Съемка видеороликов как способ вовлечения учащихся 10–12 лет в краеведческую деятельность
Автор: Горбачева Юлия Юрьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 01.11.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Горбачева, Ю. Ю. Съемка видеороликов как способ вовлечения учащихся 10–12 лет в краеведческую деятельность / Ю. Ю. Горбачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9492/ (дата обращения: 19.11.2024).
В статье рассматривается реализация краеведческих проектов посредством съемки видеороликов. Значение таких проектов для личностного роста и самореализации учащихся 10–12 лет. Особенности этапов проекта и рекомендации по съемке видеоконтента.
Ключевые слова: видеоролик, краеведение, краеведческий проект.
Исключительная роль дополнительного образования состоит в предоставлении каждому ребенку возможности для разностороннего развития и самореализации. Одним из видов деятельности, который помогает в таком развитии является проект. Особое место, на наш взгляд, занимают краеведческие проекты их потенциал огромен.
Проблема современного краеведения в том, что с ростом цифровизации и объемом доступной информации снижается интерес детей к традиционным формам изучения своей малой родины. В тоже время умение снимать видеоролики отвечает современным интересам и способствует личностному росту ребенка.
В современных условиях проблема гражданского и патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к всестороннему изучению малой родины. Но сопричастность невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.
Целью таких проектов является создание условий для вовлечения в проектную деятельность посредством съемки информационных и тематических видеороликов с учащимися 10–12 лет для формирования патриотического и гражданского самосознания, бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям, воспитание чувства гордости за свою малую родину.
Решаются такие задачи проекта, как:знакомство детей с каким-либо аспектом, который будет изучен ими для знакомства с родным краем; формирование представлений о необходимости получения знаний о малой родине через создание информационных видеороликов; изучение работы видеоредактора; развитие познавательной активности и самостоятельности; воспитание любви к культуре, природе и истории родного края, восприятие её многообразия и целостности в общей истории и жизни России.
Наиболее выигрышным продуктом краеведческого проекта мы считаем видеоролик. В связи с развитием социальных сетей, интернет-сообществ Youtube, Tik-tok, VK-видео и других, видеоролик стал очень популярен. При создании такого продукта мы изучаем свой край, а также учимся создавать и продвигать свой интересный контент на разных площадках. Это расширяет и обогащает знания детей о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его природе, истории, культуре, памятниках архитектуры, и помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью. А еще создание видеороликов — это отличный способ развития и самореализации, позволяющий показать себя на разных уровнях: от учрежденческого до всероссийского.
Главная и ключевая проблема современного российского краеведения — это его несовременность, отсталость — как в форме, так и в содержании [2, с. 451], хотя у краеведения огромная информационная ниша, а значит, нужно учиться конкурировать с социальными сетями, роликами на Youtube, VK-video, Likee, Tik-Tok и мобильными приложениями. А еще лучше — вплетаться в современные технологии: становиться их частью и побеждать в борьбе за детское внимание.
Подавляющее число детей убеждено в том, что интересно где угодно, но только не там, где они вынуждены жить. Если преподносить информацию как раньше, то один раз ребенок выслушает, но в следующий раз завоевать интерес будет сложно. А использование передовых технологий и выбор тем, объективно интересных детям позволит выиграть во всех смыслах [1, с. 51].
Первый шаг модернизации краеведения — превратить его из почти академической науки — в средство для личностного роста. Сделать его не целью, а средством — ненавязчивым дополнением, материалом для развития личности! Возможно, лучший способ впитать знания — это поделиться ими с другим. Причем, желательно, чтобы это превратилось в систему.
Второй шаг — это подход к его содержанию с современным взглядом. Любые события можно поворачивать под привлекательным углом, искать фишку — особенность, уникальность или хотя бы оригинальность [3, с. 162].
Не стоит сидеть и мечтать о миллионах просмотров, нужно просто учить, писать, снимать и делиться. Ведь даже без огромных охватов будет отлично, если учащиеся впитают в себя особенности своего края и закрепят уважение к нему творческим трудом.
Создание собственного ролика — это возможность побыть сценаристом, режиссером, оператором, научиться дублировать фильм, накладывать звуковые эффекты и много другое. Поэтому их создание вызывает большой интерес у учащихся 10–12 лет и позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста — почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности.
Фильмы, над которыми работают дети, могут быть анимационными, документальными, игровыми. Можно снимать интервью и ток-шоу, мастер-классы и учебные фильмы на базе проводимых практических работ. Тематические и событийные ролики по каким-то значимым событиям. При работе над роликом с учащимися 10–12 лет педагог выступает как организатор продуктивной деятельности, он консультант, эксперт, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы, партнер ребенка и помощник в саморазвитии. Он отслеживает деятельность учащихся шаг за шагом.
В видеоролик легко превращаются темы по разнообразию флоры и фауны: богатство природы родного края, растительный и животный мир Пензенской области, экологический стиль жизни, заповедные места и др. Географические исследования: мой край на карте России, Пенза — главный город нашего края, географические объекты Пензенской области и др. При изучении литературы и культуры Пензенского края: народные традиции, народные сказки Пензенского края, топонимика в устном народном творчестве и др. Богатый материал дает знакомство с писателями и поэтами, политиками, врачами и героями разных войн. Это источник разнообразных проектов на многие годы [4, с. 26].
Нами были реализованы несколько краткосрочных информационно-творческих индивидуальных проектов: 4-х недельный проект «М. Ю. Лермонтов и Пензенский край», 2-х недельный — «Усадьба Тарханы в Пензенской области», 3-х недельный проект «Путешествия — наше семейное увлечение», 3-х недельный — «Великий адмирал Федор Ушаков». Участником которого стали школьники 10–12 летнего возраста и педагог. По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Реализация таких проектов включает в себя несколько этапов. На первом определяются цели, исходя из интересов, обдумывается творческое решение будущего ролика: определяется жанр и стиль, пишется маршрутный лист и определяются сроков посещения выбранных объектов; выбирается литературный материал, пишется план-сценарий и собираются необходимые материалы: фото, видео, музыка.
На втором этапе приступаем к непосредственной реализации проекта. Проводится цикл мероприятий в соответствии с маршрутным листом по выбранной теме. Производится съемка контента, дублируется звук и накладывается музыка.
Третий этап — заключительный. Итоговое мероприятие в объединении, включает в себя просмотр и обсуждение. Родители могут ознакомиться с полученным результатом по ссылке, либо на открытом мероприятии. Подводятся итоги проекта и анализ работы по итогам съемок, учитываются все положительные и отрицательные моменты. Обязательное участие в различных конкурсах видеороликов.
Нами были сняты и смонтированы несколько краеведческих видеороликов, которые были опубликованы на официальной странице организации и личной странице в социальных сетях. Работы неоднократно принимали результативное участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Таким образом, былисозданы условия для вовлечения в проектную деятельность посредством съемки информационного видеоролика и формирования патриотического и гражданского самосознания, историческим и культурным ценностям, воспитание чувства гордости за свою малую родину.
С учетом полученного опыта, были разработаны рекомендации для съемок информационных и творческих видеороликов с учащимися 10–12 лет:
— Учащиеся совместно с педагогом или самостоятельно выбирают тему видеопроекта. Тема должна быть интересна детям и предоставлять им возможность поделиться личным жизненным опытом. В то же время хорошо, чтобы темы перекликались с запланированными мероприятиями и экскурсиями.
— Процесс работы не должен растягиваться на очень длительное время. Срок выполнения — от 1 до 4 недель.
— Дети заранее понимают, какой продукт получится на выходе и где они будут его демонстрировать.
— Предел ролика — это 15 минут. Оптимально 7–8 минут. Для конкурсов возможны ограничения, прописанные в положениях от 1 до 5 минут.
— Проект видеоролика сохраняется в видеоредакторе до окончания всех запланированных конкурсов, с целью возможности редактирования под условия отдельных положений.
— Максимально используйте запланированные экскурсии по городу и области для съемки видеоконтента «заодно». Заранее продумывайте то, о чем можно снять видео и как сделать его интересным.
Мои предложения: разработать образовательную программу «Проектная деятельность в краеведении» для реализации в школах и учреждениях дополнительного образования в течение учебного года; популяризировать результаты проекта среди учащихся МБОУДО «ДД(Ю)Т» г. Пензы, их родителей и членов семей, жителей г. Пензы путем размещения информации в социальных сетях, на мероприятиях Дворца и при участии в конкурсах.
Литература:
- Бехтенова В. Ф. Организация историко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории / В. Ф. Бехтенова // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск, 2015. № 5. С.50–55.
- Нарышкина В. С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5–7 классов/ В. С. Нарышкина. — текст// Педагогика: традиции и инновации. Материалы IX Междунар.науч.конф. — Казань: Бук, 2018 — с. 44–46.
- Носков С. А. Визуализация средств обучения как инструмент активизации учебной деятельности / С. А. Носков // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. — Самара, 2013 — С. 162–165.
- Проектная деятельность школьников для на уроках истории: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М., 2017–160 с.