танцорам погрузиться в атмосферу красоты и волшебства.
Освоение венского вальса не только развивает координацию, но и позволяет лучше понять музыкальные ритмы, взаимодействие с партнёром. В данной статье мы рассмотрим основные элементы венского вальса, его характерные движения, а также дадим рекомендации для педагогов-хореографов.
Для начала необходимо отметить, что венский вальс исполняется в музыкальном размере 3/4, что создаёт особую ритмическую структуру. На один такт музыки приходится три удара. Можно сказать, что каждый такт делится на три доли, где первая доля является акцентированной. Это означает, что танцоры должны уметь чувствовать музыку и буквально синхронизироваться с её ритмом.
Темп венского вальса составляет 58–60 тактов в минуту, что соответствует 174–180 ударам. Этот быстрый ритм придаёт танцу особую динамику и энергию, что требует от танцоров хорошей координации.
Вот несколько упражнений на координацию движений для танцоров бальных танцев, которые может отработать педагог с учащимися перед тем, как приступить к изучению венского вальса:
- Шаги с поворотами. Практикуйте базовые шаги с добавлением поворотов. Начните с простых шагов, затем добавьте повороты на 90 и 180 градусов.
- Упражнения с мячом. Используйте теннисный мяч. Один партнёр бросает мяч, а другой должен поймать его, при этом выполняя танцевальные движения.
- Танцевальная последовательность. Создайте короткую хореографическую последовательность из нескольких шагов и повторяйте её, меняя направление и скорость.
- Переходы между стилями. Практикуйте переходы между различными стилями танца с акцентом на плавность движений.
Помимо упражнений на координацию, можно отработать с учащимися упражнения на развитие умение чувствовать, понимать музыку, её темп, ритм.
После отработки серии упражнений в течение нескольких занятий, можно переходить непосредственно к изучению основ венского вальса.
Танцоры в паре должны стоять в стандартном положении, характерном для танцев европейской программы.
Необходимо изучить приведенные далее специальные примечания, так как они относятся практически ко всем фигурам в танце.
Подъем и опускание: подъем на правом и левом поворотах немного более резкий, чем в медленном вальсе. Более быстрая музыка определяет полное расслабление колена на первом шаге как непрактичное и только это уже приводит к более раннему началу подъема. Обычный подъем описывается как: «подъем на конец счета 1, вверху на 2 и 3, опускание на окончание счета 3».
Работа стопы: все шаги вперед выполняются с ведением каблуком, стопа при этом сразу же опускается плоско на пол.
Наклон: Когда ведущий шаг поворота выполняется вперед, с правой ноги, без наклона, на следующих двух шагах используется наклон вправо. После ведущего шага с левой ноги назад, без наклона, на последующих двух шагах используется похожий наклон влево.
Основу танца составляет последовательность правых поворотов. (описание фигуры изложено в таблицах: 1 — для партнеров; 2 — для партнерш).
Имеются сокращения: КН — каблук, носок; Н — носок; НК — носок, каблук; ПР — правая (право); Л — левая (лево); ДЦ — диагонально к центру.
Таблица 1
Правый поворот ( natural turn ). Партнёр ( начинают лицом в ДЦ)
1. |
ПР. стопа вперед |
По линии танца |
1/8 между предшествующим шагом и 1 |
Подъем на конец счета 1 |
2. |
Л. Стопа в сторону |
Спиной к центру |
1/4 между 1 и 2 |
Вверху на 2 |
3. |
ПР. стопа закрывается к Л. Стопе |
Спиной в ДЦ |
1/8 между 2 и 3 |
Вверху на 3 Опускание на конец счета 3 |
4. |
Л.стопа назад и чуть влево |
Спиной в линию танца |
1/8 между 3 и 4 |
Подъем на конец счета 4. Без подъема в стопе |
5. |
ПР. стопа в сторону |
По направлению ДЦ |
3/8 между 4 и 5, корпус поворачивается меньше |
Корпус поднимается на 5–6 |
6. |
Закрывают Л. Стопу к ПР. стопе |
Лицом ДЦ |
Корпус завершает поворот |
Опускание на конец 6 |
Работа стопы: 1. КН 2. Н 3. НК 4. НК 5. Н 6. Стопа плоско.
Наклон корпуса: МЕДЛЕННЫЙ ШАГ, ПР., ПР., МЕДЛЕННЫЙ ШАГ, Л., Л.
Примечание: хотя этот наклон нормальный, большинство опытных танцоров на 1 используют небольшой наклон влево и постепенно меняют его на наклон вправо на 3 и небольшой наклон вправо на 4, постепенно переходя к наклону влево на 6. Можно убедиться, что при использовании такого наклона обеспечивается большая плавность движения.
Необходимо обратить внимание на то, что правый поворот всегда начинают в диагональ к центру, но на шаге 1 проявляется тенденция к движению ПРАВОЙ СТОПЫ в ЛИНИЮ ТАНЦА.
Таблица 2
Правый поворот ( Natural turn ). Партнёрша ( Начинают спиной в ДЦ)
1. |
Л. стопа назад и чуть влево. |
Спиной в линию танца |
1/8 между предшествующим шагом и 1. |
Подъем на конец счета 1, без подъема в стопе |
2. |
ПР. стопа в сторону |
По направлению ДЦ |
3/8 между 1 и 2, корпус поворачивается меньше. |
Подъем корпуса на 2–3 |
3. |
Л. стопа закрывается к ПР. стопе |
Лицом в ДЦ |
Корпус завершает поворот |
Опускание на конец счета 3 |
4. |
ПР. стопа вперед |
По линии танца |
1/8 между 3 и 4 |
Опускание на конец счета 4 |
5. |
Л. стопа в сторону |
Спиной к центру |
1/4 между 4 и 5 |
Вверху на 5 |
6. |
Закрывают ПР. стопу к Л. стопе |
Спиной в ДЦ |
1/8 между 5 и 6 |
Вверху на 6, опускание на конец счета 6 |
Работа стопы: 1. НК, 2. Н, 3. Плоско 4. КН, 5. Н, 6. НК.
Наклон корпуса: МЕДЛЕННЫЙ ШАГ, Л., Л., МЕДЛЕННЫЙ ШАГ, ПР., ПР.
Существует множество вариаций венского вальса, которые можно освоить со временем. Это позволит добавить разнообразие в танец и сделать его более интересным.
Литература:
- Браиловская Л. В. Самоучитель бальных танцев: вальс, танго, самба / Л. Браиловская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 156 стр.
- Максин А. Изучение бальных танцев / А. Максин. — М.: Лань, Планета музыки, 2010. — 263 cтр.
- Танцуем вальс: учебное пособие / сост. О. С. Федоскина, техн. ред. Т. М. Кожедуб. МБОУ ДО «Дворец творчества». — Ленинск-Кузнецкий, 2021–33 стр.