Проектная деятельность в профессиональном образовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 26.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Козлова, С. Л. Проектная деятельность в профессиональном образовании / С. Л. Козлова, П. М. Морозов, С. С. Лосева, Е. В. Колесникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9178/ (дата обращения: 05.05.2024).

Препринт статьи



Современные образовательные подходы представляют собой стратегию, в соответствии с которой происходит масштабное развитие всех элементов образовательной системы. Реализация, которых происходит посредством регулярного проведения практических занятий. Основная цель, которых, заключается в формировании у обучающихся базовых компетенций, для развития способностей к обучению и осуществлению рабочей деятельности.

Ключевые слова: образование, проектная деятельность, компетентность, профессиональная компетентность, среднее профессиональное образование.

Процесс образования, в соответствии с которым формируется специфика среднего профессионального образования, дает определение базовым ориентирам организации образовательной деятельности. Он включает в себя несколько направлений:

– профессиональная направленность;

– принятие во внимание личностной мотивации;

– планирование образовательной работы;

– внесение корректировок по мере необходимости;

– следование рекомендациям преподавателя;

– интеграция опыта.

Логичным предположением является то, что на создание компетентности на профессиональном уровне требуется воздействие на мышление, начиная с первого курса. Для этого используются специальные методы обучения, которые содействуют определению и последующему развитию субъективного опыта.

Оптимальным дидактическим инструментом, имеющим прямую и непосредственную взаимосвязь с индивидуализацией обучения, является проектная деятельность. С ее помощью не составит труда смоделировать реальную картину посредством освоения профессиональных знаний, умений, навыков опыта. Причем это относится к различным направлениям деятельности:

– учебная;

– профессиональная;

– учебно-профессиональная.

Все это подразумевает полное погружение в рабочий процесс и заинтересованность в получении оптимальных результатов. Для этого используется принцип самостоятельного программирования и реализации.

В качестве неотъемлемого направления образовательной концепции выступает проектная деятельность. Суть ее заключается в формировании у обучающихся конкретных профессиональных навыков, знаний, опыта. Роль данной деятельности значительна. Ведь она выступает в качестве лидирующей стратегии, нацеленной на подготовку специалистов нового поколения, и стала базовым средством реализации программы обучения, в ходе которой обучающиеся получают не только знания, умения, навыки, опыт, но также и определенные личностные качества, которые потребуются в ходе осуществления профессиональной деятельности и карьерного роста.

Проектные технологии были внедрены в середине 20-го столетия. Многие специалисты утверждают, что это явление имеет тесную и непосредственную взаимосвязь с преобразованием американской и европейской школы. Теории, посвященные современным педагогическим подходам, детально изучены в трудах многих ученых. К ним относится Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, М. В. Кларина и многие другие.

На сегодняшний день под проектными технологиями следует понимать целую систему мер, принятых преподавателями в целях обеспечения решения профессионально-педагогических задач, чтобы реализовать учебный проект. Все многообразие этих исследовательских работ было проведено в сфере образования в школах, а также в колледжах, техникумах, лицеях.

Ключевая идея проектного подхода заключается в выявлении принципов, а также в реализации базовых методологических установок, присутствующих в процессе формирования профессиональной компетентности обучающихся по программам среднего профессионального образования. Такие выпускники традиционно используют средства проектной деятельности в ходе оптимизации образовательной среды.

Проектная деятельность — это не только инструмент реализации частично-поисковой методики обучения, но и средство обеспечения поведения выпускника в социуме. С его помощью можно добиться повышения качества обучения.

Проектная деятельность выступает в качестве весьма успешной модели реальной ситуации, которая может сложиться на производстве. В связи с этим ее использование крайне актуально в сфере образования. С ее помощью можно обеспечить нужное качество образования, а также предоставить обучающимся подготовку к адаптации в профессиональной деятельности за счет анализа сложных ситуаций, которые предлагаются в учебном проектировании в рамках учебной деятельности. Наряду с этим будущие выпускники обучаются самостоятельности и смогут принимать решения без посторонней помощи. Также они станут мобильными и обретут возможность поиска нужных сведений по теме проекта, получения знаний и их успешного применения на практике.

В качестве мотивационной базы для создания должной профессиональной компетенции выступает стремление к самореализации в этой области, а также к совершенствованию собственных знаний и навыков. Важную роль играет соблюдение базовых этических норм и принципов, через принятие которых субъект осознает ценностную и смысловую основу компетентности, а также сможет взять на себя ответственность за вероятные последствия.

Основным результатом, способом оценки и степени развития профессиональной компетентности является профессиональное качество, которое играет значимую роль в развитии личности. Опыт, в соответствии с которым внедряется организационно-педагогическое обеспечение в процесс образования, предлагаемый в учреждении, связанный с подготовкой обучающихся, на протяжении всего периода обучения. В частности, речь идёт, о том, что именно такие педагогические инструменты необходимы в соответствии с индивидуальными особенностями личности и оказывают влияние на степень ее компетентности. Они же характеризуют опыт и уровень знаний, а также способствуют формированию тех или иных профессиональных компетенций.

В качестве их когнитивной основы принято понимать комплекс волевых механизмов самостоятельной регуляции. Все они реализуются в процессе выбора основных мотивов, а также целевых действий в рамках профессиональной деятельности, в ходе принятия решений и формирования алгоритма собственной работы в процессе достижения целей. Важную роль играет их использование в процессе анализа результатов и их корректирования в случае необходимости.

Набор требований, предъявляемых к профессиональным качествам выпускника среднего профессионального образования, в полной мере представлен в образовательных нормативах. В качестве регламента по данному вопросу выступает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности или профессии.

Ключевая функция проектной деятельности в процессе получения среднего профессионального образования состоит непосредственно в обеспечении обучающимся множества возможностей. Особое внимание заключается в предоставлении права на самостоятельное получение знаний в процессе реализации базовых задач на практике из тех или иных дисциплин в рамках профессионального модуля.

Преподаватель, обеспечивающий реализацию проектной деятельности по той или иной специальности в профессиональном модуле, выступает в качестве организатора, эксперта и консультанта, координирующего процесс и вносящего в него корректировки по мере необходимости. Применение специальной формы проектной деятельности в качестве инструмента, посредством которого происходит реализация частично-поискового метода, обеспечивает развитие и формирование познавательных функций, а также создание умений, связанных с самостоятельным конструированием собственных знаний. Важную роль играет предоставление обучающимся способности ориентирования в информационном пространстве и критического мышления. Наряду с этим выпускник учится использовать теоретические знания на практике, т. е. в ходе осуществления реальной производственной деятельности, в процессе достижения базовых целей и решения тактических/стратегических задач.

Проектная деятельность представляет собой эффективный инструмент, в процессе которого обеспечивается реализация частично-поискового способа обучения, с ее помощью можно добиться результативного образовательного процесса для обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Наряду с этим проектная деятельность способствует формированию личностно значимого средства раскрытия образовательного и творческого потенциала, проявлению способностей к исследованию и реализации профессиональных способностей. С ее помощью не составит труда получить комплекс знаний о нюансах практического применения имеющихся способностей.

Грамотное применение основных форм проектной деятельности в процессе предоставления образования педагогом и его получения обучающимся способствует объединению целей в будущей профессии и переходу от простого накопления сведений, а также их воспроизведения, к практическому их применению. И все это будет происходить в рамках реального производства.

Литература:

  1. 3имин В. Н. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учеб.-метод. пособие / В. В. Чечет, С. Н. Захарова. — Минск: БГУ, 2015. — 127 с.
  2. Словарь иностранных слов // под ред. И. В. Лехина и др. М., 1964. — 784с.
  3. Табачук, Н. П. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / Н. П. Табачук. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. — 104с.
  4. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. — Самара, 2001.
Задать вопрос