Сценарий профилактического занятия с элементами тренинга с детьми младшего школьного возраста «Мир без конфликтов» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Петракова, А. М. Сценарий профилактического занятия с элементами тренинга с детьми младшего школьного возраста «Мир без конфликтов» / А. М. Петракова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8943/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, способы разрешения конфликта.

Цель: формирование навыков бесконфликтного общения.

Задачи:

— ознакомление с основными понятиями;

— обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

— воспитание ответственного поведения;

— сплочение классного коллектива.

Место проведения: учебный кабинет в школе.

Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга.

Методы работы:

— активное слушание;

— дискуссия;

— мозговой штурм;

— групповая работа;

— обсуждение;

— рефлексия.

Оборудование: проектор, колонки, компьютер, доска, ручки, фломастеры, бумага формата А4, раздаточный материал.

Участники: дети младшего школьного возраста.

Время проведения: 40–45 минут (1 урок)

Организационный момент:

— организация рабочих мест учащихся и педагога;

— подготовка оборудования.

Ход занятия

Вступительное слово педагога-психолога.

Дорогие ребята, все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Необходимо заметить, только то, что общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры — нередко портят нам настроение, а проблема возникновения их неумение и незнание правил эффективного общения. Тема данного занятия «Мир без конфликтов», сегодня вы узнаете все о конфликтах и способах их позитивного разрешения.

Основная часть. Беседа на тему «Что такое конфликт».

Предлагаю подумать, что такое конфликт? (ответы детей)

Вспомните, пожалуйста, и поднимите руку те:

— Кто сегодня уже успел с кем-нибудь поссориться?

— Кто успел помириться?

— Кто из вас сегодня обидел кого-нибудь?

— Кто попросил прощения?

— Кто из вас вступает в конфликты ежедневно?

— Кто конфликтует по несколько раз в день?

— Кто из вас и в настоящий момент находится в состоянии неразрешенного конфликта с кем-либо?

— Как мы видим, каждый из нас знаком с понятием «конфликт», многие из нас были его участниками, зачинщиками либо сторонними наблюдателями. Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты, а это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Слово «конфликт» в дословном переводе с латинского означает «столкновение».

Разберём основные понятия:

Конфликт - столкновение противоположных мнений, часто сопровождается ярко окрашенными отрицательными эмоциями.

Конфликтная ситуация - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

Способы разрешения конфликта — юмор, компромисс, анализ ситуации, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи.

—Акак Вы решали конфликтные ситуации? (ответы детей)

Существует много способов положительного разрешения конфликтов. Мы сегодня с вами их разберём. Для начала поработаем в парах. Переходим к нашему первому упражнению.

Упражнение «Разожми кулак»

Цель: показать участникам, что конфликтные ситуации можно разрешать мирным путём.

Работа в парах сидя за партами. Один участник упражнения зажимает кулак, задача второго участника сделать так, чтобы зажавший кулак его разжал (обычно дети начинают с силой разжимать руку). После определённой паузы необходимо подойти к одному из зажавших кулак и любезно просить его разжать кулак, демонстрируя участникам правильный подход к выполнению задачи.

Рефлексия:

Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? (ответы детей)

Упражнение «Совместный рисунок»

Цель: совместная деятельность, выяснение того, как дети могут работать сообща.

Детям раздаются листы А4 (по одному на парту). Задача в паре нарисовать совместный рисунок. Далее обсуждение совместной деятельности и презентация творческих работ.

Рефлексия:

Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? (ответы детей)

Мы с вами выполнили два упражнения («Разожми кулак» и «Совместный рисунок»). Научились работать мирно и общаться без конфликтов. Пришло время рассказать вам притчу.

Притча «Солнце и ветер»

Цель: способствовать воспитанию моральных и духовный качеств личности путем осмысления и работы над притчей.

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, — сказало оно ветру. — Я буду действовать по-иному, ласково». И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Рефлексия:

— Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью!

— Какие пословицы подходят к притче Ушинского «Ветер и Солнце»? (дискуссия)

Добро сильнее зла.

Доброта и искренность — признак силы. Не каждый может себе это позволить.

За твое, за мое спор разгорается.

Кроткое слово гнев побеждает.

А теперь переходим к практическому упражнению.

— Вспомнили пословицы, а теперь переходим к практическому упражнению.

Практическое упражнение «Встреча на мосту».

Цель: научить детей решать конфликты мирно и находить компромисс.

Из бумаги формата А4 выкладывается мост. Каждая пара участников встречается на мосту и решает, как можно будет пройти, так чтобы не упасть в пропасть.

Рефлексия:

Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? (дискуссия)

А теперь самое интересное, в завершении нашего практического упражнения мы смотрим психологический видео ролик.

Просмотр видео «Как важно уметь договариваться» (дополнение к практическому упражнению «Встреча на мосту»)

Продолжительность 2:45.

Обращаем внимание на два персонажа (лось и медведь). Встретившись на мосту, они не могут уступить друг другу. Зарождается конфликт. Появляются миротворцы, но им не удается помочь упёртым участникам ссоры. И вот миротворцы оказываются в аналогичной ситуации. Как они себя ведут? Как решается конфликтная ситуация? (обсуждение) .

Вывод: в конфликтной ситуации целесообразно найти выход и хорошо если инструментом будет компромисс, умение договариваться, нахождение взаимовыгодного решения, уместный юмор. Но в обществе до сих пор находятся лоси и медведи, которые упёрты, как бараны. Они вредят всему процессу. Если вы хотите научиться эффективной коммуникации и овладеть навыками лёгкого и результативного общения, то у каждого вас есть все средства для этого. Учимся эффективному бесконфликтному общению.

Упражнение «Подарок»

Цель: научить детей относиться уважительно друг к другу.

—Уменя есть коробочка с добрыми советами для каждого из вас. Каждый участник достаёт из коробочки листок с номером, на оборотной стороне которого написано пожелание. Пожелания зачитываются вслух.

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
  2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
  3. Уважай чувства других людей.
  4. Любую проблему можно решить.
  5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
  6. Не сердись, улыбнись.
  7. Начни свой день с улыбки.
  8. Будь уверен в себе.
  9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
  10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
  11. Будь обаятелен и добр.
  12. Извинись, если ты не прав.
  13. Не забывай выражать свою благодарность.
  14. Выполняй свои обещания.
  15. Не критикуй постоянно других.
  16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.
  17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

Рефлексия:

Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? (дискуссия)

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

—Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Воспитатель начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия:

Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? (дискуссия)

Заключительная часть:

— Ребята, нашей жизни случаются ссоры и конфликты. Сегодня с вами мы научились (благодаря упражнениям) решать конфликтные ситуации. Мы, конечно, с вами играли, но и в то же время проигрывали то, что случается с нами в реальной жизни. В конфликтные ситуации попадают и взрослые, и дети, но самое главное — это научиться правильно и достойно решить любую конфликтную ситуацию.

— Давайте пожелаем, друг другу хорошего настроения и хорошего дня!

— Я раздаю вам памятки, ознакомьтесь с правилами бесконфликтного общения. Мы завершай наше занятие. Надеюсь, оно было интересным и полезным для вас!

Приложение

Памятка «Правила бесконфликтного общения»

Правила для тех, кто говорит:

— Проявляйте доброжелательность, уважение по отношению к собеседнику, с которым вступаете в общение.

— Говорите вежливо и избегайте категоричности.

— Будьте скромны в самооценке, ненавязчивы.

— Ориентируйтесь на собеседника, создавайте для него психологический комфорт.

— Постоянно стимулируйте интерес собеседника к проблемам общения.

— Будьте логичны в изложении своих взглядов и предложений.

— Удерживайте внимание собеседника, стимулируйте его активность в восприятии.

— Выбирайте такой стиль разговора, который был бы благоприятным.

— Учитывайте дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики.

Правила для того, кто слушает:

— Не жалейте времени для того, чтобы выслушать собеседника.

— Терпеливо и уважительно относитесь к тому, кто говорит.

— Не перебивайте собеседника, выслушайте его до конца.

— Дайте собеседнику проявить себя в общении, стимулируйте его активность.

— Используйте языковые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки для говорящего.

Литература:

  1. Завязкин О. В. Как избежать стресса / О. В. Завязкин. — М.: Сталкер, 2000. — 320 с.
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — СПб.: Питер, 2008. — 490 с.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  4. Афонькова В. М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе// Общение как педагогическая проблема. — М.: Изд-во АПН СССР, 1974. — С. 28–40.
  5. Петракова, А. М. Сценарий профилактического занятия с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мир без конфликтов» / А. М. Петракова. — Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/701307 (дата обращения: 29.01.2024).

Ключевые слова

конфликт, конфликтная ситуация, способы разрешения конфликта
Задать вопрос