Профессионально ориентированное содержание в системе профессионального образования
Автор: Малышева Юлия Викторовна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 17.09.2024
Статья просмотрена: 29 раз
Библиографическое описание:
Малышева, Ю. В. Профессионально ориентированное содержание в системе профессионального образования / Ю. В. Малышева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9413/ (дата обращения: 23.11.2024).
Несколько последних лет мы в колледже работаем с профессионально-ориентированным содержанием на парах истории. Работая в группах, связанных с направлением «Электроэнергетика» мною проводится занятие по следующей теме: « Атомная энергетика в послевоенное время в СССР. Советские атомщики. Сибирский химический комбинат» Посвящаю я это занятие, одному из строителей нашего города, и градообразующего предприятия (Сибирского химического комбината) — Михаилу Михайловичу Царевскому.
У каждого человека своя малая Родина, наша Родина — город Северск Томской области. В нашем городе большое количество улиц, которые носят имена людей, тесно связанных с историей страны: Ленина, Калинина, Куйбышева, Крупской и много других. Имена практически всех людей, чьими именами названы улицы, нам знакомы. Но есть в нашем городе улицы, которые тесно связаны со строительством атомной отрасли в стране — Е. П. Славский, И. В. Курчатов, А. С. Леонтичук, М. М. Царевский. Мало кто из студентов может объяснить, кто эти люди. Да и их родители тоже. На занятиях я стараюсь этот пробел устранить. Тем более что город наш неразрывно связан с атомной отраслью. Улица Царевского совсем небольшая, пересекает главный проспект города. В городе несколько лет назад открыли памятник «Создателям атомной промышленности». К парам посвященным атомной отрасли, ребята самостоятельно ищут информацию о появлении памятника в городе, когда открыт и кому он посвящен. Город наш начали строить в 1949 году комсомольцы, приехавшие на стройку города и комбината в 50-е годы это прабабушки, и прадедушки нынешних студентов. Я прошу дома побеседовать с бабушками, дедушками и узнать новую для себя информацию о строительстве города.
Никто из ребят не может дать точного ответа, а многие даже понятия не имеют, кто такой Царевский, и почему его именем названа улица.
Михаил Михайлович Царевский родился 19 марта 1898 года в городе Ловим Варшавской губернии Российской империи, ныне Лодзинского воеводства Республики Польша, в семье военных. Окончил ремесленно-приходскую школу в городе Калуге. В 1912–1915 гг. обучался в трехгодичной военно-фельдшерской школе в Москве. В 1915 году его призывают в Российскую императорскую армию, он служит военным фельдшером в кавалерии. В 1917–1918 гг. проходил службу старшим военным фельдшером. С началом Гражданской войны Михаил Михайлович работал в Тамбовской чрезвычайной комиссии. В составе кавалерийского отряда выезжал на Восточный фронт, занимал должности командира взвода и эскадрона, был ранен. В 1919–1920 гг. служил в войсках Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) на Южном фронте. В этот период он познакомился с И. В. Сталиным, которого неоднократно сопровождал в поездках на фронт под Царицыном (ныне Волгоград). В 1922 году был назначен командиром особого кавалерийского дивизиона ВЧК, позднее переведен в столицу и назначен помощником командующего войск ВЧК Московского военного округа. В 1924 году М. М. Царевский был откомандирован в народное хозяйство. Занимался административно-хозяйственной деятельностью в Москве. В 1925 году его назначают помощником начальника строительства бумажной фабрики в городе Балахне Горьковской области. В 1928 году М. М. Царевский возглавил строительство фабрики, затем руководил строительством Горьковского автомобильного завода, в 1930 году М. М. Царевский становится начальником строительства автозавода в Нижнем Тагиле. Одновременно с декабря 1931 года он возглавлял трест «Тагилстрой», объединявший все тагильские стройки. Закончил строительство завода в рекордно короткий срок — 1 год и 8 месяцев, за что был награжден в 1934 году орденом Ленина. Эти сведения говорят о его таланте как руководителя. В эти годы нашей стране необходимы были люди, которые, не жалея своих сил, строили новое государство. Уже полным ходом в стране шёл процесс индустриализации, необходимо было выполнять принятые планы первых пятилеток. В марте 1936 года М. М. Царевский возглавил строительство Большого Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) в Москве, завершив его через полтора года. Также участвовал в прокладке Беломоро-Балтийского канала и канала «Волга-Москва». [3]
В 1937 году М. М. Царевский призван на службу в НКВД СССР и назначен управляющим треста «Кольстрой». Здесь в Мурманской области, он строил Мончегорский медно-никелевый комбинат, и одновременно работал начальником «Севоборонстроя» и «Волгоградстроя». В 1939 году за самоотверженный труд в развитии цветной металлургии страны был награжден вторым орденом Ленина. С января 1940 года М. М. Царевский — начальник строительства и Управления исправительно-трудовых лагерей комбината «Североникель» НКВД СССР. [3]
В июне 1941 года его назначают начальником Управления по строительству оборонительных сооружений на Северном фронте: он руководит созданием инженерных сооружений на Мурманском, Кандалакшском и Ухтинском направлениях. С 15 ноября 1941 года — командующий 2-й саперной армией Ленинградского фронта. Части армии сыграли большую роль в отражении немецкого наступления на тихвинском направлении, заминировав и создав искусственные преграды на большинстве танкоопасных направлений. [3]
Но руководство страны даже в тяжелые дни Великой Отечественной войны не переставало думать о будущем, и с 19 марта 1942 года М. М. Царевский назначен начальником строительства Актюбинского металлургического комбината НКВД СССР. С апреля 1943 года являлся начальником «Тагилстроя-Тагиллага» НКВД СССР (г. Нижний Тагил). Руководил строительством Нижне-Тагильского металлургического комбината, полигона для испытания танков. В результате производственные мощности комбината по коксу выросли в два раза, по чугуну — на треть, по стали — в 3,6 раза, по прокату — в 4 раза. В период работы в Нижнем Тагиле занимался организацией строительной площадки и коллектива по строительству одного из первенцев атомной отрасли — завода № 813 в городе Новоуральске (Свердловск-44). [3]
В 1943 году ему присвоено воинское звание генерал-майор. [3]
В послевоенное время трудовая деятельность Царевского была связана с атомными проектами страны. Его назначают начальником Управления строительства комбината № 7 НКВД в Эстонской ССР. [3]
С 1947 года Михаил Михайлович назначается начальником строительства и управления исправительно-трудовых лагерей № 859 по строительству комбината № 817 в Челябинске-40. Строился первенец советской атомной промышленности — комбинат «Маяк»: первый в стране атомный промышленный реактор, радиохимический завод, другие основные и вспомогательные производства. [3]
Атомный промышленный комплекс для наработки оружейного плутония строился военными строителями, заключёнными, а также трудмобилизованными, переведёнными из управления ИТЛ и строительства «Челябметаллургстрой» (в том числе и немцами из Поволжья). Сжатые сроки и большие объемы работ требовали увеличения количества строительных и монтажных организаций, наращивания производственных мощностей, решения вопросов комплектования кадрами и как следствие — решения возникающих социально-бытовых проблем. В управлении строительства была создана централизованная служба монтажных работ, сформирован специальный монтажный отряд, организованы курсы по подготовке рабочих монтажных профессий. Эти решения были своевременными и жизненно важными. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» Царевскому Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». [3]
Михаил Михайлович был одарен природой. Не имея технического образования, он, тем не менее, быстро мог сориентироваться в специфике дела, технических сложностях и абсолютно на равных обсуждал со специалистами чисто технические вопросы. Причем он не только советовался с ними и выслушивал, что они предлагали, но и давал собственные обоснованные, взвешенные решения. В феврале 1950 года М. М. Царевский назначен начальником строительства — подземного Горно-химического комбината — комплекса по производству оружейного плутония в городе Красноярск-26 (Железногорск). С марта 1950 года он — первый заместитель начальника Главного управления лагерей промышленного строительства МВД СССР. М. М. Царевский, как никто другой, умел развернуть фронт строительства, его начало. [4]
С июля 1952 года М. М. Царевский — заместитель начальника Главпромстроя — начальник управления строительства железных рудников МВД СССР.
С октября 1953 года по 1959 год Михаил Михайлович руководил строительством объекта № 601 в нашем городе, который тогда назывался Томск-7 (Северск), где создавались крупнейший атомный комбинат и Сибирская АЭС (Сибирский химический комбинат).
Под руководством Михаила Михайловича Царевского возводились объекты СХК, строилось жильё для специалистов, налаживалась инфраструктура молодого города. Ведь наш город начал свою историю с 1949 года. Именно при Царевском была запущена ТЭЦ (1953г.) и ядерный реактор СХК (ЭИ-2) в 1958 году, который был мощнее обнинского реактора в 20 раз. [4]
Царевский не раз поднимал вопрос о привлечении молодежи на атомную стройку. В 1956 году в наш город по комсомольским путёвкам прибыло около 3 тысяч добровольцев из Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербург), Ленинабада (Худжанд, Таджикистан).
По рассказам людей, с которыми работал Михаил Михайлович, — он был человеком кипучей энергии, и в гневе мог использовать нецензурные выражения. Окружавшим его людям только по тому как Царевский здоровался становилось понятно, что начальник недоволен работой того или иного человека. Если всё было сделано правильно и в срок, Михаил Михайлович здоровался всей пятернёй, но если что-то в строительстве шло не так, мог дать для приветствия только два своих пальца, даже не поворачиваясь при этом к человеку. Но Царевский умел слушать, и мог изменить свое решение, если считал, что предложение дельное. За это его уважали все окружающие. На стройке к нему обращались по имени отчеству «Михаил Михайлович», а не «товарищ генерал-майор». [4]
Главным качеством Царевского как руководителя, можно выделить его личную заинтересованность к любому делу, за которое он брался. Не любил кабинетную работу, всегда был в гуще событий: на производстве. Он много читал новой, только что выходившей технической литературы. При изучении биографии Царевского встретились несколько историй, которые говорят о его нестандартных, где-то даже безумных (для того времени) решениях, за глаза его даже называли «красным партизаном». Например, зимой 1951 года на одной из строек под лед на Енисее провалился бульдозер. Царевский вышел к заключенным и сказал: «Кто зацепит машину тросом, тому досрочное освобождение!». Все знали, что слово начальника стройки — закон. Один смельчак спустился под лед и закрепил трос. Шофер генерала налил ему стакан медицинского спирта, а через два месяца этот заключенный вышел на волю. [2]
В 1960 году Царевский возглавил Управление строительства № 620, которое приступило к сооружению вблизи г. Серпухова (ныне г. Протвино) крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц. [3]
С июня 1962 года генерал-майор инженерно-технической службы М. М. Царевский в отставке.
М. М. Царевский награжден пятью орденами Ленина (1934 г., 1939 г., 1943 г., 1949 г., 1956 г.), двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями; знаком «Заслуженный работник НКВД» (1944 г.). Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1951 г.). [1]
Михаил Михайлович трагически погиб в автомобильной аварии 29 июля 1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Ему было 65 лет.
Царевский — почетный гражданин города Озерска. Его именем названы улицы в городах Мончегорск, Озерск, Железногорск, Северск. А также средняя школа № 93 в городе Железногорск носит имя М. М. Царевского.
В 1963 году через несколько месяцев после того как умер Михаил Михайлович на картах города Северска появилась улица Царевского. Исполнительный Комитет городского Совета депутатов трудящихся (г. Томск-7) от 11.11.1963 подписал решение № 371 о переименовании улицы Восточной на улицу Царевского М. М.
В 1995 году на торце дома по улице Царевского появилась мемориальная доска памяти Михаила Михайловича Царевского.
Я считаю, что названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с городом, страной. В их названиях отражается история не только города и его жителей, но и история страны. Наша задача знать, какие события происходили в городе и в стране, чьими именами названы улицы города, как жизнь людей отразилась в истории, и сохранить это знание для будущих поколений. Каждый день мы ходим в школу, колледж, на работу, да просто гуляем. И не задумываемся, а кто этот человек, чьим именем названа улица.
На дом задаю ребятам познакомиться с биографией людей, внесших вклад в атомную отрасль страны. Разбиваю их на команды, и к следующему занятию они готовят презентацию, и рассказ об этих людях.
Литература:
- Герои страны: Царевский Михаил Михайлович [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11226 (дата обращения: 13.09.2024г.)
- Железногорский музейно-выставочный центр: Михаил Царевский: генерал железных рудников — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mig26.ru/news/754-mihail-carevskiy-general-zheleznyh-rudnikov.html (дата обращения: 12.04.2024г.)
- История Росатома: Персоналии: Царевский М. М. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.biblioatom.ru/founders/tsarevskiy_mikhail_mikhaylovich/ (дата обращения: 12.09.2024г.)
- Музей города Северска: история городских улиц [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.museum-seversk.ru/ (дата обращения: 02.09.2024г.)