Особенности профессионального самоопределения подростков | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 24.12.2023

Статья просмотрена: 375 раз

Библиографическое описание:

Аксенова, Ю. В. Особенности профессионального самоопределения подростков / Ю. В. Аксенова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8890/ (дата обращения: 10.05.2024).



Подростковый возраст — время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности, идеалов и убеждений (Л. И. Божович, М. А. Воробьёва, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, Д. Б. Эльконин и др.). Данный возраст характеризуется становлением самосознания, которое является ядром профессионального самоопределения, т. к. подросток начинает отождествлять себя с той или иной профессией.

Согласно Л. С. Выготскому, самосознание в подростковом возрасте — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженных с их оценкой. Школьник стремится понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость [1]. Он считал, что в подростковом возрасте разрушаются и отмирают старые интересы, появляются новые благодаря возрастающему интересу к собственной личности («эгоцентрическая доминанта»); установке на большие масштабы деятельности, в том числе и профессиональной («доминанта дали»); протесту, упрямству,тяге к напряжению воли, к сопротивлению («доминанта усилия»); стремление к новому и идеальному, стремление к героизму и риску («доминанта романтики»). Выбор профессии, по утверждению Л. С. Выготского, это не только выбор деятельности, но и выбор жизненного пути, определение места в жизни и в обществе, призвания.

Выбор профессии на уровне самоопределения требует осознания требований будущей профессии и своих внутренних ресурсов, умения принимать решения на основе сознательно принятого намерения и высокой степени психического развития. Это действительный акт самоопределения, упорядочивающий мотивационно-потребностную сферу личности [2].

Согласно Л. И. Божович, «самосознание есть познание самого себя» [3, с. 32]. Интерес к своему внутреннему миру и стремление к самооценке возникают у подростка как следствие новой потребности — понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, попытаться проанализировать свои переживания, найти в себе отличия от других людей. Всё это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, продвижению в интеллектуально-познавательном плане, изменениям в эмоциональной сфере и является условием возникновения нового отношения подростка к себе — он задумывается о своём будущем, о профессии, о своём месте в жизни и её перспективах. Также в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения мотивационной сферы. На первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с жизненными планами, появляется сознательное отношение к учебной деятельности [3].

Д. Б. Эльконин, рассматривая особенности подросткового возраста, выделял два периода:

1) 12–14 лет — младший подростковый возраст, когда происходит подготовка человека к взрослой жизни, появляется «чувство взрослости», стремление сравнивать себя с другими, переосмысливать свою деятельность;

2) 15–17 лет — старший подростковый возраст, новым уровнем самосознания которого является Я-концепция. У ребенка возникает потребность познания себя как личности, он начинает искать свою уникальность, отличие от других. Старшие подростки испытывают потребность в поддержке взрослого, желают найти в нем друга, способного помочь разобраться в себе, оценить свои способности, умения, возможности. По мнению Д. Б. Эльконина, понять себя подросток сможет только благодаря столкновению с действительностью [4].

С точки зрения И. С. Кона, развитие самосознания основано на формировании идеала личности и направленно на осознание подростком своих личных особенностей, это определяется критическим отношением подростка к себе. Идеал подростка обычно складывается из качеств и достоинств других людей. Основой формой самопознания является сравнение. Подросток через сравнение формирует свою самооценку и определяет свое место в социуме. Личный смысл для подростка имеет потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности. Именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств. Например, деловитость, предприимчивость, организаторские способности, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию. Одобрение окружающими выполненная хорошо работы способствует самоутверждению подростков. И. С. Кон считал, что к концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными [5].

По М. А. Воробьёвой, «подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации» [6, с.124]. В младшем подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к разным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых, стремление к самовыражению и самоутверждению, влияние средств массовой информации, демонстрирующих и тиражирующих образцы «настоящих взрослых» приводит к формированию романтической профессиональной ориентации. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках формируют у подростка учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Благодаря этому у подростка возникает стремление развить профессионально важные качества, способности, способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов обучения. Образцы желаемого будущего становятся признаками профессионального самоопределения.

Важнейшей задачей старшего подросткового возраста, является выбор профессии. Профессиональные планы подростка недостаточно четкие, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но затрудняется сделать окончательный психологически обоснованный выбор профессии. «Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?)» [6, с. 125]. Подростки самоопределяются прежде всего на основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации [6].

Становление самопознания подростка обусловлено изменением интеллектуально-познавательной и эмоционально-мотивационной сфер, с опорой на которые он оценивает свои способности и формирует интересы. Подросток может рассуждать об идеалах, о будущем, он приобретает новый, более глубокий взгляд на мир. В это время начинается становление основ мировоззрения. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти, развиваются различные формы речи.

Выбор профессии способствует формированию учебных интересов подростков, изменению отношения к учебной деятельности, предпочтению непосредственно связанных с будущей профессией учебных предметов другим [7, 8].

В конце переходного периода самоопределение характеризуется пониманием своего места в обществе и своего назначения в жизни. Однако большинству подростков трудно разобраться в своих способностях, интересах, качествах. Выбор профессии осложняется в силу отсутствия достаточных знаний о мире профессий, о своих личностных качествах и способностях. В этом случае в выборе профессии начинают доминировать внешние факторы (влияние родителей, материальный доход, престижность профессии и др.) [9].

Потребности в самопознании и самоутверждении подросток удовлетворяет через отстаивание своей взрослости, самостоятельности. В то же время на профессиональное самоопределение ребенка оказывают влияние родители. Оно может выражаться в форме конкретного совета или указания, профессиональный личный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д. Выбирая свой жизненный путь, подростки учитывают не только свои интересы и склонности, но и возможности. При этом они считают нужным подчинить в случае необходимости свои непосредственные интересы рациональному выбору. Таким образом, в основе выбора профессии лежат сложные опосредствованные потребности.

Н. Н. Биктиной было установлено изменение в мотивации профессионального выбора подростков: в 2011–2012 годах доминировали удовлетворенность от собственной деятельности и проявление своего таланта, то, начиная с 2013 года и по настоящий момент подростки, при выборе профессии, особое внимание обращают на престижность профессии, уровень оплаты и комфортность условий труда. Также, если в 2011–2012 годах наибольшей популярностью пользовались профессии типа «человек-художественный образ», «человек-знаковая система», то большинство современных школьников имеют склонность к профессиональной сфере «человек-человек», а профессии типа «человек-художественный образ» и «человек-знаковая система» стали менее популярны. Можно предположить, что такие изменения связаны с развитием новых технологий, изменением экономических условий, появлением новых профессиональных направлений и профессий [10].

Таким образом, на профессиональное самоопределение оказывают влияние как внутренние установки личности относительно профессиональной деятельности, так и внешняя среда. Можно выделить следующие особенности профессионального самоопределения подростков:

— в младшем подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям;

— самоопределение в старшем подростковом возрасте тесно связано с формированием мировоззрения;

— профессиональные планы подростка весьма аморфны, неопределенны, имеют характер мечты;

— выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения подростков к учебной деятельности, избирательного отношения к учебным предметам;

— основе выбора профессии лежат сложные опосредствованные потребности;

— при выборе профессии подростки особое внимание обращают на престижность профессии, уровень оплаты и комфортность условий труда.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. — М.: Наука, 1931. — 300 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Эксмо, 2007. — 436 с.
  3. Божович, Л. И. Психологические особенности развития личности подростка / Л. И. Божович. — М.: Знание, 1979. — 40 с.
  4. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
  5. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1996. — 192 с.
  6. Воробьёва, М. А. Психология труда: учеб. пособие / М. А. Воробьёва; М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: УрГПУ, 2015. — 212 с.
  7. Гнездилов, Г. В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие / Г. В. Гнездилов, Е. А. Кокорева, А. Б. Курдюмов. — М.: СГУ, 2013. — 204 с.
  8. Лукьянова, М. И. Возрастная периодизация личности / М. И. Лукьянова. — М.: АРКТИ, 2008. — 265 с.
  9. Колесов, Д. В. Современный подросток / Д. В. Колесов. — М.: Флинта, 2013. — 200 с.
  10. Биктина, Н. Н. К вопросу о профессиональном самоопределении школьников [Электронный ресурс] / Н. Н. Быктина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2021. — № 4 (37). — С. 286–289. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47578922_25305001.pdf. — Дата доступа: 20.12.2023.
Задать вопрос