Сценарий урока по математике (2-й класс) на тему «Сложение и вычитание по частям. Нахождение периметра прямоугольника» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Тесля, И. А. Сценарий урока по математике (2-й класс) на тему «Сложение и вычитание по частям. Нахождение периметра прямоугольника» / И. А. Тесля. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9156/ (дата обращения: 03.05.2024).

Препринт статьи



Цели

Предметные

Продолжать формировать вычислительные навыки, умения решать задачи разных типов, расширить и углубить знания учащихся в вычислении выражений на сложение и вычитание чисел частями с переходом и без перехода через разряд. Закреплять умение строить прямоугольники и находить периметр прямоугольника.

Развивающие

Активизировать умственную деятельность учащихся на уроке математики путём интересных задач, нестандартных задач. Развивать навыки быстрого счета, логическое мышление, память.

Воспитательные

Воспитывать усердие в процессе выполнения самостоятельных задач, уверенность в своих силах, интерес к профессии моряков, чувства взаимопомощи, дружбы.

Оборудование: план-конспект, мультимедийная презентация, раздаточные карты, Карта путешествия, чек-листы, рисунки штурвала и спасательного круга, бескозырки, корабли.

Тип урока: закрепление изученного материала, урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, мои дорогие малыши!

Вот и прозвенел звонок — начинается урок. А урок сегодня будет необычный. Мы с вами попробуем сделать ещё один шаг в чрезвычайно интересную страну Математики. Эта страна далека. Итак, чтобы добраться до него, я предлагаю вам превратить свои парты в корабли, (дети прикрепляют к парте рисунок корабля) поднять паруса, удобно сесть, быть внимательными и настойчивыми, чтобы добраться туда без всяких препятствий.

II. Постановка задач урока.

— Дети, мы с вами отправляемся в необычное морское путешествие по безграничным математическим просторам. Много тяжёлых испытаний и интересных приключений встретится нам на пути. Не заблудиться в морских просторах нам поможет карта. Предлагаю представить себя настоящими моряками, отважными искателями приключений!

Чтобы путешествие прошло успешно, какими должны быть моряки?

  1. Ассоциативный куст

А знаете ли вы, как называются профессии людей, работающих на корабле? (ответы детей)

Капитан-человек, которому поручено командование судном, матрос — человек, работающий на корабле, старпом — старший помощник капитана, кок — повар.

— Я желаю вам чрезвычайно увлекательного, интересного путешествия, и пусть все препятствия вам помогут преодолеть ваши прочные знания.

Капитаном сегодняшнего плавания буду я, а вы будете матросами.

А девизом нашего урока будут такие слова:

Соображаем-быстро!

Отвечаем-правильно!

Считаем-точно!

Пишем-красиво!

III. Каллиграфическая минутка.

Все моряки ведут бортовой журнал. Так что и мы будем записывать все наши приключения в наш бортовой журнал. В ваших бортовых журналах из вкладки-чек-листы, где мы будем фиксировать результаты своих достижений за выполненные задания. За правильно выполненное задание вы получите рисунки штурвалов (это устройство для управления) или спасательные круги (средство для оказания помощи утопающему), которые будете налеплять на свои чек-листы.

Чек-лист

Запишите дату нашего путешествия в бортовых журналах. (Ученики записывают дату в тетрадях)

— Сколько человек составляет наш экипаж? (15)

— Что вы знаете об этом числе? (двузначное, нечётное, соседи — 14 и 116.)

— Пропишите его каллиграфически.

IV. Устные вычисления.

4.1. «Проверка готовности к путешествию».

Для подготовки корабля к путешествию, нужно многое сделать. Давайте проверим, все ли у нас готово?

И каюта капитана под номером 19. Его помощники живут в соседних каютах. Каковы их номера? (18;20)

На судно завезли 50 кг моркови, а лука — на 14кг больше. Сколько килограммов лука завезли на судно? (64)

На корабле 16 матросов и 1 капитан. Сколько человек на корабле? (17)

Матросы сначала подняли 8 парусов, а потом ещё 2. Сколько всего парусов подняли матросы? (10)

Для путешествия нам нужно 37 кг гречки, а риса — на 10 кг меньше. Сколько риса нам нужно для путешествия? (17)

Хорошо, дети. Я вижу, что все вы готовы к путешествию. Так будем начинать?

А начнём мы свой путь с порта «проверенного». Наш корабль набирает скорость.

На корабле, помимо капитана и моряков, есть кок, человек, который готовит еду для всей команды корабля.

4.2. Игра «Помоги коку». (в парах)

Что я вижу! Кок просит вашей помощи. У него повредились электронные весы. Ему надо взвесить все продукты, чтобы приготовить обед морякам. А он не умеет пользоваться другими весами. Поможем?

Запишите неровности в бортовой журнал (Проверка)

Молодцы, дети! Кок вам благодарен за помощь

— Взгляните в свои бинокли. Посмотрите на эту красоту. Светит яркое солнышко, ласковый ветерок подгоняет волны.

— Внимание! Внимание! Справа по борту акулы. Очень быстро мчатся они, словно наперегонки с кораблём. А знаете ли вы что в природе известно около 350 видов акул. Самые большие из них достигают 10м, а самые маленькие имеют размер ладони.

4.3. Игра «Морской бой» (в группах)

— Наш корабль на полных парусах мчится по математическим просторам. Но что это? А-ну, посмотри в бинокль. Нас догоняют пираты. Справимся ли мы с врагами? Они вот-вот нас догонят. Начинается ожесточённый морской бой.

(1 группа)

1) 2а увеличить на 3 В

2) 1D уменьшить на 4С

(2 группа)

3) 3а увеличить на 4В

4) 1С уменьшить на 4D

(Проверка)

Молодцы! Команде корабля выносится благодарность за победу над пиратами

V. Актуализация опорных знаний «Остров Пиратов»

Внимание! Внимание! В ходе боя с пиратами был повреждён канат нашего корабля. Срочно нужно пришвартоваться. На горизонте появился остров пиратов.

5.1. Работа с задачей. (Устно)

Задача. Взгляните, наш канат разорвало на 3 части, две из которых по 7м, а третья — 5 м. Какой длины был канат?

5.2. Упражнение «Математическая шкатулка» (в парах)

Во время прогулки по острову, матросы нашли утерянную пиратами шкатулку. А там монеты. Они рассыпались и закрыли числа.

Запишите примеры в бортовой журнал

 + 13 = 35 100 —  = 80 48 —  = 6

(Проверка)

Команде корабля занять свои места на корабле. Наше путешествие продолжается.

VI. Развитие математических умений и навыков.

6.1. «Остров Купцов».

Впереди у нас «Таинственный остров». Здесь можно купить себе сувенир.

Задача. У покупателя есть 50 р. он купил календарь за 8 р. сколько денег осталось у покупателя?

— Сколько денег было у покупателя? (50 р.)

— Что он покупал? (календарь)

— Какова цена календаря? (8 р.)

— Что спрашивается в задаче?

— Какую короткую запись составим к задаче?

Было-50 р.

Потратил — 8 р.

Осталось -?

— Можем ли мы дать ответ на вопрос задачи?

1) 50–8 = 42 (р.)

Ответ: у покупателя осталось 42 рубля.

Запишите решение в свой бортовой журнал

(Проверка)

6.2. «Мыс Задачный».

— Мы с вами подошли к «мысу Задачному». И наши приключения продолжаются.

— Местные жители оставили вам задачу.

На острове пираты нашли клад, в котором было 74 золотых монеты. Пока они пытались переместить его на корабль, сундук открылся, и в воду выпало сначала 8 монет, а затем ещё 6 монет. Сколько монет осталось у пиратов?

— Сколько монет было в сундуке? (74)

— Сколько монет выпало? (8 и 6)

— Что спрашивается в задаче?

— Можем ли мы сразу дать ответ на вопрос задачи?

— Составьте краткую запись к задаче

Было-74 монеты

Выпало -? 8 монет и 6 монет

Осталось -?

1 способ

1) 74–8 = 66 (м.) — осталось в сундуке после того, как выпало 8 монет

2) 66–6 = 60 (м)

2 способ

1) 6 + 8 = 14 (м) — выпало из сундука

2) 74–14 = 60 (м)

Ответ: 60 монет осталось в сундуке.

(Проверка)

6.3. Физкультминутка.

— Мы с вами добрались до берегов Африки на «остров Отдыха». Его жители очень любят петь и танцевать и нас приглашают.

Мы продолжаем наше путешествие. А вот посмотрите, слева по борту, нас приветствуют дельфины. А знаете ли вы, что это самые добрые морские обитатели. Они лучше всего поддаются дрессировке. В природе около 40 видов дельфинов. Они живут семьями, всегда готовы прийти на помощь не только друг другу, но и морякам, попавшим в беду.

6.4. Определение выражений

— Наша следующая остановка на «Острове коралловых рифов».

— Его жители оставили для нас послание. Но морские волны смыли часть записей. Давайте воспроизведём их.

Найдите значения выражений и запишите в свой бортовой журнал.

Если, а = 77, то, а + 7 =

(Проверка)

VІІ. Работа с геометрическим материалом.

— Мы заходим в «Бухту». Местные жители оставили вам здесь послание. На этих записках начертана какая-то фигура и задание к ней.

Найдите периметр прямоугольника ABCD.

— Назовите фигуру, которую вы видите?

— Какую задачу оставили местные жители? (Найти периметр прямоугольника)

— Как найти периметр прямоугольника?

— Найдите периметр прямоугольника и запишите решение в бортовой журнал (Проверка)

VІІІ. Самостоятельная работа.

Дети, мы подходим к порту. Чтобы нам хорошо пришвартовать корабль, надо выполнить последнее задание.

Нужно решить математическую цепочку.

42 + 4–6 + 20–10–5 =

IX . Подведение итогов.

Какие вы молодцы! Настоящие мореплаватели собрались на этом борту. Не подвели своего капитана!

— Пожалуйста, посмотрите на свои чек-листы. Те дети, в чьих чек-листах только штурвалы получают бескозырку капитанов. Дети, у которых было 2–3 спасательных круга — получают бескозырку старшего помощника капитана, у кого было больше спасательных кругов — бескозырку матроса.

— Продолжить предложение:

– Было интересно……

– Узнал….

– Было тяжело….

– Я научился ……

Дети, напишите на корабликах свои пожелания и прикрепите их на «море», которое вы видите на доске. (Дети пишут пожелания и прицепляют на доску)

Задать вопрос