Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 августа, печатный экземпляр отправим 3 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка системно-деятельностного урока в начальной школе. Диаметр окружности (круга). Решение задач

Методическая копилка: конспекты и сценарии
4
Поделиться
Библиографическое описание
Москвина, Н. А. Разработка системно-деятельностного урока в начальной школе. Диаметр окружности (круга). Решение задач / Н. А. Москвина, А. М. Кочетова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/8782/.


Анализ:

  1. ПУ: Диаметр окружности (круга)
  2. Знание о: способах нахождения и построении диаметра окружности (круга)

Знание как: выбрать нужный способ

Умение: умеют находить и измерять диаметр окружности (круга)

  1. Концентр: Числа от 1 до 100. Доли.
  2. СУ: окружность, круг, радиус, центр окружности, способ нахождения радиуса окружности.

Оборудование: презентация, сигнальные карточки, оценочные листы, учебник 3 класс 1 часть «Математика», М. И. Моро, карточки с заданиями.

1. Что именно будет осваиваться?

Вариант содержания урока:В: знание о понятии «диаметр», как находить диаметр, умение находить диаметр.

2. На какой результат я хочу выйти?

Результаты: учащиеся смогут дать определение понятия «диаметр», знают способы нахождения диаметра, умеют находить значение диаметра.

3. В чем суть проблемы, которую предстоит решить?

Проблемная ситуация: дети не могут определить, название отрезка, проходящего через центр окружности.

4. Что обязательно нужно вспомнить?

Средства усвоения: окружность, круг, радиус, центр окружности, способ нахождения радиуса окружности.

5. Какова цель и образ результата?

Цель ученика — узнать понятие «диаметр», узнать способы нахождения значения диаметра, уметь находить значение диаметра.

Цель учителя — формировать понятие «диаметр» и умение находить значение диаметра разными способами .

Сценирование:

I Актуализация знаний и умений

ДЗУ: Активизация опорных знаний, подготовка мышления учащихся к усвоению нового материала.

ВЗ: Математический диктант.

УЗУ: У нас урок математики, начнем мы его, как всегда, с разминки.

ПЗУ: Выполним математический диктант.

ОД: Поработаем все вместе. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете по очереди отвечать.

ОК: Остальные внимательно следят. По каким критериям мы будем контролировать?

Д: Правильность и отсутствие повторений.

У: Молодцы! Не забывайте пользоваться сигнальными карточками.

Содержание:

Какое число нужно разделить на 5, чтобы получилось 8(40)

Какое-то число умножили на 3 и получили 24. Какое умножили? (8.)

Во сколько раз 32 больше 8? (В 4.)

Сколько раз по 7 содержится в числе 42? (6.)

На сколько нужно разделить 21, чтобы получилось 3? (На 7.)

Увеличьте 6 в 9 раз. (54.)

Уменьшите 56 в 7 раз. (8.)

Уменьшите 56 на 7. (49.)

–Первый множитель 3, произведение 27. Чему равен второй множитель? (9.)

О-Р:

У: ребята, что мы сейчас делали и что знаем?

у: мы выполняли математический диктант, отвечали на вопросы, считали.

У: получилось ли это у нас?

у: да, мы справились с этим заданием.

У: возникали ли у вас трудности?

у: нет, мы уже делали подобное задание, поэтому сейчас легко справились.

У: отлично, мне понравилось, как вы контролировали и корректировали друг друга, старались.

У: Напомните, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом уроке?

Д: Учились чертить окружность (круг) с помощью циркуля, решали задачи, познакомились с радиусом окружности и учились его измерять.

Постановка проблемы

ДЗУ: Организовать работу по созданию интеллектуального конфликта; формировать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

УЗУ: Сейчас мы с вами продолжим работать с окружность (кругом) и поучимся формулировать цели урока.

ПЗУ: Для этого ответим на вопросы.

ОД: Для этого поработаем вместе. Смотрим на слайд и отвечаем на вопросы.

ОК: (фронтально) Все внимательно следят. По каким критериям мы будем контролировать?

Д: Правильность и отсутствие повторений.

У: Молодцы! Не забывайте пользоваться сигнальными карточками.

Содержание:

У: Посмотрите, что изображено на экране?

— Как называется центральная точка?

—А что такое окружность?

— А что такое радиус окружности?

—Как его можно обозначить?

—Сколько радиусов у этой окружности?

Ответы детей

У: Постройте в своих тетрадях окружность r=2 см. Постройте на ней цветными карандашами 4 радиуса, обозначьте их буквами ОD, ОC, ОM, ОN.

Учащиеся работают в тетрадях.

У: А сколько ещё радиусов можно провести в данной окружности?

У: Что можно о них сказать?

Д: Радиусы одной окружности равны.

У: Это свойство радиусов одной окружности.

У: Ребята, возьмите круг, который лежит перед вами. Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Разверните круг. Посмотрите линию сгиба, это радиус?

Д: Нет.

У: Если это не радиус, то, как мы назовём этот отрезок? Попробуйте сами дать определение этому отрезку

Д: Может быть 2 радиуса?

У: Какие еще есть варианты?

Д: Мы не знаем.

У:Увсех получилось? В чем затруднение?

Д: Мы не знаем, как называется данный отрезок.

У: Т.е вы не знаете, как называется данный отрезок, который состоит из двух радиусов? А есть те, кто знает? Как вы назвали его? Значит, есть другое название …

Постановка цели и определение образа результата

У: Что мы должны узнать сегодня на уроке?

Д: Мы узнаем, как называется отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр, и находить его значение. Учитель записывает цель урока на доске.

У: Как мы поймем, что были успешны?

Д: мы сможем применять понятие, которое узнаем на практике, находить данный отрезок круга, решать простые задачи на нахождение доли числа.

Д: мы узнаем правило и формулу и как правильно отрезок надо строить.

Определение критериев оценки результата

У: А по каким признакам мы поймем, что добились этого?

Д: знаем определение нового понятия; знаем, как находить данный отрезок и умеем его находить.

У: На основе ваших ответов я составила таблицу, по которой на уроке мы сможем отследить наши достижения цели.

Знаю определение понятия

2 — могу рассказать определение понятия

1 — допускаю ошибки в определении понятия

0 — не могу верно рассказать определение понятия

Знаю, как находить и измерять отрезок окружности (круга)

2 — знаю способы нахождения и измерения отрезка окружности (круга), знаю, как выбрать нужный способ.

1 — знаю способы, но иногда испытываю затруднение в выборе.

0 — не понимаю, как выбирать подходящий способ

Умею находить и измерять отрезок окружности (круга)

2 — не допускаю ошибок

1 — допускаю 1–2 ошибки

0 — допускаю 3 и более ошибок

Разработка плана достижения цели

У: Для достижения нашей цели вместе составим план работы.

ОД: Для этого поработаем в группах. Каждая группа составляет план, а затем мы скорректируем и выберем самый подходящий.

ОК:

У: Ребята, какие критерии мы будем использовать при выполнении групповой работы?

Д: В работе должны участвовать вся группа.

У: Тогда первый критерий, который я запишу — участие каждого в группе.

(Учитель записывает на доске первый критерий)

У: Какой будет следующий критерий?

Д: При работе в группе нужно соблюдать дисциплину.

У: Молодцы, давайте его сформулируем, как соблюдение дисциплины.

(Учитель записывает на доске второй критерий)

У: Это все критерии, которые мы можем с вами выделить?

Д: Нет, ещё один критерий. Разработанный группой ответ должен соответствовать заданию, которое было предложено учителем.

(Учитель записывает на доске третий критерий)

У: Хорошо!

У: Через какие шаги мы будем этого результата достигать? Сейчас мы с вами составим план нашей работы на уроке.

Учащиеся работают в группах.

Каждая группа представляет свои варианты. В конечном итоге приходят к данному плану:

Д:

1) Понаблюдать за признаками отрезка окружности

2) Сформулировать определение понятия отрезка окружности

3) Вывести правило и способы нахождения и измерения отрезка окружности.

4) Потренироваться в нахождении и измерении отрезка окружности

У: Молодцы! Этот план мы зафиксируем на доске и будем обращаться к нему в ходе урока.

К-Р:

Контроль со стороны учителя: учитель анализирует ответы детей, помогает учащимся контролировать ответы других по критериям.

Контроль со стороны учеников: ученики контролируют ответы одноклассников при помощи выделенных критериев и сигнальных карточек.

Итог этапа:

У: Итак, мы составили план, что будем делать дальше?

Д: Работать по плану.

Восприятие и осмысление понятия (действия по реализации плана)

ВР: наблюдение за признаками

ДЗУ: Организовать наблюдение за признаками понятия «диаметр», формировать умение группировать на основе общих признаков, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

УЗУ: Ребята, сейчас мы узнаем, какие признаки есть у нового понятия.

ПЗУ: Для этого рассмотрим окружность.

ОД: Работать будем так: разделитесь на группы на три; каждой группе я раздам карточку с окружностью, в которой проведен отрезок; вам необходимо будет пронаблюдать признаки данного отрезка.

ОК: Учитель: Контролировать ответы друг друга будем с помощью сигнальных карточек. Давайте вспомним, по каким критериям будем контролировать деятельность работы в группе.

Ученики: Правильность высказывания.

Учитель: Верно, следующий критерий

Ученики: Названы все признаки понятия.

Ученики: Ответ должен быть достаточно громким и четким.

Учитель: Отлично, критерии вспомнили. Если ответ соответствует всем критериям то, что мы делаем?

Ученики: Поднимаем зеленую карточку.

Учитель: Правильно, а если ответ не соответствует одному или нескольким критериям?

Ученики: Поднимаем красную карточку.

Учитель: Хорошо, начинаем нашу работу!

Содержание:

Учитель раздает карточки. Ученики работаю в группах.

Учитель: я вижу, что вы закончили работу, давайте проверим, что у вас получилось.

Ученики: Проходит через центр окружности.

Ученики поднимают зеленые карточки.

Учитель: Хорошо, вторая группа называет следующий признак.

Ученики: Данный отрезок равен двум радиусам.

Ученики поднимают зеленые карточки.

Ученики: соединяет две точки окружности.

Ученики поднимают зеленые карточки.

Учитель: Есть еще признаки?

Ученики: диаметры одной окружности равны.

Ученики поднимают зеленые карточки.

Учитель записывает признаки на доске.

Учитель: Хорошо, вы назвали все признаки нового понятия. А теперь давайте узнаем признаки, какого понятия мы сейчас называли. Для этого решим ребус.

Учитель выводит на экран ребус.

Ученики: Диаметр.

Учебное задание № 2

Вид работы — Формулирование определения понятия «Диаметр»;

Учебная задача учителя — организовать работу по формулированию понятия «Диаметр»; формировать умение осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Учебная задача ученика: Ребята, сейчас мы с вами определим, что такое диаметр.

Практическая задача: Для этого побеседуем.

Организация деятельности: Работать будем так: каждая группа формулирует определение понятия и затем представляет сформулированное определение понятия «Диаметр».

Содержание:

Ученики работают в группах.

Учитель: Я вижу, что все готовы, тогда начнем проверять. Итак, первая группа представляет определение, которое они сформулировали.

Ученики: Диаметр — отрезок, который проходит через середину окружности.

Ученики поднимают красные карточки.

Учитель: Вася, почему ты поднял красную карточку?

Ученики: Потому что в определении понятия не все признаки.

Учитель: Хорошо, я согласна с Васей. Вторая группа представит свое определение понятия.

Ученики: Диаметр — отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее середину, равен двум радиуса.

Учитель записывает определение понятия на доске.

Ученики поднимают зеленые карточки.

Учитель: Верно, третья группа у вас получилось такое же определение?

Ученики: Да.

Учитель: Отлично.

Оценочно-результативный компонент :

Учитель: Были ли у вас трудности при выполнении данной работы?

Ученики: Да. Было сложно включить все признаки в определение понятия.

Учитель: Какой был первый пункт нашего плана?

Ученики: Понаблюдать за признаками отрезка окружности

Учитель: Верно, а второй пункт плана мы с вами сейчас выполнили?

Ученики: Да. Мы сформулировали определение понятия диаметр.

Учитель: Хорошо, будем учиться. Подводя итоги данной работы, я хочу отметить, что в выполнении данного занятия принимали участие все ученики. Никто не отвлекался, каждый принимал активное участие в обсуждении выполнения задания. Мы правильно сформулировали определение понятия «Диаметр» и можем перейти к следующему заданию.

Первичное закрепление понятия «диаметр»

ОДЗ : Организовать первичное закрепление понятия «Диаметр».

Вид работы — Составление алгоритма распознавания понятия «диаметр».

Учебное задание № 1

Учебная задача учителя — организовать работу по составлению алгоритма распознавания понятия «диаметр».

Учебная задача ученика: Ребята, сейчас мы с вами будем учиться составлять алгоритм распознавания понятия «Диаметр».

Практическая задача : Для этого побеседуем.

Организация деятельности: Работать будем так: каждая группа формулирует шаги алгоритма, затем проверим.

Организация контроля:

Учитель: Контролировать ответы друг друга будем с помощью сигнальных карточек. Давайте вспомним, по каким критериям будем контролировать деятельность работы в группе.

Ученики: Алгоритм должен быть полным.

Учитель: А что это значит?

Ученики: Шаги не должны быть пропущены.

Учитель: Верно, какой следующий критерий?

Ученики: Правильная последовательность шагов.

Учитель: Следующий критерий.

Ученики: Ответ должен быть достаточно громким и четким.

Учитель: Хорошо, какой еще критерий есть?

Ученики: Правильность высказывания.

Учитель: Отлично, критерии вспомнили. Если ответ соответствует всем критериям то, что мы делаем?

Ученики: Поднимаем зеленую карточку.

Учитель: Правильно, а если ответ не соответствует одному или нескольким критериям?

Ученики: Поднимаем красную карточку.

Учитель: Хорошо, начинаем нашу работу!

Содержание:

Ученики работают в группах.

Учитель: Я вижу, что все готовы, тогда начнем проверять. Итак, первая группа представляет алгоритм, который они составили.

Ученики: 1.Найти/определить окружность.

2.Найти радиус окружности.

3.Умножить значение радиуса окружности на 2.

4.Полученное значение будет являться диаметром.

5.Записать ответ.

Ученики поднимают зеленые карточки.

Учитель: Хорошо, у кого-то получился другой алгоритм?

Ученики: Да.

1.Найти/определить окружность.

2.Найти радиус окружности.

3.Сложить значение радиуса два раза.

4.Полученное значение будет являться диаметром.

5.Записать ответ.

Ученики поднимают зеленые карточки.

Учитель: Верно, а есть еще способ определения диаметра окружности?

Ученики: Диаметр окружности можно определить с помощью линейки.

Контрольно-регулировочный компонент:

Контроль со стороны учителя: осуществляет фронтальный контроль в ходе беседы, помогает ученикам контролировать по критериям ответы каждой группы.

Контроль со стороны учащихся: контролируют деятельность своих одноклассников и свою деятельность по критериям. В случае неправильного ответа ученики поднимают красную карточку, а если ответ правильный — зеленую карточку.

Оценочно-результативный компонент:

Учитель: Были ли у вас трудности при составлении алгоритма?

Ученики: У нас не возникло трудностей, со всем справились.

Учитель: Какой шаг плана мы с вами выполнили?

Ученики: 3. Вывести правило и способы нахождения и измерения отрезка окружности.

Учитель: Мы будем продолжать учиться составлять алгоритмы! Итак, оценивая вашу работу, я хочу сказать — каждый член группы активно учувствовал в обсуждении.

Закрепление понятия «диаметр»

Вид работы : Распознавание понятия «диаметр» по алгоритму

Учебное задание № 1

Учебная задача учителя : организовать работу по распознаванию понятия «диаметр».

Учебная задача ученика: Ребята, сейчас мы с вами будем учиться распознавать понятие «диаметр».

Практическая задача: Для этого, мы с вами выполним задание.

Организация деятельности : Работать будете так: один ученик работает возле доски, а остальные у себя в тетрадях и контролируют ученика, который работает у доски.

Организация контроля:

Учитель: Давайте вспомним, по каким критериям будем контролировать деятельность ученика возле доски.

Ученики: Ответ должен быть достаточно громким и четким.

Учитель: Верно, какой следующий критерий?

Ученики: Соблюдение и последовательность всех шагов алгоритма.

Учитель: Отлично, критерии вспомнили. Если ответ соответствует всем критериям то, что мы делаем?

Ученики: Поднимаем зеленую карточку.

Учитель: Правильно, а если ответ не соответствует одному или нескольким критериям?

Ученики: Поднимаем красную карточку.

Учитель: Хорошо, начинаем нашу работу!

Ск :

Содержание :

Учитель раздает карточки с окружностью каждому ученику, одну карточку вывешивает на доску.

Учитель: Катя, выйди к доске и найди чему равен диаметр данной окружности.

Катя решает на доске и комментирует решение, ученики в своих тетрадях.

Ученики: Диаметр данной окружности равен 8 см.

Ученики поднимают зеленые карточки.

Учитель: Я вижу, что у все так получилось. Молодцы. Решаем следующее задание. Кто желает выйти к доске?

Ученики поднимают руки.

Учитель: Вера.

Учитель: Длина радиуса составляет 6 см. Чему равен диаметр окружности?

Ученики решают в своих тетрадях, Вера на доске.

Ученики: Диаметр окружности равен 12 см.

Учитель: Верно, каким способом решения вы воспользовались?

Ученики называют способ решения.

Учитель: Отлично, при работе вы использовали разные способы.

Ск:

Заполните таблицу

радиус

4 см

3 см

7 дм

5 дм

диаметр

Правильный ответ:

радиус

4 см

3 см

7 дм

5 дм

диаметр

8 см

6 см

14 дм

10 дм

Учитель: Теперь посмотрите на слайд и заполните таблицу. Отвечать будем по цепочке.

Ученики отвечают по цепочке.

Оценочно-результативный компонент:

Учитель: Ребята, посмотрите мы выполнили все пункты плана?

Ученики: Да.

Учитель: Подводя итоги выполнения данного задания, отмечу, что многие внимательно слушали своих одноклассников и не отвлекались, следили за соблюдением всех шагов алгоритма и правильностью их выполнения.

Фиксация и оценивание результата

ДЗУ: Организовать работу по оценке деятельности обучающимися; развивать умение выполнять оценку своей деятельности.

УЗУ: Предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке, оценить полученные знания.

ПЗ: Для этого выполним следующее задание.

ОД: У вас на партах лежат оценочные листы, заполните их

ОК: в соответствии с правилами

Ск : Давайте вспомним, какую цель мы с вами сформулировали в начале урока.

Д: Узнать, как называется отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр, и находить его значение.

У: Достигли ли мы поставленной цели?

Д: Да.

У: Оцените свою деятельность на уроке с помощью оценочного листа.

Оценочный лист:

Ученики оценивают свою деятельность с помощью оценочных листов.

Рефлексия пути достижения результата

У: Поднимите руки, у кого были трудности сегодня на уроке? Как их можно исправить?

у: Еще ошибаюсь в формулировке правила. Нужно потренироваться говорить математическим языком.

у: Не могу выбрать подходящий способ решения, все делаю одним. Буду пробовать решать разными, чтобы понять.

у: Ошибаюсь в вычислениях. Нужно быть внимательнее.

У: Вы смогли проанализировать свои ошибки. А скажите, как можно использовать полученное вами правило.

Д: Мы можем решить задачу разными способами, можем выбрать как вычислять удобнее.

Перспектива

У: Что мы можем делать дальше? Где мы применим полученные знания и умения?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

У: Чему нам нужно еще научиться? Что мы еще не знаем про окружность?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный