Использование логоритмики в работе музыкального руководителя на музыкальных занятиях в ДОУ
Автор: Козловская Валерия Альбертовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 19.10.2024
Статья просмотрена: 22 раза
Библиографическое описание:
Козловская, В. А. Использование логоритмики в работе музыкального руководителя на музыкальных занятиях в ДОУ / В. А. Козловская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9500/ (дата обращения: 19.11.2024).
В статье рассказывается о влиянии логоритмических упражнений под музыкальное сопровождение на развитие речи у детей дошкольного возраста. Такие упражнения под музыкальное сопровождение оказывают непосредственное влияние на развитие у дошкольников мелкой моторики, чувства ритма и темпа, на ориентацию в пространстве и на развитие эмоциональной сферы. Логоритмические упражнения необходимы в коррекционной работе с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).
Ключевые слова: логоритмика, словарный запас, дошкольники, музыкальные занятия.
В наше современное время очень многие дети дошкольного возраста имеют определенные речевые нарушения. Поэтому успешное развитие словарного запаса и правильной речи дошкольников во многом зависит от всех педагогов, работающих с детьми в ДОУ. Логоритмика — это одна из форм терапии, которая основана на взаимодействии музыка и слова. Данная методика была разработана семьей Железновых, которая сочетает в себе элементы музыки, педагогики и логопедии. Сергей Станиславович Железнов и его дочь Екатерина Сергеевна Железнова педагоги с музыкальным образованием. Логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение по этой методике позволяют развивать различные навыки и способности у детей с самого раннего дошкольного возраста.
На музыкальных занятиях с детьми для обогащения словарного запаса и постановки правильной речи необходимо использовать логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение. Эти упражнения очень нравятся детям во всех возрастных группах. Музыкальные занятия становятся более интересными. Такие упражнения во время занятия могут занимать от 5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Также допускается проводить и 1 целое логоритмическое занятие в неделю на каждой возрастной группе. Условия проведения музыкальных занятий с использованием логоритмических упражнений:
— упражнения, заранее не выучивается с детьми;
— все упражнения выполняются детьми после показа педагога;
— во время занятия должна быть доброжелательная атмосфера без принуждения к выполнению упражнений;
Структура музыкального занятия с включением элементов логоритмики:
1. Подготовительная часть (длительность 3–7 минут):
— музыкально-ритмические движения, игры под музыку, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики;
2. Основная часть (длительность 10–15 минут):
— слушание музыкальных произведений, которые способствуют расслаблению мышечного и эмоциональной тонуса;
— подвижные и малоподвижные игры под музыкальное сопровождение;
— пение;
— игра на детских музыкальных инструментах;
3. Заключительная часть (длительность 2–7 минут):
— упражнения на восстановление дыхания, релаксационные упражнения;
Музыкальные занятия с использованием логоритмики становятся более эффективными, когда осуществляется индивидуальный подход к детям, с учетом их возрастных особенностей и особенностей речи. Во время разучивания логоритмических упражнений дети должны сидеть на стульях полукругом или кругом. Такая рассадка позволит детям хорошо видеть движения рук и правильную артикуляцию педагога, и выполнять синхронно с ним все движения. На первом этапе упражнения разучиваются по показу педагога и без музыкального сопровождения. Во время упражнений нужно стараться четко и правильно произносить слова, выполняя при этом соответствующие упражнения руками, ногами и телом.
Цель логоритмики в профилактике речевых расстройств у детей дошкольного возраста. Логоритмические упражнения способствуют правильному и четкому произношению у детей, активизации их словаря и расширению словарного запаса, и, развитию общей и мелкой моторики. Логоритмика дает положительный эффект в развитии памяти, мышления, познавательной активности и устойчивому интересу к действию у детей дошкольного возраста. Занятия логоритмикой также интересны и детям младшего школьного возраста.
Логоритмические упражнения включают в себя следующее:
— артикуляционную гимнастику;
— пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук;
— упражнения под музыкальное сопровождение на развитие общей моторики, в соответствии с возрастными особенностями детей;
— вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих навыков и правильного дыхания во время пения без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением;
— песни и стихи, которые сопровождаются движениями рук, что необходимо для развития выразительности речи, речевого слуха и памяти;
— музыкально-ритмические игры и упражнения с музыкальными инструментами, которые развивают чувство ритма;
— коммуникативные игры и танцы, необходимые для динамической стороны общения и эмоциональности, и для позитивного самоощущения;
— упражнения на релаксацию, помогающие снять эмоциональное и физическое напряжение;
Занятия логоритмикой благоприятно влияют на двигательную активность детей, на развитие речи и на обогащения словарного запаса. Занятия логоритмикой оказывают терапевтическое воздействие в целом на организм детей, повышая у них иммунитет и сопротивляемость к простудным заболеваниям, что так необходимо в их юном возрасте. Если занятия логоритмикой проводятся на регулярной основе, то у детей нормализуется речь, несмотря на разные виды речевых нарушений. Немаловажно и то, что такие занятия несут детям положительный эмоциональный настрой и учат правильному общению со своими сверстниками. Всем детям дошкольного возраста очень нравятся занятия с логоритмическими упражнениями под музыкальное сопровождение.
Такие упражнения необходимо применять не только на музыкальных занятиях в ДОУ, но и на логопедических занятиях, которые сделают просто логопедическое занятие более интересным. Логоритмические упражнения можно включать и в сценарии праздничных мероприятий в ДОУ. Так, например, очень хорошо в сценарии Осеннего праздника будет смотреться логоритмическое упражнение «Ветер» Е. Алябьевой (на развитие дыхания) или упражнение «Меж еловых лап» (на координацию движений) под музыкальное сопровождение, например «Осенний вальс» Ф. Шопена. В сценарии на новогодние праздники можно включить такое упражнения, как «Зимние забавы».
Таблица 1
Речь с движениями «Ветер» |
Координация движений «Меж еловых лап» |
Ветерок листвой шумит: Шу-шу-шу, шу-шу-шу — дети ритмично потирают ладонь о ладонь. В трубах громко он гудит: У-у-у, у-у-у. — ритмично хлопают над головой. Поднимает пыль столбом: Бом-бом-бом, бом-бом-бом. — ритмично топают ногами. Дует он везде, кругом: Гом-гом-гом, гом-гом-гом. — ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя. Может вызвать бурю он: Страх-страх, страх-страх! — поднимают руки вверх и делают вращательные движения. Не удержится и слон: Ах-ах, ах-ах. — ритмично покачивают головой. |
Меж еловых мягких лап Дождик кап, кап, кап. щелчки пальцами Где сучок давно засох Вырос мох, мох, мох. трут ладошки друг о друга Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб. медленно поднимаются Кто нашёл его друзья? Это я, я, я! хлопки |
На развитие общей моторики «Зимние забавы» |
|
Мы бежим с тобой на лыжах, снег холодный лыжи лижет — дети изображают ходьбу на лыжах А потом на коньках — изображают бег на коньках Но мы упали, ах! — «падают» — садятся на корточки А потом снежки лепили — «лепят» воображаемый снежок А потом снежки катали — «катят» по полу воображаемый снежок А потом без сил упали — «падают» -садятся на корточки И дальше побежали — бегут легким бегом по кругу |
Логоритмические упражнения по методике Железновых очень хорошо воспринимаются детьми на музыкальных занятиях любого дошкольного возраста. Логоритмика относится к здоровьесберегающим технологиям, потому что сочетает в себе движение, речь и музыку и способствует развитию детей и укреплению их растущего организма. Также детям очень нравятся театральные этюды, в которых присутствуют логоритмические упражнения, например этюд «Жаворонок».
Таблица 2
Логоритмическое упражнение «Жаворонок». Можно использовать музыкальное сопровождение под музыку М. Глинки «Жаворонок» |
Дети стоят врассыпную В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел — дети выполняют маховые движения руками, затем приседают, руками обхватывают колени и вращают кистями поднятых вверх рук. Порезвился в вышине, спрятал песенку в траве — слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз. Тот, кто песенку найдет — дети приседают, руками обхватывают колени Будет весел целый год — стоя, дети весело хлопают в ладоши. |
Таким образом, все сказанное выше способствует развитию у детей дошкольного возраста слуховой, зрительной и двигательной координации движений. А также развитию памяти, мышления, ритмического слуха и правильной координации движений с речью, расширению словарного запаса, правильной ориентации в пространстве, правильному развитию общей и мелкой моторики, выразительности и красоты движений. Все это способствует воспитанию гармонично развитой личности.
Литература:
- Анищенкова Е. С. «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников» — 2007 г.;
- Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми страдающими общим недоразвитием речи» — 2005 г.;
- Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группа)» — 2006 г.;
- Захарова Л., Костичева И. «Логоритмика. Комплект: конспекты музыкальное сопровождение» (в 2 частях) — 2021 г.;
- Кишиневская М., Кузнецова Е. «Логоритмика с детьми 3–4 и 4–5 лет» — 2020 г.;
- [vk.com›wall-149064814_960] — логоритмическое упражнение «Меж еловых лап»;
- [educ.wikireading.ru›hNIWEsylY0] — логоритмическое упражнение Е.Алябьевой «Ветер»;
- [sysueva-sprds5.edumsko.ru›folders/post/3136099] — логоритмическое упражнение «Зимние забавы»