Классный руководитель — наставник подростков в вопросах профориентации и выбора профильного направления в старших классах | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Чайникова, Л. Ю. Классный руководитель — наставник подростков в вопросах профориентации и выбора профильного направления в старших классах / Л. Ю. Чайникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8917/ (дата обращения: 04.05.2024).



Ключевые слова: классное руководство, профильное направление.

Заканчивая девятый класс, подростки лишь в редких случаях знают, кем бы им хотелось стать во взрослой жизни. Чаще всего происходит метание в поисках профильного направления от физико-математического к гуманитарному, от лингвистического к информационно-технологическому или от химико-биологического к художественно-эстетическому. Вместе с подростком в этом процессе участвуют ближайшие родственники, но и они не всегда могут помочь в выборе. А время бежит и требует определенности, так как в современных лицеях, гимназиях и школах в старших классах происходит разделение на профильные классы. А те из учеников, которые решили начать профессиональное образование после 9 класса также должны определиться с выбором колледжа или другого учебного заведения, дающего среднее профессиональное образование. Таким образом, в период поиска профессии подростки оказываются в трудной ситуации, так каждому ученику необходимо найти направление дальнейшего развития.

В условиях растущей потребности школ в квалифицированных кадрах, не всегда есть возможность получить индивидуальную психологическую помощь в вопросах профориентации. Не везде есть психолог, который может лично поработать с каждым ребенком, чтобы предложить ему направление, которое будет соответствовать его желаниям и возможностям. Чаще всего психологическая профориентация ограничивается тестированием, где определяется тип будущей профессии в зависимости от предмета труда. Известный российский психолог Е. А. Климов выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда: «Человек — Человек», «Человек — Природа», «Человек — Техника», «Человек — Знаковая система» и «Человек — Художественный образ». [4] Однако эти тесты четко работают только для небольшого количества ребят. В юношеском возрасте приоритеты часто меняются, а возможность изменить направление профильного обучения есть не всегда.

Несомненно, что кроме интересов и желаний подростка тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным типом. Например, общительным ребятам подойдут профессии связанные с многочисленными контактами, а эмоционально-устойчивые смогут реализовать себя в таких видах, где требуется концентрация внимания. В любом случае, нужно попробовать себя в различных ролях, чтобы понять насколько соответствует характер и темперамент выбранной области. На этапе поиска профессионального направления классный руководитель может оказать существенную помощь. Через совместную деятельность классный руководитель имеет возможность применять методы, позволяющие поэтапно и эффективно формировать профессиональное самоопределение старших школьников.

Дело в том, что классный коллектив — это рабочий коллектив в миниатюре. Поэтому классный руководитель может дать возможность испытать каждому ученику класса какую-то роль, чтобы дать возможность осознать ответственность за результат своей деятельности. В случае положительного результата, выбор сделан правильно. А если подросток не справился с поручением, стоит сделать еще одну попытку. Как правило, в любом классе есть необходимость разделения обязанностей и к 14–15 годам ученики уже знают их перечень и представляют себе, что нужно делать. Например, ответственный за посещаемость знает, что нужно вести журнал и ежедневно вносить в него информацию, а ответственный за физкультурный сектор знает, как набрать команду для веселых стартов и т. д.

В моем классе существует традиция — назначать ответственных только добровольно, то есть дать возможность выбрать самому, в каком секторе работать в течение года. Проблема лишь в том, что на одно и то же направление могут претендовать несколько учеников. Моя задача как классного руководителя сформировать микрокоманды по таким направлениям, чтобы каждый смог выбрать желаемое направление. В течение года ребята более или менее успешно реализуют себя в выбранных направлениях. В нашем лицее внеклассная работа ведется очень активно. Поэтому все ученики имеют возможность многократно проявить себя в выбранном направлении и сделать вывод, подходит им или нет данный вид деятельности.

Еще одним эффективным способом определения профориентации являются олимпиады, конкурсы. В современном образовательном поле существует огромное количество различных предложений, но не все из предложений являются значимыми. Огромное количество рекламируемых олимпиад могут лишь развлечь детей, а сами подростки и их родители плохо ориентируются в них. Поэтому здесь также классный руководитель может помочь в выборе, чтобы подросток не тратил свои ресурсы зря. Даже участие в серьезной олимпиаде может помочь определиться с выбором профильного направления. А успехи в олимпиадном движении однозначно помогают выбрать профиль дальнейшего обучения.

Проектная деятельность, несомненно, оказывает большое влияние на развитие подростка. Именно через нее происходит выбор направления области интересов. Цель классного руководителя — найти конкурс, где есть возможность попробовать свои силы в защите проекта. Быть наставником практико-ориентированного или исследовательского проекта — трудная, но одновременно и интересная задача для классного руководителя. Особенно если в команду проекта включен целый класс. Одним из примеров такого масштабного проекта для моего класса стала подготовка к конкурсу «Театральная весна». На протяжении нескольких месяцев восьмиклассники готовили музыкальный спектакль «Аладдин» с красочными декорациями, костюмами, гримом, и яркими музыкальными номерами. Главным условием подготовки было участие всех учеников класса. Сценарий был адаптирован под индивидуальные возможности каждого. Такое мероприятие помогло выявить способности подростков вне школьной программы, провести диагностику сильных сторон личности. А я, как классный руководитель получила массу информации для определения сферы интересов каждого из своих учеников.

Еще одним из эффективных способов выбора профессионального направления являются экскурсии на дни открытых дверей в учреждения высшего и среднего профессионального образования. На такие мероприятия дети с удовольствием ходят всем классом в сопровождении классного руководителя. По возможности можно организовать выездные экскурсии, которые еще больше расширяют кругозор школьников и дают информацию для размышления. Например, поездка в Иннополис в 7 классе мотивировала несколько учеников из нашего класса на развитие в области информационных технологий. Экскурсии в крупные вузы также дают толчок к повышению мотивации к учебе и возможность осмысленного выбора высшего образования. После посещения Санкт-Петербурга многие ребята заинтересовались возможностями получения образования в вузах этого замечательного города. Метод, который отлично зарекомендовал себя в направлении профориентации — выход на технологические производства, в медицинские учреждения, в банки, на различные производственные фабрики.

Таким образом, общеклассная и индивидуальная работа классного руководителя по выявлению способностей и помощи в процессе личностного развития подростка неоценима. В данном случае классный руководитель выступает наставником в режиме учитель — ученик. Целью такого наставничества является определение вектора развития ученика. Для этого в первую очередь необходимо решить задачу диагностики сильных и слабых сторон подростка. На следующем этапе нужно выработать индивидуальный план развития ребенка, то есть составить план конкретных мероприятий направленных на решение задачи. Если есть контакт классного руководителя с подростком и его родителями, то к 9 классу задачи профориентации могут быть решены. А в дальнейшем с его помощью возможна корректировка, если подросток изменит направление своих интересов. Если выбор окажется устойчивым и осознанным, наставник поможет в развитии в выбранном направлении.

Профориентация — это комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение школьника. Для успешной реализации программы профориентации подростка важно проводить работу поэтапно и системно. Условно можно выделить три этапа: предпрофильный (7–8 класс), профильный (9–10 классы) и заключительный (11 класс). С точки зрения специалистов по профориентации самым важным периодом является подростковый и ранний юношеский возраст. «Перед молодыми людьми, стоящим на пороге взрослой жизни, возникает сложная ситуация выбора: с одной стороны, предстоит разобраться во внешнем, огромном и разнообразном мире профессий, с другой стороны, им необходимо проанализировать и определить в себе индивидуально-психологические особенности, наиболее соответствующие представлениям о будущей сфере деятельности». [1]

Необходимо в ограниченное время успеть применить к каждому ученику несколько из перечисленных методов и дать время на осмысление результатов, как самому подростку, так и классному руководителю. Поскольку эта работа ведется на протяжении нескольких лет, есть необходимость вести журнал записи наблюдений, который поможет в разработке индивидуального плана мероприятий. Краткие записи удобнее всего оформлять в хронологическую таблицу, где фиксируются результаты наблюдений. На основании записей у классного руководителя есть возможность дать консультацию девятикласснику и его родителям и обосновать свои рекомендации по выбору профильного направления. В большинстве случае родители подростков принимают во внимание аргументированный совет классного руководителя-наставника.

Литература:

  1. Верниенко Л. В., Ящук Н. Ю. Профориентационная работа в системе школьного образования // Территория науки. 2017. № 6.
  2. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: 2007.
  3. Грецов А. Г. Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер, 2011.
  4. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993.
  5. Коноплянский Д. А. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в условиях личностно-ориентированного образования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Кемерово, 2003.
  6. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников. М., 2002.
  7. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. Сфера, 2006.

Ключевые слова

классное руководство, профильное направление
Задать вопрос