Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Значение пленэрной живописи в образовательном процессе в художественных учебных заведениях разных уровней и профессионального опыта педагога в данной дисциплине

Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
5
Поделиться
Аннотация
Важное значение в учебном процессе следует уделить непосредственно уровню педагога, так как именно педагогическое мастерство и уровень преподавателей позволит достичь высоких результатов у учеников.
Библиографическое описание
Кривошеев, Г. И. Значение пленэрной живописи в образовательном процессе в художественных учебных заведениях разных уровней и профессионального опыта педагога в данной дисциплине / Г. И. Кривошеев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/8835.


Важное значение в учебном процессе следует уделить непосредственно уровню педагога, так как именно педагогическое мастерство и уровень преподавателей позволит достичь высоких результатов у учеников.

Ключевые слова: ученик, многослойная акварельная живопись, работа, образовательный процесс, педагог, пленэр, художник.

Понятие «художественное образование» всегда охватывало большой объём задач в любой исторический период. Поэтому в современных условиях изучение этих проблем, а также вопросов и дальнейших путей развития данного направления продолжают оставаться актуальными в образовательном процессе.

Можно сделать вывод, что «художественное образование» — это процесс обучения и воспитания учеников художественных школ, школ искусств, студентов художественных училищ и высших художественных учебных заведений, где в основе лежит как талант ученика, так и профессиональный опыт педагога, его творческий потенциал и ответственность перед своими учениками.

Художественное образование, безусловно, нужно рассматривать как систему, которая состоит из таких взаимосвязанных задач, как основная идея, содержание, методы и формы, средства технического выполнения. Очень важен момент дисциплины ученика. Но совершенно нельзя превращать учебный процесс в рутину, особенно это касается творческих детей, которыми являются ученики художественных школ. Необходимо обеспечить постоянный процесс контакта с окружающей средой, изучение природы, поиск интересных сюжетов. В этом важную роль и будет играть пленэрная живопись. Пленэры сами по себе позволяют широко использовать материально-техническую базу, различные материалы в работе (акварель, гуашь, масло, пастель, уголь, карандаш и т. д.). Выполнение пейзажей непосредственно на природе даёт возможность для более свободного творчества, позволяет расширить диапазон для фантазии. Но, при этом необходимо учитывать определенные правила и законы при работе над пейзажем.

В данной ситуации ученику смогут помочь профессиональные знания и опыт педагога. История русской живописи знает много примеров художников высочайшего профессионального уровня, которые одновременно были и выдающимися педагогами. Достаточно вспомнить художника-педагога Николая Петровича Крымова. «Ученик В. Серова, друг К. Коровина, глубокий почитатель И. Репина, И. Левитана, М. Врубеля, он впитал в себя всё то самобытное, русское, талантливое, что было создано лучшими мастерами нашего реалистического искусства». Это слова из книги «Н. П. Крымов художник и педагог». Николай Петрович всегда подчёркивал свой особый, как бы научный подход в преподавании живописи.

«То, что я преподаю, это не живопись — это математика», — говорил он. [3, с. 56] Его теория тона, правила и советы, которые он давал своим ученикам совершенно бесценны, и являются серьезной базой как для молодых художников, так и для педагогов. Важно изучать и интересоваться и другими художниками, работающими в различных направлениях. Интересоваться их жизнью, пытаться применять на практике их советы. А также рассказывать об этих художниках своим ученикам во время обучающих занятий. Но, учитывая, что в первую очередь мы должны давать базовые знания, не увлекаясь различными «…измами». Это только поможет образовательному процессу, больше заинтересует учеников в их работе, поможет расширить кругозор, а также закрепить полученные знания.

Я преподаю в Санкт-Петербургской городской детской художественной школе им. Г. Н. Антонова, где всегда поддерживались традиции реалистической школы. И это не удивительно, т. к. большая часть педагогов закончили Академию художеств им. И. Е. Репина или Художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица. Мы всегда особое внимание уделяли именно пленэрам, которые проводятся не только в Санкт-Петербурге, в городе богатейшей истории и культурных традиций, но пригородах: Петергофе, Пушкине, Павловске, Гатчине.

В Павловске на пленэр

Рис. 1. В Павловске на пленэр

Рис. 2. «Ротонда Камерона». Павловск. вып. Шамсиева Арина, 15 лет

Ученикам, которые проводят большую часть времени в классах, рисуя натюрморты, сначала достаточно трудно было сориентироваться, увидев такое богатство красок, сложные архитектурные сооружения, перспективы улиц, красоту парков. Но, потом они начинают уже выбирать, то основное, что должно быть некой «доминантой» в композиции. Если над рисунком можно было провести и два сеанса, прорабатывая детали, то работая акварелью, я старался, чтобы ученики пытались писать сразу, в полную силу цвета, боясь, что уйдёт, то состояние, которое хотелось запечатлеть именно в данный момент.

Но такая техника придавала работе некоторую декоративность. Уже потом, на курсах повышения квалификации в Образовательном центре «Сириус», которые проводили педагоги из Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, обучая технике многослойной акварельной живописи, нужно было пересмотреть своё понимание в работе на пленэрах. Такая практика обучения педагогов, только помогает в образовательном процессе, даёт новые возможности для другого видения и понимания задач, которые нужно ставить перед учениками.

Пленэры. Новая Голландия

Рис. 3. Пленэры. Новая Голландия

«Крюков канал». вып. Садунова Татьяна, 15 лет

Рис. 4. «Крюков канал». вып. Садунова Татьяна, 15 лет

«В парке на Каменном острове». вып. Хачапуридзе Анфиса, 14 лет

Рис. 5. «В парке на Каменном острове». вып. Хачапуридзе Анфиса, 14 лет

Рис. 6. Пленэр в Никольском саду

Большое значение для учеников имеет соревновательный процесс — это участие в различных выставках, где можно сравнить свой уровень с уровнем других учеников как со своей школы, так и с других учебных заведений художественного направления. Большой опыт приобретается при участии в различных конкурсах: городских, всероссийских, межрегиональных и международных. Яркий пример — это замечательный Всероссийский конкурсный отбор на соискание звания стипендиата Фонда «Новые имена» Дениса Леонидовича Мацуева для молодых талантливых музыкантов, который впоследствии стали проводить и для юных художников. Поездка на пленэры в Суздаль, древний русский город с удивительным культурным наследием, была не только наградой для победителей “Новых имён”, но и получение нового опыта и профессиональных знаний и умений в художественном творчестве. При этом приглашались и педагоги победителей, где ученик выступал уже на равных с учителем, работая на пленэрах. Я участвовал в такой поездке в Суздаль вместе со своей ученицей Ариной Куликовой. Мы первый раз посетили этот древний русский город, познакомились с его удивительной красотой, которая просто поразила и вдохновила нас, оказав значительное влияние нашей творческой поездки.

У стен Ефимьевского монастыря

Рис. 7. У стен Ефимьевского монастыря

«Церковь Богоявления» Суздаль. Вып. Куликова Арина, 14 лет

Рис. 8. «Церковь Богоявления» Суздаль. Вып. Куликова Арина, 14 лет

Рис. 9

Дальше я показываю примеры двух работ, когда вместе с ученицей мы писали акварелью один и тот же сюжет, Покровский женский монастырь. Не профессионалу было бы трудно понять, кто какой этюд сделал? Этоn приём показывает эффективность в таком подходе к обучению. Хоть он и не оригинален, но, к сожалению, не все педагоги могут или не хотят им воспользоваться в полной мере.

«Покровский монастырь». вып. Кривошеев Г. И.

Рис. 10. «Покровский монастырь». вып. Кривошеев Г. И.

«Покровский монастырь». вып. Куликова Арина, 14 лет

Рис. 11. «Покровский монастырь». вып. Куликова Арина, 14 лет

Когда ученик видит все этапы работы над этюдом на примере своего учителя, то это даёт ему новый стимул в работе, возможность почувствовать себя не только учеником, но и художником, пусть даже пока ещё и с недостаточным опытом.

Педагог поэтапно ведёт работу над этюдом, а ученик не на словах, а визуально воспринимает то, что должно происходить на листе. Можно конечно, сказать, что при этом ученик теряет свою индивидуальность. Возможно. Поэтому нужно ещё давать ему возможность писать без присутствия педагога, находить для себя интересные сюжеты и самостоятельно работать. А потом уже можно обсудить с педагогом готовый этюд.

Рис. 11. Пленэры в Суздали

В Суздале мы уже начали работать в технике многослойной акварельной живописи. По сырому проходили первый слой, усиливали контрасты и в заключении прорабатывали детали.

Такая поэтапная работа над пейзажем помогает более точно отобразить на листе, то состояние природы, которое непосредственно наблюдаешь в данный момент. Даёт возможность ученику не запутаться в тональных и цветовых задачах, которые стоят перед ним.

«Мельницы». Суздаль.вып. Куликова Арина, 14 лет

Рис. 12. «Мельницы». Суздаль.вып. Куликова Арина, 14 лет

Сложнее учащимся справляться с форматами больше А3. Но такую работу над пейзажем я с учениками провожу уже в два-три этапа. Сначала непосредственно на пленэре мы делаем небольшой этюд, где определяем общую композицию, тоновые отношения и цветовую гамму. Потом на большом формате делаем подробный рисунк. На увлажнённой акварельной бумаге начинаем писать самую светлую часть пейзажа — небо. Небо будет камертоном. По нему уже можно решить на сколько темнее или светлее надо будет писать землю, траву, деревья, дома и т. д. Можно сразу, пока бумага не высохла, легко проложить реку, деревья, кусты, траву и т. д.

3

Рис. 13

На этом первый этап можно закончить. Небо, которое нас впечатлило, уже написано. Общие тоновые отношения — проложены. Дальше начинаем прорабатывать планы. Дальние планы, соответственно, светлее и цельнее, а второй и первый планы более проработанные и контрастные. Завершаем пейзаж прописыванием деталей первого плана. Здесь я показываю поэтапное написание пейзажа на примере своей работы.

4

Рис. 14

Для детей 14–15 лет эти задачи достаточно сложные. Но педагог должен контролировать каждый шаг в написании пейзажа и вместе с учеником вести и свою работу.

Много интересных конкурсов проводит Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Это серьёзный экзамен и проверка знаний юных художников. Учащиеся нашей школы тоже участвовали в некоторых из них и занимали призовые места. Одна из моих учениц, Куликова Арина, была победителем Международного конкурса «Волшебство акварели» и была награждена призовой обучающей программой по акварельной живописи в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

«В Сочинском парке». вып. Куликова Арина, 14 лет

Рис. 15. «В Сочинском парке». вып. Куликова Арина, 14 лет

Впоследствии продолжила своё обучение в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи), где получила серьёзную базу знаний на программе «Основы многослойной акварельной живописи».

Такие курсы и обучающие программы безусловно повышают профессиональный и творческий потенциал учащихся, дают им возможность и уверенность продолжить этот путь, поступая уже в средние и высшие художественные учебные заведения.

Я тоже проходил курсы по программе «Методика многослойной акварельной живописи в системе дополнительного образования» в Образовательном центре «Сириус» 2022 г. С большим уважением я отношусь к педагогам академии. Я смог научиться не только технике акварели, но и отношению в работе, работая потом со своими учениками.

«Горная река». Вып. Кривошеев Г. И.

Рис. 16. «Горная река». Вып. Кривошеев Г. И.

«Заросший родник». Вып. Кривошеев Г. И.

Рис. 17. «Заросший родник». Вып. Кривошеев Г. И.

По теме, которую мне хотелось раскрыть, основываясь на примере пленэрной живописи, на мой взгляд, могу отметить самое важное. Педагог, в первую очередь, сам должен не только поддерживать, но и непременно повышать свой профессиональный художественный уровень. Нельзя бояться учиться. Мы сами это требуем от своих учеников. И совершенно не имеет значения, где ты преподаёшь: в художественной школе или в Академии художеств. Невозможно научить только теорией и словами. Ученики это сразу же видят, их не обмануть, как творческие личности они тонко чувствуют фальшь, поэтому так важно необходимо быть профессионалом самому, чтобы от учеников добиться высокого уровня художественных работ.

Литература:

  1. С. Алексеев. «О колорите». Издательство «Изобразительное искусство», Москва, 1974.
  2. Эльвин Крошо. «Как рисовать акварелью». Издательство «Астрель», АСТ,2006.
  3. С. Разумовская, Н. Моргунова. «Николай Петрович Крымов художник и педагог». Издательство «Изобразительное искусство», Москва, 1989.
  4. П. Марков. «Об акварели или живописи водяными красками». Московская специализированная школа акварели Сергея Андрияки, Москва, 2003.
  5. Стен Смит. «Как рисовать акварелью. Полный курс». Издательство «Внешсигма», Москва, 1998.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный